СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Агрессия как доминанта поведения современных подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Агрессия как доминанта поведения современных подростков"»

«Агрессия как доминанта поведения современных подростков» Выполнила Рогачева Алёна Ученица 11 класса МБОУ Ужовская СШ Руководитель: Рогачева Л.Н

«Агрессия как доминанта поведения современных подростков»

Выполнила

Рогачева Алёна

Ученица 11 класса

МБОУ Ужовская СШ

Руководитель:

Рогачева Л.Н

Оглавление: I. Актуальность. II. Цель, гипотеза и конечный продукт. III. Задачи проекта. IV. Основная часть:  1.1 Теоретические аспекты агрессии, агрессивного поведения и гнева.  1.2 Формы агрессии.  1.3 Причины возникновения агрессии у подростков.  1.4 Исследование агрессивного поведения подростков: Результаты анкетирования № 1 Результаты анкетирования № 2 Результаты анкетирования № 1 Результаты анкетирования № 2 Результаты анкетирования № 1 Результаты анкетирования № 2  1.5 Методы решения проблемы подростковой агрессивности. V. Рефлексия. VI. Список литературы.

Оглавление:

I. Актуальность.

II. Цель, гипотеза и конечный продукт.

III. Задачи проекта.

IV. Основная часть:

1.1 Теоретические аспекты агрессии, агрессивного поведения и гнева.

1.2 Формы агрессии.

1.3 Причины возникновения агрессии у подростков.

1.4 Исследование агрессивного поведения подростков:

  • Результаты анкетирования № 1 Результаты анкетирования № 2
  • Результаты анкетирования № 1 Результаты анкетирования № 2
  • Результаты анкетирования № 1
  • Результаты анкетирования № 2

1.5 Методы решения проблемы подростковой агрессивности.

V. Рефлексия.

VI. Список литературы.

Актуальность

В наше время цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Подростки забывают о нравственности, этике и моральных ценностях. Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков – неуспевающих, с аддитивным поведением – характерно отсутствие жизненных целей. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативными и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья. Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние социальных сетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения. В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных с агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.

Цель проекта:  Выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции. На основе изученных данных разработать буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения.» Гипотеза:  Агрессивные действия со стороны подростков происходят из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, тем самым подростки показывают, что они обижены на общество или имеют проблемы в семье или школе. Конечный продукт:  Анкетирование среди учащихся 9-11 классов МБОУ Ужовской СШ; буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».

Цель проекта:

Выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции. На основе изученных данных разработать буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения.»

Гипотеза:

Агрессивные действия со стороны подростков происходят из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, тем самым подростки показывают, что они обижены на общество или имеют проблемы в семье или школе.

Конечный продукт:

Анкетирование среди учащихся 9-11 классов МБОУ Ужовской СШ; буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».

Задачи проекта: Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста; Разработать способы снижения агрессии подростков; 6 1 Разработать рекомендации для родителей и окружающих людей подростка с агрессивным  характером; Изучить понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «гнев»; 7 2 Проанализировать формы и виды агрессии подростков; 3 4  Выявить причины агрессии у подростков; Провести анкетирование для выявления факторов агрессивных проявлений школьников 5

Задачи проекта:

Провести анализ литературных источников

по вопросу психологических особенностей

подросткового возраста;

Разработать способы снижения

агрессии подростков;

6

1

Разработать рекомендации для родителей и

окружающих людей подростка с агрессивным

характером;

Изучить понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «гнев»;

7

2

Проанализировать формы и виды агрессии подростков;

3

4

Выявить причины агрессии у подростков;

Провести анкетирование для выявления

факторов агрессивных проявлений

школьников

5

Теоретические аспекты агрессии, агрессивного поведения и гнева.

В нашей жизни происходит множество негативных ситуаций, мы пытаемся изменить ситуацию так, как нам кажется более правильным. Не получается – мы гневаемся. Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Но от нашего гнева, как правило, тоже ничего не меняется, разве что ухудшается наше настроение. Мы становимся агрессивны.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Действительно, агрессивностью страдают все люди. Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Агрессивные проявления у подростков рождаются в первую очередь от того, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран. Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть, как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Формы агрессии: Физическая агрессия - подросток использует физическую силу против другого лица Прямая агрессия – направлена непосредственно на человека. Косвенная агрессия - совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т.д). Вербальная агрессия  - использование подростом в качестве выражения своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т.д). Раздражительность - подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость. Негативизм  - выражается в оппозиции против законов и обычаев. Обида  - зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность  - раскрывается в недоверии и настороженности подростка к окружающим, вследствие убеждения в том, что они могут причинить ему вред. Скрытая агрессия  - систематическое давление на кого-либо, однако без открытого проявления враждебности.

Формы агрессии:

  • Физическая агрессия - подросток использует физическую силу против другого лица
  • Прямая агрессия – направлена непосредственно на человека.
  • Косвенная агрессия - совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т.д).
  • Вербальная агрессия  - использование подростом в качестве выражения своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т.д).
  • Раздражительность - подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость.
  • Негативизм  - выражается в оппозиции против законов и обычаев.
  • Обида  - зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность  - раскрывается в недоверии и настороженности подростка к окружающим, вследствие убеждения в том, что они могут причинить ему вред.
  • Скрытая агрессия  - систематическое давление на кого-либо, однако без открытого проявления враждебности.

Причины возникновения агрессии у подростков.

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать, найти причины данного явления. Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности.

Подростковый возраст — это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения — большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп: семейные, биологические, личностные.

