Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коллектив"»
Коллектив Выполнила социальный педагог СОШ № 127 Г.Перми Власова Марина Леонидовна
Ученический коллектив
Объект воспитания
Субъект воспитания
Коллектив
совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
- ПРИМЕРЫ: трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы.
- В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.
Основные признаки коллектива
- 1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;
- 2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;
- 3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;
- 4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления.
Ученический коллектив
- сходством условий жизн е д е я т е льности
- наличием совместно осу щ е с т в ляе м ой деятельности
- общностью потребностей
- собственной культурой класса
Группа обучающихся , объединенная в один класс в рамках образовательной организации; данная группа обучающихся в процессе деятельности взаимно влияют друг на друга, а также связаны единой социально обусловленной целью, интересами, потребностями, нормами и
правилами поведения.
Влияние ученического коллектива на отдельную личность
П О Л О Ж ИТ Е Л Ь НОЕ
О ТР И Ц А Т Е Л Ь НОЕ
ВЛИЯНИЕ
ВЛИЯНИЕ
Если класс обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный
Возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и классом, а также буллинг
классом статус соответствует
ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности
Показатели сформированности коллектива
Показатели сформированности коллектива
ОРГАНИ-
ЗО В А Н НО С ТЬ
СПЛОЧЕННОСТЬ
СВЯЗЬ
С ОБЩЕШКО- ЛЬНЫМ
КО Л Л Е К ТИВ О М
А В Т ОРИТ Е Т АКТИВА КЛАССА
УЧАСТИЕ В С О ЦИАЛ Ь Н О - ЗНАЧИМОЙ
Д Е ЯТ Е Л Ь НО СТИ
УРОВЕНЬ С О ЗН А Т Е ЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЗАИМО- О ТНОШЕ Н ИЯ В КЛАССЕ
Диагностика уровня развития коллектива
Инструкция: следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует Вашему мнению об учебном коллективе. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
- +3 – свойство, указанное слева, появляется в коллективе всегда;
- +2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
- +1 – свойство появляется достаточно часто;
- 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляется достаточно ясно;
- – 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- – 2 – свойство справа проявляется в большинстве случаев;
- – 3 – свойство справа проявляется всегда.
Обработка результатов
- Первый этап : необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
- Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.
Обработка результатов
От 22 баллов и более
От 8 баллов до 21 баллов
1 (высокая степень сплоченности)
От 0 баллов до 7 баллов
2 (средняя степень сплоченности)
3 (низкая степень сплоченности)
От 0 баллов до -7 баллов
От -8 и меньше
4 (сплочение только начинается)
5 (группе сложно взаимодействовать вместе, предпочитаю обособленную деятельность)
5. «Песчаная россыпь»
- Есть группы людей, похожие на песчаные россыпи. Посмотришь — вроде бы все вместе. И в то же время замечаешь — никто не соединяет их между собой, как песчинки в россыпи. Подул ветер — и разлетелись песчинки. Нет у них авторитетного центра, не находится хорошего организатора. Отсутствуют общие дела, общие интересы, и поэтому «Песчаная россыпь» не приносит радости, удовлетворения тем, кто ее составляет.
4. «Мягкая глина»
- Известно, что мягкая глина — материал, который относительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера глина способна принять вполне определенную форму. Но она может остаться и бесформенным куском, если не приложить к ней достаточных сил и умений. Заметны первые шаги по сплочению, изменяются отношения в сторону доброжелательности, хотя далеко не всегда получается. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые общаются друг с другом, нередко ссорятся. Нет опыта совместной работы.
3. «Мерцающий маяк»
- В штормовом море маяк приносит мореходу уверенность: курс выбран правильно — так держать! Но маяк горит не постоянно, а лишь периодически выбрасывает импульс света. Формирующийся коллектив подобен такому маяку. Возникает и пропадает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Дружба, организованность, взаимопомощь — все эти качества проявляются лишь периодически, всплесками. А ведь они требуют постоянного и яркого горения. Но уже проявляются в группе люди, на которых можно опереться. Авторитеты — «смотрители маяка» — организаторы группы, ее актив.
2. «Алый парус»
- Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, верности и преданности делу. Есть группы, напоминающие «корабль с алыми парусами». Здесь действует принцип. «Один – за всех, все – за одного». Дружеское участие, товарищеская взаимопомощь и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» — знающие и умеющие организаторы, верные и авторитетные товарищи. Здесь нет «пассажиров», которые только наблюдают, как трудится команда. Все — члены экипажа. Группа приобретает свою индивидуальность, у нее возникает желание отличиться от других групп.
2. «Алый парус»
- Однако, бывают моменты — группа выбивается из ритма работы. Не всегда хватает сил признать свои ошибки, собрать волю в «кулак». «Корабль» на этом уровне может быть выведен из состава «эскадры», так как не всегда взаимодействует с другими группами. И если не преодолеть эту тенденцию замкнутости, оторванности, группу подстерегает страшная беда — превращение в корпоративную группировку, в антиколлектив.
1. «Горящий факел»
- Горящий факел — это живое и яркое пламя, горячим материалом для которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь мы видим в ярком проявлении все лучшие качества, накопленные на предыдущих ступенях. Но это еще не все. Настоящим коллективом становится лишь тот, который не может не чувствовать себя хорошо, если рядом кому-то трудно, кому-то нужна помощь. «Горящий факел» освещает дорогу не только себе, но и другим, спешит на выручку, не дожидаясь просьб и призывов. В таком коллективе бескорыстно приносят пользу людям, другим коллективам.