Сергей Есенин Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.А. Есенин)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Справка
Метафора – это слово или
выражение, которое
употребляется в переносном
значении на основе сходства
двух предметов или явлений
по какому-либо признаку.
В результате такого переноса
создается художественный
образ.
Метафора - одно из ярких
средств выразительности в
поэтической, художественной
речи.
Через метафорическое значение
слов и словосочетаний писатель
передает индивидуальность,
неповторимость предметов,
проявляя при этом глубину и
характер собственного
ассоциативно - образного
мышления, видения мира, меру
таланта.
Важнее всего быть искусным в
метафорах. Только этого нельзя
перенять от другого – это признак
таланта. Аристотель.
Найдите в тексте имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А.А. Фет)
Проверим
Толпа туч – метафора подчеркивает большое количество, беспорядочность, суетливое движение, свойственное людской толпе.
Лунный серп – образ растущей луны, формой похожей на крестьянский
серп.
Объясните значение метафоры. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.
Пошел снег. В ушах
засвистело, в лицо
летели тысячи маленьких
холодных пуль.
(В.М. Шукшин)
Проверим
Тысячи маленьких холодных пуль – метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающим свист пуль.
Самостоятельно найдите метафоры в следующих текстах. Опишите образы.
Ель рукавом мне тропинку
завесила.
(А.А. Фет)
Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.
(В.М. Шукшин)
Три группы эпитетов:
Эпитет – троп, фигура,
образное определение,
слово или сочетание
слов, определяющее
лицо, предмет, явление
или действие с
субъективной позиции
автора.
Эпитеты – это все
красочные определения,
выраженные
прилагательными.
Усилительные показывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового (зеркальная гладь, холодное равнодушие)
Уточнительные называют признаки предмета: величину, форму, цвет и др. ( торжественные былины, мудрые пословицы, хитрые загадки)
Контрастные образуют с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов (радостная печаль, ненавидящая любовь)
Найдите в тексте определения, которые не просто называют какой - либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
(К.Д. Бальмонт )
Проверим
Болотная глушь, белые лилии являются простыми определениями. Они называют реальный признак предмета (цвет и место).
Побледневшие, нежно - стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.
проверим
Найдите в тексте определения, которые обладают художественной выразительностью.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, омытые росой.
Ручей журчит во мгле долины –
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
(И.С. Тургенев)
Проверим !
Все определения, кроме одного простого определения (весенний гром) являются художественными, то есть эпитетами.
Самостоятельно найдите в примерах эпитеты, определите их роль.
Пар полуденный, душистый
Поднимается с земли…
Что ж за звуки в серебристой
Все мне чудятся дали?
(А.Н. Майков)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак над горой
Рукою машет белоснежной.
(С.Есенин)
Справка
Сравнение – троп, при
котором характеристика
одного предмета
(качества, лица) дается
через сопоставление
его с другим предметом
(веществом, лицом).
выражается с помощью слов
как, будто, точно, словно,
похоже и др.
- Могут быть сравнения в форме Т.п.
(Раненым медведем мороз идет) (Н. Асеев)
- Особый вид сравнения – отрицательные сравнения. (То не конский топ, не людская молвь)
(А.С. Пушкин)
Найдите в тексте сравнение.
Луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь.
Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
(А.А. Фет)
Найдите в тексте сравнение.
.
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят…
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
(И.С. Тургенев)
Проверим
Сравнение сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны гибкие, молодые,высокие, находятся в постоянном движении под порывами ветра.
Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места,
и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев.
Самостоятельно найдите в примерах эпитеты, определите их роль.
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился.
(М.Ю.Лермонтов)
Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.
(М.Ю.Лермонтов)
Олицетворение- разновидность
метафоры, присвоение
предметам неживой природы
свойств живых существ.
Нередко олицетворение
создается с помощью
обращений к явлениям
природы как к живым и
сознательным существам.
Олицетворением называют и
перенос человеческих свойств
на животных.
Справка
Слово
образовано от
глагола «олицет-
ворять», что
значит «выразить,
представить в
образе живого
существа», то
есть лица.
Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.
Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат – осенней ночи ждут.
(И.А. Бунин)
Проверим
Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота.
Леса молчат – осенней ночи ждут – это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.
Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат – осенней ночи ждут.
(И.А. Бунин)
Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.
В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.
(И.С. Шмелев)
Проверим
Выражения дрова трещат, начинают гудеть и петь создают картину тепла на фоне зимней стужи.
В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь.
(И.С. Шмелев)
Самостоятельно найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.А. Есенин)
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
(А.С. Пушкин)
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то.
(А.П. Чехов)
Литота - фигура,
состоящая в чрезмерном
преуменьшении того, о
чем говорится.
Литота (греч. слово) в
буквальном смысле
означает « простота,
малость, умеренность».
Гипербола - фигура,
состоящая в чрезмерном
преувеличении того, о
чем говорится.
Гипербола (греч. слово)
буквально означает
«преувеличение».
Найдите в тексте примеры преувеличений.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
(М.Ю. Лермонтов)
Проверим
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
(М.Ю. Лермонтов)
Разливы рек ее, подобные морям – преувеличение, подчеркивает мощь и силу русских рек во время весеннего половодья.
Найдите в тексте примеры преувеличений.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.
(А.П.Чехов)
Бесконечная равнина – прилагательное бесконечный , обозначающее «не имеющий конца», подчеркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, так как реальная равнина имеет границы.
Найдите в текстах примеры преуменьшений, объясните его выразительную роль.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
(Н.А. Некрасов)