Урок в 10 классе
Антонимы. Антитеза. Оксюморон.
добро и зло
любовь и ненависть
свет и тьма
Антонимы – это слова, имеющие противоположные значения.
Калугина. Вчера вы меня публично оклеветали!
Все, что вы говорили, - ложь! Я с вами не согласна!
Новосельцев. Я тоже с собой не согласен.
Калугина. Вы утверждали, что я черствая…
Новосельцев. (поспешно). Вы мягкая!
Калугина. Бездушная…
Новосельцев . Вы сердечная!
Калугина . Бессчеловечная…
Новосельцев. Вы душевная!
Калугина. Сухая…
Новосельцев. Вы мокрая…(В ужасе осекся.)
Калугина. (в бешенстве). Перестаньте надо мною издеваться!
Новосельцев. Наоборот, я перед вами преклоняюсь. Я не хотел сказать «мокрая», это у меня случайно получилось, я хотел сказать – добрая!
Подберите различные антонимы к многозначным словам.
Свежий (хлеб, журнал, ветер)
Бледный (луч, лицо, рассказ)
Короткий (разговор, отношения, хвост)
Глухой (голос, улица, воротник)
Глубокий (сон, озеро, знания)
Легкий (вопрос, характер, походка).
Создайте антонимичные пары, определив значение фразеологического оборота.
Убеждать, закрывать, вперед, худой, сердце кровью обливается, золотой, толстый, сухой, дружелюбие, кот наплакал, преданность, предательство, раскрывать, золотая голова, враждебность, разубеждать, четыре, чугунный, мокрый, стул, кукла, назад, сердце обросло мохом, хоть пруд пруди, деревянный, чугунная голова.
- К каким словам не смогли подобрать антонимичную пару? Почему, какой вывод можно сделать?
Выпишите антонимичные пары.
К добру и злу постыдно равнодушны… М. Лермонтов
И ненавидим мы, и любим мы случайно. Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. М. Лермонтов
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень… А. Пушкин
Как правая и левая рука – Твоя душа моей душе близка… М. Цветаева
Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную. М. Цветаева
противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа:
Контраст
Антитеза
Противопоставление
Оксюморон - стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий:
1.Доля матери –
Светлая пытка,
Я достойна ее не была.
3.И поет, поет постылый
Бубенец нижегородский
Незатейливую песню
О моем веселье горьком
4.Смотри, ей весело грустить ,
Такой нарядно обнажённой .
2.Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
В.Полторацкий «Слово о словах».
Есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести
И самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как
Чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми,
А добрыми, правдивыми.
чтоб хлеб добросердечности
Давала нива вечности.
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения
И слово – удушения.
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные,
Одни помогут выпрямить.
Другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Контекстные (контекстуальные, авторские) антонимы
честные – льстивые,
правдивые – фальшивые,
утешение – удушение,
чистые – бесстыдно-грязные,
блудливые – правдивые ,
доблесть – подлость,
выпрямить – вытравить
- Выпишите из стихотворения антонимичные пары.
- Какие антонимы не зафиксированы в словаре?
- Какова роль использования данных антонимов?
- В каких строках выражен общий смысл стихотворения?
Вывод: основным стилистическим приемом является антитеза, которая создается, прежде всего, контектуальными антонимами
Итог урока
Какие стилистические приемы основываются на антонимии?
Почему художники слова так широко используют выразительные возможности антонимов?