СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку родного (русского) языка в 5 классе "Художественные средства языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна учителю для проведения урока родного (русского) языка в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родного (русского) языка в 5 классе "Художественные средства языка"»

Сергей Есенин   Отговорила роща золотая  Березовым, веселым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют больше ни о ком.    (С.А. Есенин) Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Сергей Есенин Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

(С.А. Есенин)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 Справка Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.  В результате такого переноса создается художественный образ.  Метафора - одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи. Через метафорическое значение слов и словосочетаний писатель передает индивидуальность, неповторимость предметов, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно - образного мышления, видения мира, меру таланта.  Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта. Аристотель.

Справка

Метафора – это слово или

выражение, которое

употребляется в переносном

значении на основе сходства

двух предметов или явлений

по какому-либо признаку.

В результате такого переноса

создается художественный

образ.

Метафора - одно из ярких

средств выразительности в

поэтической, художественной

речи.

Через метафорическое значение

слов и словосочетаний писатель

передает индивидуальность,

неповторимость предметов,

проявляя при этом глубину и

характер собственного

ассоциативно - образного

мышления, видения мира, меру

таланта.

Важнее всего быть искусным в

метафорах. Только этого нельзя

перенять от другого – это признак

таланта. Аристотель.

Найдите в тексте имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа.  (А.А. Фет)

Найдите в тексте имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А.А. Фет)

Проверим  Толпа туч – метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе. Лунный серп – образ растущей луны, формой похожей на крестьянский  серп.

Проверим

Толпа туч метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе.

Лунный серп – образ растущей луны, формой похожей на крестьянский

серп.

 Объясните значение метафоры. На основе  какого сходства стал возможен такой перенос? Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль. Пошел снег. В ушах засвистело, в лицо летели тысячи маленьких холодных пуль.  (В.М. Шукшин)

Объясните значение метафоры. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.

Пошел снег. В ушах

засвистело, в лицо

летели тысячи маленьких

холодных пуль.

(В.М. Шукшин)

 Проверим Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.

Проверим

Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.

Самостоятельно найдите метафоры в следующих текстах. Опишите образы. Ель рукавом мне тропинку  завесила.   (А.А. Фет) Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М. Шукшин)

Самостоятельно найдите метафоры в следующих текстах. Опишите образы.

Ель рукавом мне тропинку

завесила.

(А.А. Фет)

Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.

(В.М. Шукшин)

   Три группы эпитетов: Эпитет –  троп, фигура, образное определение, слово или сочетание слов, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективной позиции автора. Эпитеты – это все красочные определения, выраженные прилагательными. Усилительные  показывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового  (зеркальная гладь, холодное равнодушие) Уточнительные называют признаки предмета: величину, форму, цвет и др.  ( торжественные былины, мудрые пословицы, хитрые загадки) Контрастные   образуют с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу  слов (радостная печаль, ненавидящая любовь)

Три группы эпитетов:

Эпитет – троп, фигура,

образное определение,

слово или сочетание

слов, определяющее

лицо, предмет, явление

или действие с

субъективной позиции

автора.

Эпитеты – это все

красочные определения,

выраженные

прилагательными.

Усилительные показывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового (зеркальная гладь, холодное равнодушие)

Уточнительные называют признаки предмета: величину, форму, цвет и др. ( торжественные былины, мудрые пословицы, хитрые загадки)

Контрастные образуют с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов (радостная печаль, ненавидящая любовь)

Найдите в тексте определения, которые не просто называют какой - либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью. Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт )

Найдите в тексте определения, которые не просто называют какой - либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.

Побледневшие, нежно-стыдливые,

Распустились в болотной глуши

Белых лилий цветы молчаливые,

И вкруг них шелестят камыши.

(К.Д. Бальмонт )

Проверим Болотная глушь, белые лилии являются простыми определениями. Они называют реальный признак предмета (цвет и место). Побледневшие, нежно - стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью. проверим

Проверим

Болотная глушь, белые лилии являются простыми определениями. Они называют реальный признак предмета (цвет и место).

Побледневшие, нежно - стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.

проверим

Найдите в тексте определения, которые обладают художественной выразительностью. Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. Ручей журчит во мгле долины – Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом.  (И.С. Тургенев)

Найдите в тексте определения, которые обладают художественной выразительностью.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, омытые росой.

Ручей журчит во мгле долины –

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

(И.С. Тургенев)

Проверим ! Все определения, кроме одного простого определения (весенний гром) являются художественными, то есть эпитетами.

Проверим !

Все определения, кроме одного простого определения (весенний гром) являются художественными, то есть эпитетами.

Самостоятельно найдите в примерах эпитеты, определите их роль.  Пар полуденный, душистый Поднимается с земли… Что ж за звуки в серебристой Все мне чудятся дали?  (А.Н. Майков)  Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак над горой Рукою машет белоснежной.  (С.Есенин)

Самостоятельно найдите в примерах эпитеты, определите их роль.

Пар полуденный, душистый

Поднимается с земли…

Что ж за звуки в серебристой

Все мне чудятся дали?

(А.Н. Майков)

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак над горой

Рукою машет белоснежной.

