СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лирика М.Ю. Лермонтова. Антитеза - композиционный приём строения стихотворения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере анализа стихотворения "Ночевала тучка золотая..." изучить теорию литературы, что такое антитеза, каковы её особенности, роль. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения

Просмотр содержимого презентации
«Антитеза»

М.Ю. Лермонтов. Лирика Антитеза - основной композиционный приём стихотворения

М.Ю. Лермонтов. Лирика

Антитеза - основной

композиционный приём

стихотворения

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением.

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Андрей Вознесенский Стихи не пишутся — случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так. Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”? Случались ли у вас стихи? В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

Андрей Вознесенский

Стихи не пишутся — случаются,

Как чувства или же закат.

Душа - слепая соучастница.

Не написал - случилось так.

Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?

Случались ли у вас стихи? В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

В центре лирического произведения – лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
  • В центре лирического произведения – лирический герой.
  • Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении.
  • Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
  • Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя. «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Это интересно!

Это интересно!

  • Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький. Его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку.
  • Стихотворение «Утёс» является одним из рекордсменов среди лермонтовской поэзии по числу музыкальных произведений, написанных разными композиторами на этот текст: их количество в целом превышает два десятка. Среди наиболее известных из можно назвать романс Александра Даргомыжского «Ночевала тучка золотая» и хор a capella Римского-Корсакова под тем же названием. Также и Пётр Чайковский в своё время сделал переложение романса Даргомыжского для смешанного хора, а также для вокального трио и симфонического оркестра.
Как противопоставлены  эти две строфы?

Как противопоставлены

эти две строфы?

  • Какую роль выполняет союз НО ?
  • О чём говорится в каждой строфе?
  • Стихотворение построено с помощью …
Антитеза

Антитеза

  • стилистическая фигура речи, которая строится на резком противопоставлении слов, образов, мыслей.
Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

  • О чем это стихотворение?
  • Назовите его героев.
  • Речь идет о природных явлениях?
  • В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений.
  • Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним
Тучка Ассоциации  Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств  Легкая, подвижная, легкомысленная, Молодость, беззаботность, Чистое небо, радость, солнце Тучка (уменьш. суффикс) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело  (эпитет) Играя (олицетворение) По лазури  (метафора)

Тучка

Ассоциации

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

  • Легкая, подвижная, легкомысленная,
  • Молодость, беззаботность,
  • Чистое небо, радость, солнце
  • Тучка

(уменьш. суффикс)

  • Золотая

(эпитет)

  • Умчалась

(олицетворение)

  • Весело

(эпитет)

  • Играя

(олицетворение)

  • По лазури

(метафора)

Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.   Это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая,

Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.

  • Это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".

Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".

  • Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Утёс тяжёлый неподвижный несчастный старость, разлука одиночество слезы утёс-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина (олицетв.) старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.)

Утёс

  • тяжёлый
  • неподвижный
  • несчастный
  • старость, разлука
  • одиночество
  • слезы
  • утёс-великан

(эпитет)

  • влажный след

(эпитет)

  • морщина

(олицетв.)

  • старый

(эпитет)

  • одиноко

(эпитет)

  • задумался

(олицетв.)

  • плачет

(олицетв.)

Образ
  • Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
  • Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
  • Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
Определите стихотворный размер стихотворения.   Сложно! Почему? «Утес», написан пятистопным хореем, НО есть строки, где пиррихий и на 1, и на 4 стопах. Появление в стихотворной строчке пиррихия не означает, что она сокращается на одну или две стопы. Совершенно недопустимо считать что, «Утес» написан 3-стопным хореем с двумя пиррихиями – размер остается прежним, пятистопным. Также неверно определять размер стихотворения по первой строчке или по числу таковых ударений. Нужно обращать внимание на ритм других строк стихотворения и принимать в расчет стопы, на которых есть пиррихии. !! Ритмические вариации потому и возникают, что происходит нарушение метрического закона.

Определите стихотворный размер стихотворения.

  • Сложно!
  • Почему?

«Утес», написан пятистопным хореем, НО есть строки, где

пиррихий и на 1, и на 4 стопах. Появление в стихотворной

строчке пиррихия не означает, что она сокращается на

одну или две стопы. Совершенно недопустимо считать

что, «Утес» написан 3-стопным хореем с двумя

пиррихиями – размер остается прежним, пятистопным.

Также неверно определять размер стихотворения по

первой строчке или по числу таковых ударений. Нужно

обращать внимание на ритм других строк стихотворения

и принимать в расчет стопы, на которых есть пиррихии.

!! Ритмические вариации потому и возникают, что происходит нарушение метрического закона.

Вывод одиночество В чем же главный смысл стихотворения? Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова

Вывод

одиночество

  • В чем же главный смысл стихотворения?

Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".

  • Почему "тихонько"?

Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...

  • А как мы теперь относимся к "тучке"?

Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?

  • А какие чувства испытываем к утесу?

Жалость, сочувствие.

  • Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.

«На севере диком…

«На севере диком…"

  • На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.
  • И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
«Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832 г

«Парус»

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! 1832 г

Вывод

Вывод

  • Антитеза – это стилистическая фигура речи, которая строится на резком противопоставлении слов, образов, мыслей.
  • Антитеза – это композиционный приём, который усиливает авторский замысел.
Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Как вы теперь относитесь к творчеству М.Ю. Лермонтова? Что вас поразило в его стихотворениях? Какие чувства вы испытываете, читая эти строки? Почему? Что бы вы посоветовали своему другу, если бы он оказался в сложной жизненной ситуации?

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы теперь относитесь к творчеству

М.Ю. Лермонтова?

Что вас поразило в его стихотворениях?

Какие чувства вы испытываете, читая эти строки? Почему?

Что бы вы посоветовали своему другу, если бы он оказался в сложной жизненной ситуации?

Домашнее задание Проанализируйте одно из стихотворений «Парус» или «На севере диком…» ПЛАН 1. Выявить ключевые образы. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. 3. Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание). 4. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания. 5. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов 6. Сделать вывод.

Домашнее задание

Проанализируйте одно из стихотворений «Парус» или «На севере диком…»

ПЛАН

1. Выявить ключевые образы.

2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

3. Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).

4. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.

5. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов

6. Сделать вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!