СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Своя игра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в виде игры "Своя игра" помогает в увлекательной форме закрепить пройденный за год учебный материал.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Своя игра"»

Ру сс кий я зык

Ру сс кий я зык

Игра состоит из двух раундов:  1 раунд  Финал

Игра состоит из двух раундов:

1 раунд

Финал

Вопросы – сюрпризы « Счастливый случай » - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе. « Кот в мешке » - вопрос можно отдать команде – сопернику.

Вопросы – сюрпризы

« Счастливый случай » - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.

« Кот в мешке » - вопрос можно отдать команде – сопернику.

Фонетика 200 Словообразование Лексикология 400 200 600 400 Фразеологизмы 200 Морфология 200 400 600 800 Синтаксис 600 400 200 800 1000 Загадки 400 200 1000 800 600 200 400 800 600 1000 400 800 600 1000 800 600 1000 800 1000 1000

Фонетика

200

Словообразование

Лексикология

400

200

600

400

Фразеологизмы

200

Морфология

200

400

600

800

Синтаксис

600

400

200

800

1000

Загадки

400

200

1000

800

600

200

400

800

600

1000

400

800

600

1000

800

600

1000

800

1000

1000

Фонетика Именно это является наименьшей единицей устной речи

Фонетика

Именно это является наименьшей единицей устной речи

Фонетика Звук

Фонетика

Звук

Фонетика Этому числу равно количество букв русского алфавита

Фонетика

Этому числу равно количество букв русского алфавита

Фонетика 33 буквы

Фонетика

33 буквы

Прочитайте транскрипцию Запишите буквами прочитанное предложение  [ в р а с’и й’и в ы п а л а б’и л’н ы й’ с’н’э к ]

Прочитайте транскрипцию Запишите буквами прочитанное предложение

[ в р а с’и й’и в ы п а л а б’и л’н ы й’ с’н’э к ]

В России выпал обильный снег. Фонетика

В России выпал обильный снег.

Фонетика

Фонетика Что общего в звуках [ж], [ш], [ц] Всегда твёрдые [ч], [щ], [й] Всегда мягкие

Фонетика

Что общего в звуках

[ж], [ш], [ц]

Всегда твёрдые

[ч], [щ], [й]

Всегда мягкие

Фонетика Какие гласные могут обозначать и один звук и два звука?

Фонетика

Какие гласные могут обозначать и один звук и два звука?

Словообразование Изменяемая часть слова Служит для образования форм слова

Словообразование

Изменяемая часть слова

Служит для образования форм слова

Окончание Чита ю  Чита ем Чита ешь  Чита ете Чита ет   Чита ют

Окончание

Чита ю Чита ем

Чита ешь Чита ете

Чита ет Чита ют

Словообразование  этим условным знаком обозначается…

Словообразование

этим условным знаком обозначается…

лис ёнок – суффикс

лис ёнок – суффикс

Словообразование Выполните разбор слова по составу приморский

Словообразование

Выполните разбор слова по составу

приморский

При мор ск ий   море

При мор ск ий море

 Кот в мешке 800 Кубики для всех На главную

Кот

в мешке

800

Кубики

для всех

На главную

Этот человек, будучи в звании мичмана, решил заняться лингвистикой. Известен как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Этот человек, будучи в звании мичмана, решил заняться лингвистикой. Известен как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Словообразование Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем, Вся же – в дневнике я и в журнале.

Словообразование

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Лексикология Слова одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное лексическое значение

Лексикология

Слова одинаково произносятся и пишутся,

но имеют разное лексическое значение

Омонимы  Ключ  Ключ

Омонимы

Ключ

Ключ

Лексикология Как с точки зрения происхождения называются слова злато, око, уста, чело, длань ?

Лексикология

Как с точки зрения происхождения называются слова

злато, око, уста, чело, длань ?

Архаизмы Око - глаз Длань - ладонь Уста - губы

Архаизмы

Око - глаз

Длань - ладонь

Уста - губы

 Кот в мешке 600

Кот

в мешке

600

Я антоним к слову смех. Не от радости, утех,- Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач Догадались? Это ______.

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач

Догадались? Это ______.

