СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по произведению И.С.Тургенева" Живые мощи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- размышление по произведению "Живые мощи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по произведению И.С.Тургенева" Живые мощи"»

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ   ПО РАССКАЗУ  Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА  «ЖИВЫЕ МОЩИ»

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО РАССКАЗУ Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА «ЖИВЫЕ МОЩИ»

«Живые мощи» –произведение с незамысловатым сюжетом,  но довольно сложным  религиозно-философским  содержанием

«Живые мощи» –произведение с незамысловатым сюжетом, но довольно сложным религиозно-философским содержанием

 Очерк «Живые мощи» (1874 год) занимает особое место в цикле «Записки охотника». Чем старше становился И. С. Тургенев, тем более глубоко постигал он  духовное содержание жизни человека .  В рассказе автор воплощает одну из основных триад христианства:   тело – душа – дух ,  которая определяет духовное состояние русского народа.

Очерк «Живые мощи» (1874 год) занимает особое место в цикле «Записки охотника». Чем старше становился И. С. Тургенев, тем более глубоко постигал он духовное содержание жизни человека . В рассказе автор воплощает одну из основных триад христианства: тело – душа – дух , которая определяет духовное состояние русского народа.

Тема урока: «От телесного и душевного к духовному»

Тема урока: «От телесного и душевного к духовному»

ЦЕЛЬ УРОКА:  проследить, как проходят герои путь  от телесного –  к душевному –    и далее к духовному

ЦЕЛЬ УРОКА: проследить, как проходят герои путь от телесного – к душевному – и далее к духовному

 О вещая душа моя!   О сердце, полное тревоги,   О, как ты бьёшься на пороге   Как бы двойного бытия!..  Так, ты - жилище двух миров,  Твой день – болезненный и страстный,  Твой сон – пророчески-неясный,  Как откровение духов…   Пускай страдальческую грудь   Волнуют страсти роковые –   Душа готова, как Мария,   К ногам Христа навек прильнуть.  Ф. Тютчев

О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты - жилище двух миров, Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный, Как откровение духов… Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. Ф. Тютчев

Ключевые слова: душа сердце двойное бытие два мира  душа Христос     Сердце - Душа → Христос   ( основная триада христианства : тело – душа –дух )

Ключевые слова:

душа

сердце

двойное бытие

два мира

душа

Христос

Сердце - Душа Христос

( основная триада христианства : тело – душа –дух )

 Особенности рассказа   рассказ «Живые мощи» интересен тем, что в нём не поднимаются социальные проблемы, всегда волновавшие писателя, но с удивительной точностью изображается народный тип . И. С. Тургенев приподнимает завесу с великой русской души . Весь рассказ пропитан духом и колоритом русского народа. Неслучайно эпиграф взят из стихотворения Ф.Тютчева, с необычайной поэтической силой воспевшего русский многострадальный народ .

Особенности рассказа рассказ «Живые мощи» интересен тем, что в нём не поднимаются социальные проблемы, всегда волновавшие писателя, но с удивительной точностью изображается народный тип . И. С. Тургенев приподнимает завесу с великой русской души . Весь рассказ пропитан духом и колоритом русского народа. Неслучайно эпиграф взят из стихотворения Ф.Тютчева, с необычайной поэтической силой воспевшего русский многострадальный народ .

ВЫВОД : «долготерпенье»  стало отправной точкой  постижения автором  духовной самобытности  русского православного человека

ВЫВОД : «долготерпенье» стало отправной точкой постижения автором духовной самобытности русского православного человека

Заглавие   как ключевое понятие всего рассказа    Лингвистический комментарий 1. Мощи – высохшие останки людей, считаемые церковью святыми.  Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке.       толковый словарь С.И.Ожегова 2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего.      толковый словарь В.И.Даля 3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса»     этимологический словарь Н.М.Шанског о

Заглавие как ключевое понятие всего рассказа

Лингвистический комментарий

1. Мощи – высохшие останки людей, считаемые церковью святыми.

Живые мощи – перен.: о больном , очень исхудалом человеке.

толковый словарь С.И.Ожегова

2. Мощи – нетленное тело угодника Божьего.

толковый словарь В.И.Даля

3. Мощи – останки людей, считаемые церковью святыми. Заимств. из ст.-слав. языка: МОШТЬ – «сила» (во мн. ч.) Буквально «силы, способные совершать чудеса»

этимологический словарь Н.М.Шанског о

Оксюморон – сочетание несочетаемого «Мёртвые души»  «Живые мощи» Н.В.Гоголь  И.С.Тургенев 1842 год   1874 год       отсутствие  христианских добродетелей  наличие  христианских  добродетелей

Оксюморон – сочетание несочетаемого

«Мёртвые души»

«Живые мощи»

Н.В.Гоголь

И.С.Тургенев

1842 год

1874 год

отсутствие

христианских добродетелей

наличие

христианских

добродетелей

 Добродетель –   деятельное добро, делание добра , способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно – в любых жизненных обстоятельствах и независимо от внутреннего самочувствия, от подъёма  или спада душевной энергии

