Урок развития речи в 7 классе
Цель:
- познакомить учащихся с художником Б.М. Кустодиевым;
- подготовить к сочинению по картине, используя рабочий материал учебника.
Орфографическая разминка
Букет сирени, переливы цветов, розово-лиловая палитра цветов, цветочное облако, великолепие сиреневой пены, источают нежный аромат.
- Обозначьте орфограммы.
- Вам знакомы эти словосочетания?
- В каком сочинении мы их использовали?
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Выдающийся русский художник-жанрист, пейзажист, портретист,
театральный декоратор, график, художник-импрессионист.
Художник-импрессионист – это художник, для которого важны впечатления, ощущения, личное.
Творчество Б. М. Кустодиева
В творчестве
Б. М. Кустодиева встречаются абсолютно лиричные, тонкие произведения.
В своих работах художник воплотил себя как автор, чувствующий жизнь, её сложные, но вместе с тем прекрасные образы
Работа по упражнению 182
Впервые Кустодиев и его будущая жена Юлия встречаются в тихом «тургеневском» доме с мезонином, где старинная мебель и старинный фарфор, обширная библиотека и потемневшие картины на стенах создают атмосферу неторопливой ласковой жизни. Здесь, наслаждаясь музыкой, с удовольствием говорят о живописи.
Кустодиев пишет портрет молодой жены. Она на деревянной веранде-террасе сидит, опершись рукою о стол. Милая тургеневская женщина. Удлинённое благородное лицо, глаза преданные, доверяющие, нежные. Есть какая-то бесконечность постоянства в её фигуре. Наверно, и спустя десять лет, женщина, всё так же мягко светящиеся, будет сидеть у стола и ждать. Каждое письмо от него – праздник. Она вся растворилась в его жизни.
История написания картины «Сирень »
В саду своих друзей Поленовых Кустодиев написал «Сирень»
(Ю. Е. Кустодиева с дочерью Ириной). Нежное пламя сирени и рядом женщина в сиреневом платье с девочкой на руках, словно символ обновляющей чистоты.
Брёвна дома оранжево плавятся на солнце, и цвет их перекликается с цветом волос женщины. Картина-идиллия: прекрасная женщина среди прекрасной природы. Женщина шествует в луче света, свет бежит впереди, по траве. Женщина светоносная…
Работа с репродукцией по картине «Сирень»
- Кто изображён на репродукции по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»?
- Когда происходит действие, изображённое на картине?
- Что мы видим на переднем плане репродукции?
- Каков задний план репродукции с картины?
- Какие краски использует Б. М. Кустодиев для создания весеннего настроения?
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Работа над планом сочинения
1.Вводная часть.
Можно добавить информацию художнике,
выразить общее впечатление от
картины; упомянуть, какие краски
преобладают?
II . Описание картины .
Нужно ответить на вопросы:
1.Что изображено на переднем плане картины?
2.Что видим на заднем плане?
3.На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего?
4 Какое отношение к миру показал художник своей картиной?
III . Заключение . Настроение, чувства зрителей
Какие эмоции и желания картина вызывает у вас?
Подбор рабочего материала
План
Рабочий материал
1.Вводная часть
2. Описание картины
3.Заключение.Настроение, чувства зрителей
- Перед нами картина известного русского художника Б. М. Кустодиева «Сирень».
- Заглавие картины заключает в себе добрый, ясный, понятный нам смысл.
- Весенняя картина, написанная счастливым художником.
- Цветущая белая сирень, белое платье жены, платьице в сиреневую полоску создают в картине равновесие и соответствие женщины и цветов.
- На переднем плане - жена художника с маленькой дочкой на руках.
- На заднем плане – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора.
- Светлая зелень листьев сирени делает картину еще более душевной.
- Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью.
- Когда смотришь на холст, поднимается настроение, и кажется, что за окном весна, ярко светит солнце и впереди длинные каникулы
План
Работаем над языком сочинения
1. Какие языковые конструкции вам встретились?
2. Какую смысловую нагрузку они несут?
- придают динамику,
- содержат добавочную информацию,
- украшают речь, позволяя более детально и точно описать предметы.
Орфографическо-пунктуационный практикум
- На заднем плане – бревенчатый, крашенный жёлтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора.
- Полотно напоминает гроздь из ярких насыщенных цветовых пятен, точно плотная, пышная кисть сиреневого цветка.
Рефлексия
«Продолжи предложение»:
-Я научился…
-Больше всего понравилось…
-Не удалось…
-Остались вопросы..
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение о своём впечатлении от картины, используя необходимые материалы из прочитанного текста, из материала урока, а также информацию о художнике и его произведениях, размещённую в Интернете
( http / artru . info)