Плачь

Плачь

Лексикология Найдите антонимы к данным словам правда - красивый – вверх – горький – худой – трусливый –

Лексикология

Найдите антонимы к данным словам

правда -

красивый –

вверх –

горький –

худой –

трусливый –

правда – ложь красивый – безобразный вверх – вниз горький – сладкий худой – толстый трусливый – храбрый

правда – ложь

красивый – безобразный

вверх – вниз

горький – сладкий

худой – толстый

трусливый – храбрый

Лексикология «Счастливый случай» Команда получает 1000 баллов

Лексикология

«Счастливый случай»

Команда получает 1000 баллов

Работать засучив рукава

Работать засучив рукава

Работать засучив рукава- хорошо работать

Работать засучив

рукава-

хорошо работать

Зарубить на носу

Зарубить на носу

Зарубить на носу- запомнить

Зарубить на носу-

запомнить

Бить баклуши

Бить баклуши

Бить баклуши - ничего не делать

Бить баклуши - ничего не делать

800

800

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка

Прикусить язык - замолчать

Прикусить язык -

замолчать

При царе Горохе

При царе Горохе

При царе Горохе – очень давно

При царе Горохе –

очень давно

На какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные?

На какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные?

Продолжите Имя прилагательное – это часть речи………

Продолжите

Имя прилагательное – это часть речи………

 Раздел науки о языке, изучающий части речи?

Раздел науки о языке, изучающий части речи?

Морфология

Морфология

В каком глаголе 100 букв, исчезнувших из алфавита в начале ХХ века?

В каком глаголе 100 букв, исчезнувших из алфавита в начале ХХ века?

сто- ять

сто- ять

Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? Для чего они нужны?

Какой частью речи являются слова

«у», «под», «на», «к», «около»?

Для чего они нужны?

Предлоги. Для связи слов в предложении

Предлоги.

Для связи слов в предложении

По цели высказывания предложения бывают …

По цели высказывания предложения бывают …

Что изображено на схемах?

Что изображено на схемах?

За окном кружился снег. Это предложение или словосочетание?

За окном кружился снег.

Это предложение или словосочетание?

Предложение

Предложение

Что такое предложение?

Что такое предложение?

Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль

Х2 1000 х 2= 2000

Х2

1000 х 2= 2000

 Каждый абзац мы с нее начинаем, помним о ней и название знаем. Правильно скажет школьник любой, что отступ зовется... красной строкой

Каждый абзац мы с нее начинаем, помним о ней и название знаем. Правильно скажет школьник любой,

что отступ зовется...

красной строкой

Если действие прошло, то прошедшее  оно. Если действие сейчас, настоящее у нас. Ну а если вдруг настанет, будущим оно вмиг станет. время

Если действие прошло, то прошедшее оно. Если действие сейчас, настоящее у нас. Ну а если вдруг настанет, будущим оно вмиг станет.

время

Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое.

Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По-разному пишутся и говорятся...Как называются? Кто догадался? Синонимы

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...Как называются? Кто догадался?

Синонимы

Если гласная плохо слышится, Эта гласная очень коварная, Ведь с ошибкою слово напишется, Если гласная —... безударная

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —...

безударная

 Раунд 2.  «Своя игра»

Раунд 2.

«Своя игра»

С В О Я ИГРА финал

С В О Я

ИГРА

финал

Исправьте ошибки Исправьте ошибки Средства выразительности Средства выразительности Кто больше? Кто больше? И стой и с другой стороны И стой и с другой стороны

Исправьте ошибки

Исправьте ошибки

Средства выразительности

Средства выразительности

Кто больше?

Кто больше?

И стой и с другой стороны

И стой и с другой стороны

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?  Мальчик полоскал собаку. Мама отварила дверь.  Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку.

Мама отварила дверь.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мальчик поласкал  собаку. Мама отворила дверь. Все спустились с горы, а Витя всё слезал . Неправильное написание искажает смысл.

Мальчик поласкал собаку.

Мама отворила дверь.

Все спустились с горы, а Витя всё слезал .

Неправильное написание искажает смысл.

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте?

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте?

Средства выразительности Зима  недаром  злится, Прошла её пора – Весна  в окно стучится И гонит  со двора. Олицетворение

Средства выразительности

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Олицетворение

Кто больше? транскрипция Из букв этого слова составьте как можно больше других слов. Слова должны быть только существительными и только в начальной форме. Буквы можно употреблять в любой последовательности, главное, чтобы в придуманных словах ни одна буква не повторялась чаще, чем в исходном слове.

Кто больше?

транскрипция

Из букв этого слова составьте как можно больше других слов. Слова должны быть только существительными и только в начальной форме. Буквы можно употреблять в любой последовательности, главное, чтобы в придуманных словах ни одна буква не повторялась чаще, чем в исходном слове.

И с той стороны, и с другой  стороны … Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. И имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай».

И с той стороны, и с другой

стороны

… Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. И имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай».

Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак

Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Подведение итогов.

Подведение итогов.

