СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Текст"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой опорный и иллюстративный материал к уроку разития речи в 7 классе по теме "Текст". Задачи урока - повторить понятие о тексте , его признаки и типы речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Текст"»

 Прочитайте предложения.  Какой темой они объединены? Можно ли их назвать текстом? Почему? Что такое текст?  Сформулируйте тему урока.    Упражнение 50

Прочитайте предложения.

  • Какой темой они объединены?
  • Можно ли их назвать текстом? Почему?
  • Что такое текст?
  • Сформулируйте тему урока.

Упражнение 50

©

©

Упражнение 50. Расположите предложения так, чтобы получился текст. По каким признакам объединили предложения? Как они связаны между собой? Определите тему и основную мысль. На сколько частей можно поделить текст? Озаглавьте . Что получилось? Текст!

Упражнение 50.

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст.
  • По каким признакам объединили предложения?
  • Как они связаны между собой? Определите тему и основную мысль.
  • На сколько частей можно поделить текст?
  • Озаглавьте . Что получилось? Текст!
 Древнерусский язык   Древнерусский язык — это язык древних русичей. 2. Этот язык был прародителем трёх близкородственных славянских языков — русского, украинского белорусского. 3. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — Евангелие, Апостол, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. 4. Азбука эта называлась «кириллицей» по имени славянского первоучителя IX века Константина (Кирилла) Философа. 5. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой XI века — это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях.

Древнерусский язык

  • Древнерусский язык — это язык древних русичей.

2. Этот язык был прародителем трёх близкородственных славянских языков — русского, украинского белорусского. 3. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — Евангелие, Апостол, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. 4. Азбука эта называлась «кириллицей» по имени славянского первоучителя IX века Константина (Кирилла) Философа. 5. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой XI века — это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях.

Признаки текста

Признаки текста

Подготовьтесь отвечать на вопросы 1. Что такое текст? Назовите признаки текста. Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью. Предложения соединяются друг с другом по смыслу и грамматически. 2. Укажите ключевые слова (словосочетания) в определении текста. Тема текста Основная мысль текста Связь предложений 3.Какие виды связи предложений в тексте ты знаешь? Цепная и параллельная

Подготовьтесь отвечать на вопросы

1. Что такое текст? Назовите признаки текста.

Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью. Предложения соединяются друг с другом по смыслу и грамматически.

2. Укажите ключевые слова (словосочетания) в определении текста.

Тема текста

Основная мысль текста

Связь предложений

3.Какие виды связи предложений в тексте ты знаешь?

Цепная и параллельная

Виды связи предложений в тексте цепная параллельная

Виды связи предложений в тексте

цепная

параллельная

Средства связи предложений в тексте лексические морфологические - повтор слова - синонимы - антонимы - описательный оборот - местоимения - союзы и частицы Задание: В тексте упражнения 51 укажите вид связи предложений и средства связи.

Средства связи предложений в тексте

лексические

морфологические

- повтор слова

- синонимы

- антонимы

- описательный оборот

- местоимения

- союзы и частицы

Задание:

В тексте упражнения 51 укажите вид связи предложений и средства связи.

Упражнение 51.

Упражнение 51.

повествование описание рассуждение

повествование

описание

рассуждение

Типы речи Рассуждение Повествование  Описание   Почему? Нет рисунков, фотографий.  наречия  Что произошло ?  Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные  Несколько рисунков (фотографий) глаголы

Типы речи

Рассуждение

Повествование

Описание

Почему?

Нет рисунков,

фотографий.

наречия

Что произошло ?

Какой?

Один рисунок

(фотография)

прилагательные

Несколько рисунков

(фотографий)

глаголы

Упражнение 52 . Определить тип речи Определите, какие типы речи использованы в тексте. Какой тип речи ведущий? Почему? Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Аргументируйте свой ответ.

Упражнение 52 . Определить тип речи

  • Определите, какие типы речи использованы в тексте.
  • Какой тип речи ведущий? Почему?
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Озаглавьте текст и разделите его на абзацы.
  • Аргументируйте свой ответ.
Упражнение 52 . Определить тип речи Любопытный медвежонок Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины. Собрал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещать. «Шутки плохи, — подумал я. — Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел. Повествование – ведущий тип речи в этом тексте

Упражнение 52 . Определить тип речи

Любопытный медвежонок

  • Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины.
  • Собрал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают.
  • Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещать. «Шутки плохи, — подумал я. — Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел.
  • Повествование – ведущий тип речи в этом тексте
1.Укажите средства связи 2 и 3 предложений в тексте:  (1)Где-то за лугом раздавались голоса. (2)Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. (3)Гул этот долго стоял над деревней.   а) синонимы  б) повторяющиеся слова  в) местоимения

1.Укажите средства связи 2 и 3 предложений в тексте:

(1)Где-то за лугом раздавались голоса. (2)Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. (3)Гул этот долго стоял над деревней.

