1828 - 1910
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид Торо)
Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
Доброта
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?
Доброта
Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Доброта
Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души
Подумаем!
- Скажите, встречали ли мы с вами литературных героев, обладающих этими качествами?
- А в жизни вы встречали добрых людей?
- А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?
Тема урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Цель урока: Поиск ответа на вопрос ,
как может проявиться …
на примере рассказа ….
ДОБРОТА
Задачи:
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
- Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого
«Бедные люди».
- Выразительно (осмысленно, соблюдая
интонацию, паузы) прочитать
предложенные отрывки.
- Дать собственную оценку решению героев.
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Л.Н. Толстой
1828-1910
Викто́р Мари́ Гюго
1802-1885
Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
О.Д. Яновская. Ждут
Смысловое чтение
Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»
Остановка 1: Подумаем!
- Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
- А что почувствовали?
Л.Н.Толстой.
Бедные люди.
Остановка 1: Подумаем!
- Что говорит о том, что это бедная семья?
- Каковы взаимоотношения в семье?
- Как описана забота родителей о детях?
Остановка 1: Подумаем!
- Почему отец рыбачит в бурю?
- О чем думает Жанна?
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
Смысловое чтение
Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».
Остановка 2: Подумаем!
- Что случилось у соседки?
- Почему Жанна решила её проведать?
- Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?
Смысловое чтение
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».
Остановка 3: Подумаем!
- Почему в избушке сыро и холодно?
- Что можно сказать об умершей матери?
Как вы думаете, что сделает Жанна?
Смысловое чтение
Чтение до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».
Остановка 4: Подумаем!
- Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
- Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
- О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
- Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
Остановка 4: Подумаем!
- Почему она стала бояться мужа?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Смысловое чтение
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»
Остановка 5: Подумаем!
- С каким настроением вернулся рыбак домой?
- Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
- Что ей скажет муж, когда узнает о детях?
Смысловое чтение
Чтение рассказа до конца.
Остановка 6: Подумаем!
- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
- О чем этот рассказ?
Остановка 6: Подумаем!
- Какова главная мысль этого рассказа?
(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)
- Какие качества проявили Жанна и её муж?
(В первую очередь они проявили милосердие).
- Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?
(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
- Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
- Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?
(умершая соседка – Симон)
- Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?
Богатые
- Какими сокровищами обладали герои рассказа?
- А мы с вами обладаем этими богатствами?
Рефлексия
- Что понравилось вам в произведении?
- Над чем задумались?
- Справились ли мы с поставленными задачами?
Задачи:
1. Высказать собственные мнения
о доброте и добрых поступках.
- Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого
«Бедные люди».
- Выразительно (осмысленно, соблюдая
интонацию, паузы) прочитать
предложенные отрывки.
- Дать собственную оценку решению героев.
5. Понять авторскую позицию.
6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.
Домашнее задание:
Творческое задание на выбор:
- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);
- развернутый ответ на вопрос: «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?
- развернутый ответ на вопрос: «Почему доброта так важна в нашем обществе?»
Спасибо за работу!