СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 6 классе. Тема Л. Н. Толстой "Бедные люди. Уроки доброты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Л.Н.Толстой. Уроки доброты в рассказе Л.Н.Толстого "Бедные люди""

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 6 классе. Тема Л. Н. Толстой "Бедные люди. Уроки доброты"»

1828 - 1910

1828 - 1910

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид  Торо) Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид  Торо)

Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?

Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.

Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.

 Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.   Виктор Гюго

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго

 Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.       (Марк Твен)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

(Марк Твен)

Доброта  Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.   Ральф Уолдо Эмерсон Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?

Доброта

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Ральф Уолдо Эмерсон

Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?

Доброта Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».

Доброта

Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».

Доброта Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души

Доброта

Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души

Подумаем! Скажите, встречали ли мы с вами литературных героев, обладающих этими качествами? А в жизни вы встречали добрых людей? А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?

Подумаем!

  • Скажите, встречали ли мы с вами литературных героев, обладающих этими качествами?
  • А в жизни вы встречали добрых людей?
  • А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?
Тема урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Цель урока: Поиск ответа на вопрос , как может проявиться …  на примере рассказа …. ДОБРОТА Задачи: 1. Высказать собственные мнения  о доброте и добрых поступках. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди». Выразительно (осмысленно, соблюдая  интонацию, паузы) прочитать  предложенные отрывки. Дать собственную оценку решению героев. 5. Понять авторскую позицию. 6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.

Тема урока: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Цель урока: Поиск ответа на вопрос ,

как может проявиться …

на примере рассказа ….

ДОБРОТА

Задачи:

1. Высказать собственные мнения

о доброте и добрых поступках.

  • Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого

«Бедные люди».

  • Выразительно (осмысленно, соблюдая

интонацию, паузы) прочитать

предложенные отрывки.

  • Дать собственную оценку решению героев.

5. Понять авторскую позицию.

6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.

Л.Н. Толстой 1828-1910 Викто́р Мари́ Гюго 1802-1885 Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.

Л.Н. Толстой

1828-1910

Викто́р Мари́ Гюго

1802-1885

Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.

Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.  О.Д. Яновская. Ждут

Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.

О.Д. Яновская. Ждут

Смысловое чтение  Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ. Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»

Смысловое чтение

Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.

Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»

Остановка 1: Подумаем!  Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?  А что почувствовали?

Остановка 1: Подумаем!

  • Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
  • А что почувствовали?
Л.Н.Толстой. Бедные люди.

Л.Н.Толстой.

Бедные люди.

Остановка 1: Подумаем! Что говорит о том, что это бедная семья? Каковы взаимоотношения в семье? Как описана забота родителей о детях?

Остановка 1: Подумаем!

  • Что говорит о том, что это бедная семья?
  • Каковы взаимоотношения в семье?
  • Как описана забота родителей о детях?

Остановка 1: Подумаем! Почему отец рыбачит в бурю?  О чем думает Жанна? Как вы думаете, что произойдет дальше?

Остановка 1: Подумаем!

  • Почему отец рыбачит в бурю?
  • О чем думает Жанна?
  • Как вы думаете, что произойдет дальше?
Смысловое чтение Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».

Смысловое чтение

Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает».

Остановка 2: Подумаем!  Что случилось у соседки?  Почему Жанна решила её проведать?  Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?

Остановка 2: Подумаем!

  • Что случилось у соседки?
  • Почему Жанна решила её проведать?
  • Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?
Смысловое чтение Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».

Смысловое чтение

Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».

Остановка 3: Подумаем!  Почему в избушке сыро и холодно?  Что можно сказать об умершей матери?

Остановка 3: Подумаем!

  • Почему в избушке сыро и холодно?
  • Что можно сказать об умершей матери?
Как вы думаете, что сделает Жанна?

Как вы думаете, что сделает Жанна?

Смысловое чтение Чтение до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».

Смысловое чтение

Чтение до слов « Жанна вздрогнула и приподнялась со стула».

Остановка 4: Подумаем!  Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми? Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»? О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой? Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?  Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

Остановка 4: Подумаем!

  • Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
  • Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
  • О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
  • Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?

Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

Остановка 4: Подумаем! Почему она стала бояться мужа?  (Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).

Остановка 4: Подумаем!

  • Почему она стала бояться мужа?

(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).

Смысловое чтение Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»

Смысловое чтение

Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»

Остановка 5: Подумаем!  С каким настроением вернулся рыбак домой?  Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает? Что ей скажет муж, когда узнает о детях?

Остановка 5: Подумаем!

  • С каким настроением вернулся рыбак домой?
  • Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
  • Что ей скажет муж, когда узнает о детях?
Смысловое чтение Чтение рассказа до конца.

Смысловое чтение

Чтение рассказа до конца.

Остановка 6: Подумаем!  - Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью? - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей? - О чем этот рассказ?

Остановка 6: Подумаем!

- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

- О чем этот рассказ?

Остановка 6: Подумаем!  - Какова главная мысль этого рассказа? (Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание) Какие качества проявили Жанна и её муж? (В первую очередь они проявили милосердие).

Остановка 6: Подумаем!

- Какова главная мысль этого рассказа?

(Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)

  • Какие качества проявили Жанна и её муж?

(В первую очередь они проявили милосердие).

Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?  (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то). Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?  (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
  • Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  • Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?

(Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

  • Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?

(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?  (умершая соседка – Симон) Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».  (Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
  • Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?

(умершая соседка – Симон)

  • Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».

(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).

Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему? Богатые Какими сокровищами обладали герои рассказа? А мы с вами обладаем этими богатствами?

Рассказ называется «Бедные люди». Как по-другому можно назвать этот рассказ? Почему?

Богатые

  • Какими сокровищами обладали герои рассказа?
  • А мы с вами обладаем этими богатствами?

Рефлексия Что понравилось вам в произведении? Над чем задумались?  Справились ли мы с поставленными задачами? Задачи: 1. Высказать собственные мнения  о доброте и добрых поступках. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди». Выразительно (осмысленно, соблюдая  интонацию, паузы) прочитать  предложенные отрывки. Дать собственную оценку решению героев. 5. Понять авторскую позицию. 6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.

Рефлексия

  • Что понравилось вам в произведении?
  • Над чем задумались?
  • Справились ли мы с поставленными задачами?

Задачи:

1. Высказать собственные мнения

о доброте и добрых поступках.

  • Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого

«Бедные люди».

  • Выразительно (осмысленно, соблюдая

интонацию, паузы) прочитать

предложенные отрывки.

  • Дать собственную оценку решению героев.

5. Понять авторскую позицию.

6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки одноклассников.

  Домашнее задание:     Творческое задание на выбор: - написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами); - развернутый ответ на вопрос: «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого? - развернутый ответ на вопрос: «Почему доброта так важна в нашем обществе?»    Спасибо за работу!

Домашнее задание:

Творческое задание на выбор:

- написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

- развернутый ответ на вопрос: «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

- развернутый ответ на вопрос: «Почему доброта так важна в нашем обществе?»

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!