(С.Есенин)

   Справка Сравнение – троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом). Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже и др. Могут быть сравнения в форме Т.п.  (Раненым медведем мороз идет) (Н. Асеев) Особый вид сравнения – отрицательные сравнения. (То не конский топ, не людская молвь)  (А.С. Пушкин)

Справка

Сравнение – троп, при

котором характеристика

одного предмета

(качества, лица) дается

через сопоставление

его с другим предметом

(веществом, лицом).

  • Обычно сравнение

выражается с помощью слов

как, будто, точно, словно,

похоже и др.

  • Могут быть сравнения в форме Т.п.

(Раненым медведем мороз идет) (Н. Асеев)

  • Особый вид сравнения – отрицательные сравнения. (То не конский топ, не людская молвь)

(А.С. Пушкин)

 Найдите в тексте сравнение. Луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь. Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  (А.А. Фет)

Найдите в тексте сравнение.

Луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь.

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

(А.А. Фет)

Найдите в тексте сравнение. . А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят… И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит.  (И.С. Тургенев)

Найдите в тексте сравнение.

.

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят…

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

(И.С. Тургенев)

Проверим Сравнение сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны гибкие, молодые,высокие, находятся в постоянном движении под порывами ветра. Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места, и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев.

Проверим

Сравнение сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны гибкие, молодые,высокие, находятся в постоянном движении под порывами ветра.

Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места,

и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев.

Самостоятельно найдите в примерах эпитеты,  определите их роль. Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился.  (М.Ю.Лермонтов) Воздух там чист, как молитва ребенка; И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.  (М.Ю.Лермонтов)

Самостоятельно найдите в примерах эпитеты, определите их роль.

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился.

(М.Ю.Лермонтов)

Воздух там чист, как молитва ребенка;

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.

(М.Ю.Лермонтов)

Олицетворение- разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.  Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных. Справка  Слово образовано от глагола «олицет- ворять», что значит «выразить, представить в образе живого существа», то есть лица.

Олицетворение- разновидность

метафоры, присвоение

предметам неживой природы

свойств живых существ.

Нередко олицетворение

создается с помощью

обращений к явлениям

природы как к живым и

сознательным существам.

Олицетворением называют и

перенос человеческих свойств

на животных.

Справка

Слово

образовано от

глагола «олицет-

ворять», что

значит «выразить,

представить в

образе живого

существа», то

есть лица.

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые. Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат – осенней ночи ждут.  (И.А. Бунин)

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат – осенней ночи ждут.

(И.А. Бунин)

Проверим Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота. Леса молчат – осенней ночи ждут – это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина. Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат – осенней ночи ждут.  (И.А. Бунин)

Проверим

Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота.

Леса молчат – осенней ночи ждут – это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.

Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат – осенней ночи ждут.

(И.А. Бунин)

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.  (И.С. Шмелев)

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.

(И.С. Шмелев)

Проверим Выражения дрова трещат, начинают гудеть и петь создают картину тепла на фоне зимней стужи. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.  (И.С. Шмелев)

Проверим

Выражения дрова трещат, начинают гудеть и петь создают картину тепла на фоне зимней стужи.

В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.

(И.С. Шмелев)

Самостоятельно найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. Отговорила роща  золотая Березовым веселым языком.  (С.А. Есенин) Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.  (А.С. Пушкин) Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то.    (А.П. Чехов)

Самостоятельно найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.А. Есенин)

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

(А.С. Пушкин)

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то.

(А.П. Чехов)

 Литота - фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. Литота (греч. слово) в буквальном смысле означает « простота, малость, умеренность».  Гипербола - фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорится. Гипербола (греч. слово) буквально означает «преувеличение».

Литота - фигура,

состоящая в чрезмерном

преуменьшении того, о

чем говорится.

Литота (греч. слово) в

буквальном смысле

означает « простота,

малость, умеренность».

Гипербола - фигура,

состоящая в чрезмерном

преувеличении того, о

чем говорится.

Гипербола (греч. слово)

буквально означает

«преувеличение».

Найдите в тексте примеры преувеличений.  Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям…  (М.Ю. Лермонтов)

Найдите в тексте примеры преувеличений.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

(М.Ю. Лермонтов)

Проверим Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям…  (М.Ю. Лермонтов) Разливы рек ее, подобные морям – преувеличение, подчеркивает мощь и силу русских рек во время весеннего половодья.

Проверим

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

(М.Ю. Лермонтов)

Разливы рек ее, подобные морямпреувеличение, подчеркивает мощь и силу русских рек во время весеннего половодья.

Найдите в тексте примеры преувеличений. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  (А.П.Чехов) Бесконечная равнина – прилагательное бесконечный , обозначающее «не имеющий конца», подчеркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, так как реальная равнина имеет границы.

Найдите в тексте примеры преувеличений.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

(А.П.Чехов)

Бесконечная равнина – прилагательное бесконечный , обозначающее «не имеющий конца», подчеркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, так как реальная равнина имеет границы.

 Найдите в текстах примеры преуменьшений, объясните его выразительную роль. И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам с ноготок!  (Н.А. Некрасов) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.  (Н.А. Некрасов)

Найдите в текстах примеры преуменьшений, объясните его выразительную роль.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.А. Некрасов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!