СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". История создания и общая характеристика романа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". История создания и общая характеристика романа" выполнена ученицей 9 класса ГБПОУ "1-й МОК" г. Москвы Козловой Верой для сопровождения своего устного ответа на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". История создания и общая характеристика романа"»

«Герой нашего времени» (1838 – 1840)

«Герой нашего времени»

(1838 – 1840)

История создания Автор долго думал над созданием романа и работал над ним продолжительное время. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад. Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году.

История создания

Автор долго думал над созданием романа и работал над ним продолжительное время.

Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году.

I этап. Начало работы над романом В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой, по замыслу, должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать, созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин. 1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», за что был впоследствии сослан на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.

I этап. Начало работы над романом

  • В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой, по замыслу, должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать, созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
  • 1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», за что был впоследствии сослан на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так ,помимо Печорина, появились княжна Мери; Бэла; контрабандисты; горцы, с их дикими обычаями и традициями; светское общество той поры. Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа

  • Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так ,помимо Печорина, появились княжна Мери; Бэла; контрабандисты; горцы, с их дикими обычаями и традициями; светское общество той поры.
  • Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.
III этап. Завершающий О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно, первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил соединить отдельные истории в одну. Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя. На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.

III этап. Завершающий

  • О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно, первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил соединить отдельные истории в одну.
  • Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.
  • На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.
Проблематика и сюжет романа «Герой нашего времени» В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика ,нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя; очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий; философские размышления и необычные эксперименты героя. Его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым роман, при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое - Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя - цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

Проблематика и сюжет романа «Герой нашего времени»

В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика ,нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя; очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий; философские размышления и необычные эксперименты героя. Его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым роман, при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое - Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя - цель всей системы повестей, она определяет и построение сюжета.

Вывод о смысле романа

  • Таким образом, проанализировав роман, можно сделать вывод, что «Герой нашего времени» - первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, сконцентрированных вокруг одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале Печорина”.
  • Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе “Герой нашего времени” - рассказать “историю души человеческой”, увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к “Журналу Печорина” автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
  • Роман изображает жизнь как процесс, сюжет не завершен, поэтому «Герой нашего времени» имеет открытый финал.
  • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» прочно вошел в историю русской реалистической прозы и был признан нашими писателями и критикой как одно из самых совершенных созданий в истории классической литературы.
Тест по произведению 1 . Когда у Лермонтова родилась идея романа «Герой нашего времени»?  На отдыхе в Крыму;  Во время отпуска поэта в Петербурге;  В Середникове, подмосковном поместье  Во время ссылки на Кавказ. 3. Как погибла Бэла?  Девушка была ранена во время охоты;  Бэла от тоски покончила с собой;  Девушка сильно простудилась и умерла от болезни;  Погибла от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича 2. Кто из героев описывает личность Печорина в начале романа?  Офицер-рассказчик;  Максим Максимыч;  Грушницкий;  Азамат.

Тест по произведению

1 . Когда у Лермонтова родилась идея романа «Герой нашего времени»?

  • На отдыхе в Крыму;
  • Во время отпуска поэта в Петербурге;
  • В Середникове, подмосковном поместье
  • Во время ссылки на Кавказ.

3. Как погибла Бэла?

  • Девушка была ранена во время охоты;
  • Бэла от тоски покончила с собой;
  • Девушка сильно простудилась и умерла от болезни;
  • Погибла от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича

2. Кто из героев описывает личность Печорина в начале романа?

  • Офицер-рассказчик;
  • Максим Максимыч;
  • Грушницкий;
  • Азамат.
4. Чем Печорин сильно обидел Максима Максимыча во время их последней встречи? 5. Почему Печорин говорил в присутствии Грушницкого о Мери так, словно это не девушка, а скаковая лошадь? Печорин оскорбил Максима Максимовича; Печорин был холоден и равнодушен к Максиму Максимычу, не хотел общаться;  Печорин сделал вид, что не знаком с Максимом Максимычем;  Печорин взял у Максима Максимыча деньги в долг, но не захотел отдавать. Печорин заметил чувства Грушницкого к Мери, и это потешало Григория;  Мери очень не нравилась Печорину;  Печорин влюбился в Мери и пытался так убрать со своего пути соперника;  Печорин хотел через Мери отомстить князю Лиговскому. 6. Рядом с какой женщиной Печорин из холодного, злого циника преображался в человека больших страстей? Мери;  Бэлой;  Ундиной;  Верой.

4. Чем Печорин сильно обидел Максима Максимыча во время их последней встречи?

5. Почему Печорин говорил в присутствии Грушницкого о Мери так, словно это не девушка, а скаковая лошадь?

  • Печорин оскорбил Максима Максимовича;
  • Печорин был холоден и равнодушен к Максиму Максимычу, не хотел общаться;
  • Печорин сделал вид, что не знаком с Максимом Максимычем;
  • Печорин взял у Максима Максимыча деньги в долг, но не захотел отдавать.
  • Печорин заметил чувства Грушницкого к Мери, и это потешало Григория;
  • Мери очень не нравилась Печорину;
  • Печорин влюбился в Мери и пытался так убрать со своего пути соперника;
  • Печорин хотел через Мери отомстить князю Лиговскому.

6. Рядом с какой женщиной Печорин из холодного, злого циника преображался в человека больших страстей?

  • Мери;
  • Бэлой;
  • Ундиной;
  • Верой.
Работу выполнила  ученица 9-Ф класса  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Козлова Вера

Работу выполнила ученица 9-Ф класса ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Козлова Вера


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!