Информационные источники Сайт «Фразеологический калейдоскоп» http://svb.ucoz.ru / http://uchitel-slovesnosti.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/russkij _ jazyk / quot_chto_gde_kogda_quot_po_russkomu_jazyku_i_literature /41-1-0-1613- сайт «Учитель словесности»(задания) http:// rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/171/170976/img0.jpg - картинка заставка «Своя игра» https:// www.youtube.com/watch?v=FYx0qX23L3s –заставка «Своя игра на НТВ» http:// fs00.infourok.ru/images/doc/140/163325/img0.jpg - картинка викторина http ://melody24.net/search/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%9E+%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC+% D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5 -Григорий Гладков «Песня о русском языке» http:// iichan.hk/tran/src/1337165379120.jpg - алфавит http:// smileset.ru/upload/Animirovannye_smajly.png -коллекция смайликов http:// static.skynetblogs.be/media/91990/dyn003_original_320_200_gif_2510311_af338a3f1836b04dfb4ecfc13f0173fe.gif - снег http:// elena-chumakova-logo.narod.ru/olderfiles/1/Bzvuki_i_bukvy.jpg -звуки и буквы http:// poznaemvmeste.ru/images/27.png - суффикс http:// citaty.su/wp-content/uploads/2012/03/dal.jpg , http ://dal.sci-lib.com/dal.jpg - В.И. Даль https:// youtu.be/9jHuPg8sv_k - реклама мультфильма «Холодное сердце»

Информационные источники

  • Сайт «Фразеологический калейдоскоп» http://svb.ucoz.ru /
  • http://uchitel-slovesnosti.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/russkij _ jazyk / quot_chto_gde_kogda_quot_po_russkomu_jazyku_i_literature /41-1-0-1613- сайт «Учитель словесности»(задания)
  • http:// rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/171/170976/img0.jpg - картинка заставка «Своя игра»
  • https:// www.youtube.com/watch?v=FYx0qX23L3s –заставка «Своя игра на НТВ»
  • http:// fs00.infourok.ru/images/doc/140/163325/img0.jpg - картинка викторина
  • http ://melody24.net/search/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%9E+%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC+% D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5 -Григорий Гладков «Песня о русском языке»
  • http:// iichan.hk/tran/src/1337165379120.jpg - алфавит
  • http:// smileset.ru/upload/Animirovannye_smajly.png -коллекция смайликов
  • http:// static.skynetblogs.be/media/91990/dyn003_original_320_200_gif_2510311_af338a3f1836b04dfb4ecfc13f0173fe.gif - снег
  • http:// elena-chumakova-logo.narod.ru/olderfiles/1/Bzvuki_i_bukvy.jpg -звуки и буквы
  • http:// poznaemvmeste.ru/images/27.png - суффикс
  • http:// citaty.su/wp-content/uploads/2012/03/dal.jpg , http ://dal.sci-lib.com/dal.jpg - В.И. Даль
  • https:// youtu.be/9jHuPg8sv_k - реклама мультфильма «Холодное сердце»
https:// youtu.be/IStyuJFSUio - музыкальная игра «Соку-соку-баче–баче…» https:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=db2f52200ad4e65ce6a8c13b10fae625&n=33&h=190&w=254 картинка http:// img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3353000/3352493-655ec250c0442c98.png - картинка «Имя существительное» http:// www.instrukcije-hr.com/wp-content/uploads/2013/11/20131127080439_474007 _330259500390622_397783774_o.jpg –сова http:// niznjaeluzan.rgor.pnzreg.ru/files/nigneeluzan_gorodishe_pnzreg_ru/kuprin.jpg -Куприн В разработке игры использованы материалы Ивановой З.П., учителя начальных классов МБОУ «Усун-Кюельская ОШ» Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013. Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008. Трошин В.В. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку нам уроках, внеурочных и самостоятельных материалах. – Волгоград: Учитель, 2007. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
  • https:// youtu.be/IStyuJFSUio - музыкальная игра «Соку-соку-баче–баче…»
  • https:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=db2f52200ad4e65ce6a8c13b10fae625&n=33&h=190&w=254 картинка
  • http:// img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3353000/3352493-655ec250c0442c98.png - картинка «Имя существительное»
  • http:// www.instrukcije-hr.com/wp-content/uploads/2013/11/20131127080439_474007

_330259500390622_397783774_o.jpg –сова

  • http:// niznjaeluzan.rgor.pnzreg.ru/files/nigneeluzan_gorodishe_pnzreg_ru/kuprin.jpg -Куприн
  • В разработке игры использованы материалы Ивановой З.П., учителя начальных классов МБОУ «Усун-Кюельская ОШ»
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.
  • Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.
  • Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.
  • Трошин В.В. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку нам уроках, внеурочных и самостоятельных материалах. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.
  • Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!