Найди лишнее слово
Урок-путешествие
«В стране изученного Деепричастия»
Цели урока
- Цель: обобщить знания о деепричастии, подготовиться к написанию сочинения с использованием деепричастий.
А для этого мы должны
- Знать: опознавательные признаки, суффиксы деепричастий
- Уметь : правильно выделять признаки деепричастия, отличать от других частей речи
- Научиться использовать деепричастия в речи
Страничка первая
- Повторение и обобщение общих сведений о деепричастии
Составляем
«Родословную Деепричастия »
Выполни несложную работу.
Какие признаки «родители»
передали своему ребенку
по наследству ?
Это тебе поможет выполнить работу
Что делая?
обстоятельство
вид
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
глагол
наречие
возвратность
Что сделав?
неизменяемость
переходность
Тебе осталось выполнить несложную и уже знакомую работу. Рассмотри схему, а потом проведи стрелочки от родителей Деепричастия к тем признакам, которые они по наследству передали своем чаду.
Как?
Добавочное действие
6
Родословное древо деепричастия. Проверка домашнего задания.(1 группа)
Фото
Д/З
1
Гр.
Родословное древо деепричастия .
Деепричастие!
Вид
Как?
Возвратность
обстоятельство
Что сделав?
Что делая?
Не изменяется
Переходность
Добавочное действие
Наречие
Глагол
фото
Составьте инструкцию, как найти деепричастие в тексте. Проверка домашнего задания.(2 группа)
«Инструкция» по выявлению деепричастий
1. Определить, от какого глагола они образованы
2. Задать к ним вопросы:
Что делая? Что сделав?
3. Определить вид деепричастия по вопросам
сов. вид – несов. вид
4. Найти суффиксы -а-, -я-, - в-, - ши-, - вши-.
Найдите деепричастия. Выделите суффиксы, подчеркните деепричастия как обстоятельства.
- Далеко на севере наступила зима сковав реки и озера льдом.
- Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
- Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин.
Пользуйтесь инструкцией!
1. Определите, от какого глагола они образованы,
к какому глаголу относятся
2. Задайте к ним вопрос обстоятельства как?
от глагола,
и дополнительные вопросы
Что делая? Что сделав?
3. Ищите суффиксы -а-, -я-, - в-, - ши-, - вши-.
4.Определите вид деепричастия
Правильно!
- Далеко на севере наступила зима сковав реки и озера льдом.
- Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
- Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин.
Страничка вторая
Повторение и обобщение пунктуационных правил по изученной теме
Расставьте знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Далеко на севере наступила зима сковав реки и озера льдом.
- Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
- Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин.
- Как найти деепричастные обороты? Составьте устно инструкцию. Вы умеете ее составлять!
Инструкция по определению деепричастного оборота.
- 1. Надо найти зависимые слова
- 2.Надо поставить вопрос от деепричастия
к соседним словам.
- 3. Надо выделить границы деепричастного оборота.
Расставьте знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Далеко на севере наступила зима сковав реки и озера льдом.
- Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
- Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин.
Расставьте знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Далеко на севере наступила зима ,
- сковав реки и озера льдом . - Д.о.
- Сковав (что?) реки и озера
- Сковав (чем?) льдом
Наступила (как?) сковав реки и озера льдом - обособленное обстоятельство.
Расставьте знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
Заря лениво , обходя кругом , обсыпает ветки новым серебром.
Обходя (как?) кругом –Д.о.
Обсыпает (как?) обходя кругом - обособленное обстоятельство.
Расставьте знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин.
- Осыпался (как?) Сверкая и искрясь - обособленное обстоятельство.
К какому выводу мы пришли?
- Обособляются, выделяются запятыми обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями
Страничка третья
Употребление деепричастий и деепричастных оборотов
в речи
Пора себя показать!
Наш девиз:
«Я знаю!
Я умею!
Я смогу!»
Употребление деепричастий в речи. Подготовка к групповой творческой работе. Сочинение-миниатюра по сюжетным картинкам.
Мы поможем вам написать сочинение! Домашнее задание 3 группы.
Шаг №1. Помогут тебе глаголы. Запиши их.
Играть Побежать Схватить Отобрать Защищать Бороться Нарушить
Шаг №2. Образуй, где можно деепричастия от глаголов.
Играть- играя
Побежать - побежав
Схватить - схватив
Отобрать – отобрав
Защищать – защищая
Бороться- борясь
Нарушить - нарушив
Шаг №3. Составь словосочетания.
Играя в баскетбол
Побежав вперед
Схватив мяч
Отобрав у соперника
Защищая кольцо
Борясь за мяч Нарушив правила
Шаг №4. Составь предложения, чтобы получился текст.
В спортзале.
Раздался свисток судьи. Игра началась.
Отобрав мяч у соперника, я побежал к кольцу. Защитник преградил мне дорогу. Схватив мой мяч , он помчал-ся в нашу сторону и забил очко. А Коля, нарушив прави-ло, был удален с площадки.
Мы проиграли. Расстроившись , я чуть не заплакал.
Домашнее задание: Сочинение-миниатюра по сюжетным картинкам. (по группам)
Я сочинил рассказ
Я вам расскажу
Послушайте мой рассказ
Рефлексия.
Расскажите о себе :
- Самым интересным на уроке для меня было…
- Для меня оказалось трудным и сложным…
- Я был(а) бы рад(а)…
Подведение итогов урока.
Был сегодня очень рад
Видеть знающих ребят!
Страну мою вы изучили
И «отлично» получили!!!
5! 4!
Спасибо вам за знания!
Ваше Деепричастие