Мир образов
камерной
и
симфонической музыки
Презентация к уроку в 6 классе
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
г. Санкт-Петербург
Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего инструмента (фортепиано, скрипки и др.)
и симфонического оркестра.
Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.
КОНЦЕРТ
СОСТЯЗАНИЕ (лат) СОГЛАСИЕ (итал.)
Инструментальный концерт
Антонио Вивальди
«Времена года»
Музыкальный клип (часть «Весна»)
Антонио Вивальди (1678-1741) скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта .
Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.
Цикл «Времена года»
Вершина творчества Вивальди.
Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания
скрипки - solo оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все )
1 часть концерта
Какие чувства выражает эта музыка?
Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?
В какой форме написана 1 часть (рондо, вариации)?
2-я часть концерта
Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?
Вслушайтесь в пассажи скрипки.
Какие картины деревенского быта возникают в воображении?
СИНКВЕЙН («пять строк»)
Первая строка- существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;
Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.
- Весна.
- Ранняя, солнечная, долгожданная.
- Пришла, расцвела, разбудила.
- Душа полна предчувствием счастья.
- Благодать!
Принцип контраста
1-я часть – Allegro (Пришла весна)
быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией - Allegro , каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны.
Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит ,
Вторая часть – Largo – снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина.
Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы.
Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение , в основе которого лежат стихотворные сонеты , с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла:
«Весна» «Лето» «Осень» «Зима»
Предполагается, что сонеты написаны самим композитором
Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами
В изобразительном искусстве времена года , точнее труды, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах -
от скульптуры до графики .
Сандро Боттичелли «Весна»