Методы диагностики агрессивного

поведения подростков

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

  • наблюдение
  • интервью

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики: одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

  • проективные методики
  • тесты

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – « Опросник Басса-Дарки ». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. А.Бассом и А. Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Диагностика агрессивности среди подростков (анкетирование № 1)    Я провела анонимный опрос в социальной сети «ВКонтакте», в котором приняли участие 70 человек. Участникам был задан вопрос «Как выдумаете, какими качествами обладают современные подростки?» В качестве вариантов ответов было предложено 5 положительных качеств (доброта, милосердие, честность, толерантность, открытость) и 5 отрицательных (агрессивность, жестокость, равнодушие, цинизм, инфантилизм). Таким образом, мое предположение об агрессивности и жесткости как доминанте поведения современных подростков, к большому сожалению, подтвердилась.

Диагностика агрессивности среди подростков (анкетирование № 1)

Я провела анонимный опрос в социальной сети «ВКонтакте», в котором приняли участие 70 человек. Участникам был задан вопрос «Как выдумаете, какими качествами обладают современные подростки?» В качестве вариантов ответов было предложено 5 положительных качеств (доброта, милосердие, честность, толерантность, открытость) и 5 отрицательных (агрессивность, жестокость, равнодушие, цинизм, инфантилизм).

Таким образом, мое предположение об агрессивности и жесткости как

доминанте поведения современных подростков, к большому сожалению,

подтвердилась.

Анкетирование № 2  Я провела второй анонимный опрос в своей школе, среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 29 человек. Существует ли проблема агрессии в школе? Существует Будете ли вы защищать «жертву»? 88% Будут Часто ли вы проявляете агрессию? Вызывают ли у вас жалость брошенная собака или кошка? Не существует 56% Будите ли вы оказывать помощь незнакомцу, если вас попросят? Да Затрудняются в выборе ответа 6% Не будут Да Да 14% Затрудняются в выборе ответа 62% 6% 92% Нет Нет 54% 30% Затрудняются в выборе ответа Нет 24% 6 % Затрудняются в выборе ответа 14% Затрудняются в выборе ответа 18 % 2% 28%

Анкетирование № 2

Я провела второй анонимный опрос в своей школе, среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 29 человек.

Существует ли проблема агрессии в школе?

Существует

Будете ли вы защищать «жертву»?

88%

Будут

Часто ли вы проявляете агрессию?

Вызывают ли у вас жалость брошенная собака или кошка?

Не существует

56%

Будите ли вы оказывать помощь незнакомцу, если вас попросят?

Да

Затрудняются в выборе ответа

6%

Не будут

Да

Да

14%

Затрудняются в выборе ответа

62%

6%

92%

Нет

Нет

54%

30%

Затрудняются в выборе ответа

Нет

24%

6 %

Затрудняются в выборе ответа

14%

Затрудняются в выборе ответа

18 %

2%

28%

Обобщение анкетирования и опроса  Опрос, проведенный среди учеников 9-11 классов показал, что в школе присутствует агрессивное поведение. Из наблюдений видно, что почти половина опрошенных не готова защитить «жертву». Вместе с тем большая часть опрошенных считает, что сами лично они не способны на агрессию, а также они жалостливо относятся к брошенным животным и готовы оказать помощь незнакомцу. Из всего этого возникает парадоксальная ситуация, при которой все считают, что вокруг много агрессии, но они сами лично к этой агрессии не причастны. А может люди боятся признаться и принять то, что они агрессивны? Поэтому я разработала буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения», предназначенный для снижения агрессии.

Обобщение анкетирования и опроса

Опрос, проведенный среди учеников 9-11 классов показал, что в школе присутствует агрессивное поведение. Из наблюдений видно, что почти половина опрошенных не готова защитить «жертву». Вместе с тем большая часть опрошенных считает, что сами лично они не способны на агрессию, а также они жалостливо относятся к брошенным животным и готовы оказать помощь незнакомцу. Из всего этого возникает парадоксальная ситуация, при которой все считают, что вокруг много агрессии, но они сами лично к этой агрессии не причастны. А может люди боятся признаться и принять то, что они агрессивны? Поэтому я разработала буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения», предназначенный для снижения агрессии.

Рефлексия

В результате изучения имеющихся в моем распоряжении источников и опираясь на собственный жизненный опыт, я выявила основные причины, порождающие подростковую агрессивность, изучила виды и формы агрессии, провела анкетирование и опрос и разработала буклет на тему: «Профилактика агрессивного поведения».

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Но в современном мире на данный момент невозможно определить точно, выступает ли агрессия как доминанта поведения у современной молодежи.

Список литературы Леонард Берковиц Агрессия. Причины, последствия и контроль.- Прайм-Еврознак, 2007. Отто Кернберг Агрессия при расстройствах личности.-класс, 2001. https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/36-agressija.html Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М.: Речь, 2014. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2012. https://psylogik.ru/36-agressija.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивное_поведение Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Академия, 2008. Большой психологический словарь Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гнев https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/08/24/oprosnik-urovnya-agressivnosti-bassa-darki https://ru.wikipedia.org/wiki/Рисунок_несуществующего_животного

Список литературы

  • Леонард Берковиц Агрессия. Причины, последствия и контроль.- Прайм-Еврознак, 2007.
  • Отто Кернберг Агрессия при расстройствах личности.-класс, 2001.
  • https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/36-agressija.html
  • Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М.: Речь, 2014.
  • Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2012.
  • https://psylogik.ru/36-agressija.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивное_поведение
  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Академия, 2008.
  • Большой психологический словарь Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  • Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Гнев
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/08/24/oprosnik-urovnya-agressivnosti-bassa-darki
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Рисунок_несуществующего_животного


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!