СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Корни с чередованием букв е-и"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Корни с чередованием букв е-и"»

 Тема урока  ?

Тема урока ?

   разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:    Хр…нить, зар…стают, предл…жить, св…той, выр…с, с…мья  .        

разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы: Хр…нить, зар…стают, предл…жить, св…той, выр…с, с…мья .    

    Наблюдение  Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них.  Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и?      Из бир а ть – из бер у За пир а ть – за пер От дир а ть – от дер у Вы тир а ть – вы тер  За мир а ть – за мер Рас стил а ть - рас стел ю Блист а ть - блест еть Вы жиг а ть - вы жечь

Наблюдение Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и?  

  • Из бир а ть – из бер у
  • За пир а ть – за пер
  • От дир а ть – от дер у
  • Вы тир а ть – вы тер
  • За мир а ть – за мер
  • Рас стил а ть - рас стел ю
  • Блист а ть - блест еть
  • Вы жиг а ть - вы жечь
Корни с чередованием е-и бер – бир а - блест – блист а - дер - дир а - жег –жиг а - мер - мир а - пер – пир а - стел – стил а - тер - тир а -

Корни с чередованием е-и

  • бер – бир а -
  • блест – блист а -
  • дер - дир а -
  • жег –жиг а -
  • мер - мир а -
  • пер – пир а -
  • стел – стил а -
  • тер - тир а -
   В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-.  Например:  за м е р ло (нет а ), со б и р а ешь.   

В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: за м е р ло (нет а ), со б и р а ешь.  

  Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:       раз- б е р – б и р а  за- п е р – п и р а  при- на- д е р -д и р а  т е р -т и р а  у- по- м е р -м и р а ст е л – ст и л а  рас- под-

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:

раз-

б е р – б и р а

за-

п е р – п и р а

при-

на-

д е р -д и р а

т е р -т и р а

у-

по-

м е р -м и р а

ст е л – ст и л а

рас-

под-

Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне?   Быстро соб..рись – заб..райся в сани,   зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех.    Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

– О каком человеке так говорят?    За всё б..рётся, да не всё удаётся.  Чего не положил – не б..ри.  С живого шкуру сд..рёт.  Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет.    Объясните написание пропущенных букв.

– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.

   Самостоятельная работа.  Распределите словосочетания в два столбика: Е - И   выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы.

Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е - И

выб..ри книгу, выб..рать книгу,

выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,

выт..рать пыль, выт..реть пыль,

зап..реться в комнате, зап..рать дом,

ут..реть нос, ут..рать слезы.

Проверяем!  Е И выб е ри (нет а) книгу выб и р а ть книгу выд е ру (нет а) сорняки  выд и р а ть сорняки зап е реться (нет а) в комнате  зап и р а ть дом  ут е реть нос (нет а) ут и р а ть слезы

Проверяем! Е И

выб е ри (нет а) книгу

выб и р а ть книгу

выд е ру (нет а) сорняки

выд и р а ть сорняки

зап е реться (нет а) в комнате

зап и р а ть дом

ут е реть нос (нет а)

ут и р а ть слезы

 Игра «Четвёртое лишнее»      1 в зверь зам..р  соб..рите тетради 2 в. пробл..ски мысли бл..снуть знаниями  выст..лать соломой    заст..лать постель расст..лается туман  ст..рать мел с доски

Игра «Четвёртое лишнее»  

1 в

зверь зам..р

соб..рите тетради

2 в.

пробл..ски мысли

бл..снуть знаниями

выст..лать соломой

 

заст..лать постель

расст..лается туман

ст..рать мел с доски

ПРОВЕРЯЕМ! Расст и л а ется туман,  бл е снуть (нет а ) знаниями  

ПРОВЕРЯЕМ!

Расст и л а ется туман,

бл е снуть (нет а ) знаниями

 

 Соревнуемся!  Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров:    Безударные гласные в корне, проверяемые..  ... гласные  непроверяемые трава Чередующиеся … в корне помидор  ... гласные  е/и  в корне   положить выбирать

Соревнуемся! Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров:

Безударные гласные в корне, проверяемые..

... гласные непроверяемые

трава

Чередующиеся … в корне

помидор

... гласные е/и в корне

положить

выбирать

Дома: правило стр. 217,  упр. 613.

Дома: правило стр. 217, упр. 613.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!