а) синонимы

б) повторяющиеся слова

в) местоимения

2.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:  (1)Прямо над дверью в избушку висел пук длинной сухой травы. (2)Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. (3)Считается, что эта трава отгоняет от жилища злых духов.   а) синонимы  б) повторяющиеся слова  в) местоимения

2.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:

(1)Прямо над дверью в избушку висел пук длинной сухой травы. (2)Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. (3)Считается, что эта трава отгоняет от жилища злых духов.

а) синонимы

б) повторяющиеся слова

в) местоимения

3.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:  (1)Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. (2)Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. (3)Затем он снова набирал силу.   а) повторяющиеся слова  б) синонимы  в) местоимения

3.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:

(1)Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. (2)Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. (3)Затем он снова набирал силу.

а) повторяющиеся слова

б) синонимы

в) местоимения

4.Укажите, какой текст является повествованием.   а)Перед нами сидел маленький пушистый рыженький котенок. Чуть заметные светло-желтые полоски пересекали его крошечное тельце. Глаза у котенка были синие.   б)Светлые блики лунного света играли на воде. Часто в этих бликах появлялись маленькие рыбки, которые выпрыгивали из воды. Их прыжок был так стремителен, что в отдельности было невозможно разглядеть каждую рыбку. Вместе же они создавали необыкновенное зрелище.

4.Укажите, какой текст является повествованием.

а)Перед нами сидел маленький пушистый рыженький котенок. Чуть заметные светло-желтые полоски пересекали его крошечное тельце. Глаза у котенка были синие.

б)Светлые блики лунного света играли на воде. Часто в этих бликах появлялись маленькие рыбки, которые выпрыгивали из воды. Их прыжок был так стремителен, что в отдельности было невозможно разглядеть каждую рыбку. Вместе же они создавали необыкновенное зрелище.

5.Укажите стиль речи текста.  Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.  (Энциклопедический словарь)   а) художественный  б) научный  в) официально-деловой

5.Укажите стиль речи текста.

Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

(Энциклопедический словарь)

а) художественный

б) научный

в) официально-деловой

Домашняя работа  § 7, упр. 51: Озаглавить текст Списать, разделив текст на абзацы Выделить и объяснить орфограммы Указать падеж выделенных слов Выполнить разборы № 3, 4 Знать материал классной работы

Домашняя работа

§ 7, упр. 51:

  • Озаглавить текст
  • Списать, разделив текст на абзацы
  • Выделить и объяснить орфограммы
  • Указать падеж выделенных слов
  • Выполнить разборы № 3, 4
  • Знать материал классной работы
Проверка домашнего задания – упражнения 51 Тихая осень За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья 4 . Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах (им. п.) сопревшей дубовой коры заполнил лес (вин. п.). Ежевичник — густой и хваткий — опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетание дроздов-рябинников нарушали тишину.

Проверка домашнего задания – упражнения 51

Тихая осень

  • За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья 4 . Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах (им. п.) сопревшей дубовой коры заполнил лес (вин. п.).
  • Ежевичник — густой и хваткий — опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики.
  • На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетание дроздов-рябинников нарушали тишину.
Проверка д/з (В) те-ни́ 1 – 2 слога т — [т'] — согл., глух., мягк.  е — [и] — глас., безуд.  н — [н'] — согл., звон., мягк.  и — [и́] — глас., уд.  4 б., 4 зв. Тишину 3 — сущ. I. Нарушали (что?) тишину ОГЗ - предмет  Н.ф. — тишина; II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост.: в вин. п., в ед.ч.  III. Нарушали (что?)   тишину.

Проверка д/з

  • (В) те-ни́ 1 – 2 слога
  • т — [т'] — согл., глух., мягк. е — [и] — глас., безуд. н — [н'] — согл., звон., мягк. и — [и́] — глас., уд. 4 б., 4 зв.
  • Тишину 3 — сущ.
  • I. Нарушали (что?) тишину
  • ОГЗ - предмет Н.ф. — тишина;
  • II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.;
  • непост.: в вин. п., в ед.ч. III. Нарушали (что?)   тишину.
Проверка д/з С шелестом  падали  с тополей  сухие  листья 4 .  Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено.  

Проверка д/з

  • С шелестом падали с тополей сухие листья 4 .
  • Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено.
  •  
Используемые источники: 1.Заставка, картинки http://byanna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/shkolnyj_klipart/188-4-2  2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 7класс. – М.: ВАКО, 2006  3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Используемые источники:

1.Заставка, картинки http://byanna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/shkolnyj_klipart/188-4-2

2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 7класс. – М.: ВАКО, 2006

3.Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2010 (Серия «Учебно-методический комплект»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!