СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Комедия А.Н. Островского "Свои люди - сочтёмся!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю в проведении урока по родной русской литературе по теме "Комедия А.Н. Островского "Свои люди - сочтёмся!"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Комедия А.Н. Островского "Свои люди - сочтёмся!"»

А.Н. Островский  Комедия «Свои люди- сочтёмся!» Родная русская литература

А.Н. Островский Комедия «Свои люди- сочтёмся!»

Родная русская литература

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Начало пути… С конца 40-х гг Островский посвящает себя театру и драматургии. 1847г — публикует в «Московском городском листке» статью «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картину семейного счастья» и другие. 1850 — имя Островского-драматурга стало широко известно после опубликования его пьесы «Свои люди — сочтёмся!», первоначально называлась «Банкрот». Комедия имела шумный успех.

Начало пути…

  • С конца 40-х гг Островский посвящает себя театру и драматургии.
  • 1847г — публикует в «Московском городском листке» статью «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картину семейного счастья» и другие.
  • 1850 — имя Островского-драматурга стало широко известно после опубликования его пьесы «Свои люди — сочтёмся!», первоначально называлась «Банкрот». Комедия имела шумный успех.
     Купеческий дом Большовых Его дочь - Липочка, приказчик Подхалюзин, на которого купец переводит всё состояние, чтобы не возвращать деньги. Жажда наживы, страсть к накоплению искажает нормальные человеческие отношения, взрывают изнутри тот патриархальный уклад, в который наивно верует Большов отсюда и название комедии: убеждённость в твёрдости и устойчивости каких-то (пусть и искажённых) нравственных норм, которые уже своими-то, близкими, должны соблюдаться: свои люди — сочтёмся!

Купеческий дом Большовых

  • Его дочь - Липочка, приказчик Подхалюзин, на которого купец переводит всё состояние, чтобы не возвращать деньги. Жажда наживы, страсть к накоплению искажает нормальные человеческие отношения, взрывают изнутри тот патриархальный уклад, в который наивно верует Большов отсюда и название комедии: убеждённость в твёрдости и устойчивости каких-то (пусть и искажённых) нравственных норм, которые уже своими-то, близкими, должны соблюдаться: свои люди — сочтёмся!
Извечная проблема… Столкновение отцов и детей. Большов переживает трагедию отца, которого обманула родная дочь и зять.  Эта пьеса была восторженно принята, но её постановка была запрещена Николаем I.  Имя Островского занесли в списки неблагонадёжных лиц, и был отдан под негласный надзор полиции.

Извечная проблема…

  • Столкновение отцов и детей. Большов переживает трагедию отца, которого обманула родная дочь и зять.
  • Эта пьеса была восторженно принята, но её постановка была запрещена Николаем I.
  • Имя Островского занесли в списки неблагонадёжных лиц, и был отдан под негласный надзор полиции.
Основная мысль: «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Основная мысль:

  • «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.
Композиция отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию. В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.Подробнее:

Композиция

  • отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.
  • В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.Подробнее:
Развитие действий Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.Подробнее:

Развитие действий

  • Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.Подробнее:
Кульминация решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца. В развязке  автор подводит итог своей комедии, разоблачая перед читателем главную ее идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком.

Кульминация

  • решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.
  • В развязке  автор подводит итог своей комедии, разоблачая перед читателем главную ее идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком.
Жанр и направление Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление – реализм.

Жанр и направление

  • Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт.
  • Направление – реализм.
Значение Пьеса была напечатана в славянофильском журнале «Москвитянин», с которым сотрудничает драматург, в нём работает молодая редакция — Григорьев, Писемский — интерес к народному быту, русской песне. Они видели в купеческом сословии движущееся многообразие русской жизни — от торгующего крестьянина до крупного столичного дельца идеализируют патриархальную старину. Его герои отличаются душевным благородством, пылкостью чувств, искренностью.

Значение

  • Пьеса была напечатана в славянофильском журнале «Москвитянин», с которым сотрудничает драматург, в нём работает молодая редакция — Григорьев, Писемский — интерес к народному быту, русской песне. Они видели в купеческом сословии движущееся многообразие русской жизни — от торгующего крестьянина до крупного столичного дельца идеализируют патриархальную старину.
  • Его герои отличаются душевным благородством, пылкостью чувств, искренностью.
Критика 1859г — Н. Добролюбов в статье «Тёмное царство», которая посвящена ранним произведениям Островского: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок». Добролюбов считает, что в ком есть лишь видимость действия (как в «Ревизоре»). Добролюбов не заметил, что к концу комедии в Большове появляются человеческие черты, в нём просыпается страдающий человек (король Лир Шекспира).

Критика

  • 1859г — Н. Добролюбов в статье «Тёмное царство», которая посвящена ранним произведениям Островского: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок». Добролюбов считает, что в ком есть лишь видимость действия (как в «Ревизоре»). Добролюбов не заметил, что к концу комедии в Большове появляются человеческие черты, в нём просыпается страдающий человек (король Лир Шекспира).
Преемственность Наследуя гоголевские традиции, Островский шёл вперёд. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора» одинаково бездушны, их бездушие Гоголь лишь осмеивает, то у Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств.

Преемственность

  • Наследуя гоголевские традиции, Островский шёл вперёд. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора» одинаково бездушны, их бездушие Гоголь лишь осмеивает, то у Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств.
Опыт Драматург расширяет тематический диапазон своих пьес. Он обращается к изображению мира дворянства («Воспитанница»), чиновничества («Доходное место») Островский показал, что «бюрократическая машина» царской России такое же «тёмное царство»», как и мир купечества. В 1856г Островский по зпдпнию Московского министерства с целью изучения экономических условий жизни и быта приволжского населения совершает длительное путешествие по Верхней Волге. 1857г — Островский побывал в Ярославле, Угличе, Костроме.

Опыт

  • Драматург расширяет тематический диапазон своих пьес. Он обращается к изображению мира дворянства («Воспитанница»), чиновничества («Доходное место») Островский показал, что «бюрократическая машина» царской России такое же «тёмное царство»», как и мир купечества.
  • В 1856г Островский по зпдпнию Московского министерства с целью изучения экономических условий жизни и быта приволжского населения совершает длительное путешествие по Верхней Волге.
  • 1857г — Островский побывал в Ярославле, Угличе, Костроме.
Итог поездки Под впечатлением поездки Островский задумывает целый цикл пьес под общим названием «Ночи на Волге». В полной мере замысел этот не был осуществлён, но наиболее полно его впечатления отразились в драме «Гроза». 9 октября 1859г — была закончена работа над драмой «Гроза». В январе 1860г пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения».

Итог поездки

  • Под впечатлением поездки Островский задумывает целый цикл пьес под общим названием «Ночи на Волге». В полной мере замысел этот не был осуществлён, но наиболее полно его впечатления отразились в драме «Гроза».
  • 9 октября 1859г — была закончена работа над драмой «Гроза». В январе 1860г пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!