Добродетель деятельное добро, делание добра , способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно – в любых жизненных обстоятельствах и независимо от внутреннего самочувствия, от подъёма или спада душевной энергии

Работа с иллюстрацией

Работа с иллюстрацией

Работа с текстом Приём контраста   начало повествования « Сухой рыбак и мокрый охотник…» Лукерья Рассказчик Охотник (свободное времяпровождение, свободное перемещение в пространстве) «Для охотника дождь – сущее бедствие…» «Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! …и песни их казались орошёнными росою». Неподвижная Лукерья–мумия «А беда такая стряслась! Да вы не побрезгуйте, барин, не погнушайтесь несчастьем моим…» плетёный сарайчик: «темно, тихо, сухо», «голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки».

Работа с текстом Приём контраста начало повествования « Сухой рыбак и мокрый охотник…»

Лукерья

Рассказчик

  • Охотник (свободное времяпровождение, свободное перемещение в пространстве)
  • «Для охотника дождь – сущее бедствие…»
  • «Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! …и песни их казались орошёнными росою».
  • Неподвижная Лукерья–мумия
  • «А беда такая стряслась! Да вы не побрезгуйте, барин, не погнушайтесь несчастьем моим…»
  • плетёный сарайчик: «темно, тихо, сухо», «голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки».
Эмоциональное состояние рассказчика Синонимы :  удивление – ошеломление - изумление – оцепенение –ужас – жалость несказанная – удивление

Эмоциональное состояние рассказчика

Синонимы : удивление – ошеломление - изумление – оцепенение –ужас – жалость несказанная – удивление

 1-ое потрясение рассказчика –     телесная немощь Лукерьи.    «Это, однако же, ужасно, твоё положение!»        Исходным толчком потрясения является двойная противоположность двух телесных состояний :   1) РАССКАЗЧИКА  и ЛУКЕРЬИ     2) ЛУКЕРЬИ (до болезни) и ЛУКЕРЬИ     (которую он видит)

1-ое потрясение рассказчика – телесная немощь Лукерьи. «Это, однако же, ужасно, твоё положение!» Исходным толчком потрясения является двойная противоположность двух телесных состояний : 1) РАССКАЗЧИКА и ЛУКЕРЬИ 2) ЛУКЕРЬИ (до болезни) и ЛУКЕРЬИ (которую он видит)

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ    Постепенно внимание рассказчика обращается  к внутренней жизни героини - И так ты всё лежишь да лежишь? - Кто же за тобой ходит? Присматривает кто? - И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? - Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу?  В вопросах – сочувствие, желание помочь

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ Постепенно внимание рассказчика обращается к внутренней жизни героини

- И так ты всё лежишь да лежишь?

- Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?

- И нескучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?

- Хочешь, я распоряжусь: тебя в больницу перевезут, в хорошую городскую больницу?

В вопросах – сочувствие, желание помочь

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ   2-ое потрясение рассказчика –      пение Лукерьи      ДО  « Мысль, что это полумёртвое существо готовится запеть, возбудило во мне невольный ужас »    ПОСЛЕ  «Уже не ужас чувствовал я: жалость несказанная стиснула мне сердце»

РАССКАЗЧИК И ЛУКЕРЬЯ 2-ое потрясение рассказчика пение Лукерьи

ДО

« Мысль, что это полумёртвое существо готовится запеть, возбудило во мне невольный ужас »

ПОСЛЕ

«Уже не ужас чувствовал я: жалость несказанная стиснула мне сердце»

    Рассказчик    Вывод.  Радостно-земное ( телесное ) восприятие жизни    переходит в эмоционально-чувственное ( душевное )

Рассказчик Вывод. Радостно-земное ( телесное ) восприятие жизни переходит в эмоционально-чувственное ( душевное )

ГОСПОДЬ  КАЖДОМУ ДАЁТ  СВОЙ КРЕСТ

ГОСПОДЬ КАЖДОМУ ДАЁТ СВОЙ КРЕСТ

Лукерья  Почти с самого начала повествования о Лукерье автор начинает вводить - отдельными чёрточками, отдельными деталями – то, что постепенно раскрывается как  связь душевного и духовного

Лукерья Почти с самого начала повествования о Лукерье автор начинает вводить - отдельными чёрточками, отдельными деталями – то, что постепенно раскрывается как связь душевного и духовного

 ОСНОВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО  СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛУКЕРЬИ:       Диалог     биография  сила  христианское    характера  мировоззрение и   духовные идеалы

ОСНОВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛУКЕРЬИ: Диалог биография сила христианское характера мировоззрение и духовные идеалы

Трагедия Лукерьи   До болезни   Во время болезни   «хороводы водила», «запевалой была», «первая красавица во всей … дворне», «высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья», «коса … до самых колен», «умница Лукерья, за которой ухаживали все молодые парни…»  «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона …», «лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное», «выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»

Трагедия Лукерьи

До болезни

Во время болезни

«хороводы водила», «запевалой была», «первая красавица во всей … дворне», «высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья», «коса … до самых колен», «умница Лукерья, за которой ухаживали все молодые парни…»

«голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона …», «лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное», «выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»

 Как рассказывает Лукерья о себе?   « рассказ вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на   участие…»  «одна рука действует…»  «девочка-сиротка приходит, … странница    заходит…»    ЧТО ГОВОРИТ О ВАСИЛИИ ПОЛЯКОВЕ?  «человек молодой, не оставаться же ему холостым, жену себе нашёл хорошую, добрую, и детки у них есть. Очень ему хорошо – и слава Богу»

Как рассказывает Лукерья о себе? « рассказ вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие…» «одна рука действует…» «девочка-сиротка приходит, … странница заходит…» ЧТО ГОВОРИТ О ВАСИЛИИ ПОЛЯКОВЕ? «человек молодой, не оставаться же ему холостым, жену себе нашёл хорошую, добрую, и детки у них есть. Очень ему хорошо – и слава Богу»

 ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛУКЕРЬИ   «иным ещё хуже бывает»;  «не думать, а пуще того - не вспоминать»;  «кто другому помочь может?.. сам себе человек  помогай!»  «послал крест Он мне – значит, меня Он любит»

ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛУКЕРЬИ «иным ещё хуже бывает»; «не думать, а пуще того - не вспоминать»; «кто другому помочь может?.. сам себе человек помогай!» «послал крест Он мне – значит, меня Он любит»

Главные черты характера Лукерьи:   терпение    кротость   смирение   любовь к людям   умение «нести  свой крест» черты праведника Черты характера Лукерьи – национальная особенность русского народа, обусловленная его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику - Христу

Главные черты характера Лукерьи:

терпение

кротость

смирение

любовь к людям

умение «нести

свой крест»

черты

праведника

Черты характера Лукерьи – национальная особенность русского народа, обусловленная его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику - Христу

Сон-видение  (то ли снится, то ли видится)  Такие-то у меня бывают сны удивительные!   1-ый сон Расшифровывает сама Лукерья. 2-ой сон Собачка – болезнь. Поле, по которому она ходит, - жизнь. Венок плетёт для Василия –земного жениха. Иисус – небесный жених («Видно Он меня любит»). Искупление грехов людских невинной и смиренной душой («Родители снились – благодарили за искупление») 3-ий сон Смерть приходит за Лукерьей («…назначает она мне мой час… После, мол, петровок…»  Цель жизни христианина – спасение души

Сон-видение (то ли снится, то ли видится) Такие-то у меня бывают сны удивительные!

1-ый сон

Расшифровывает сама Лукерья.

2-ой сон

Собачка – болезнь. Поле, по которому она ходит, - жизнь. Венок плетёт для Василия –земного жениха. Иисус – небесный жених («Видно Он меня любит»).

Искупление грехов людских невинной и смиренной душой («Родители снились – благодарили за искупление»)

3-ий сон

Смерть приходит за Лукерьей («…назначает она мне мой час… После, мол, петровок…»

Цель жизни христианина – спасение души

Работа с иллюстрацией

Работа с иллюстрацией

 подведём итог    Находясь в состоянии телесной неподвижности , Лукерья оказывается душевно подвижной : она способна переживать «маленькие» радости не менее остро, чем здоровый, свободный в физических движениях человек (рассказчик).   Чтобы избежать «мысленного» греха, героиня наблюдает за природой, поёт песни, молится…   Со временем Лукерья всё дальше отходит от земного ( телесного ) , бытового и мелочного ( душевного ) – и становится ближе к идеальному, естественному и прекрасному ( духовному )

подведём итог Находясь в состоянии телесной неподвижности , Лукерья оказывается душевно подвижной : она способна переживать «маленькие» радости не менее остро, чем здоровый, свободный в физических движениях человек (рассказчик). Чтобы избежать «мысленного» греха, героиня наблюдает за природой, поёт песни, молится… Со временем Лукерья всё дальше отходит от земного ( телесного ) , бытового и мелочного ( душевного ) – и становится ближе к идеальному, естественному и прекрасному ( духовному )

 Домашнее задание   Напишите эссе на тему сегодняшнего разговора: «Какие чувства вызывает рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи»

Домашнее задание Напишите эссе на тему сегодняшнего разговора: «Какие чувства вызывает рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи»

    Литература   1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Сочинения,   т. 3. М., «Наука», 1979 г.  2. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1986. – 168 с.  3. Открытый урок по литературе. 5-11 класс: Пособие для  учителя: В 2 кн. – Книга 2. Материалы к урокам / Ред.-сост.  И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. – М.: Московский Лицей,  2003. – 440 с.  4. http://fb.ru/article/230782/i-s-turgenev-jivyie-moschi- kratkoe-soderjanie-analiz  5.https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2  F%2Ftr.trendexmexico.com%2Fimages%2Fiskusstvo-i-  razvlecheniya%2Fi-s-turgenev-zhivie-moshi-kratkoe-  soderzhanieanaliz_2.jpg&text=и+с+тургенев+картинки+к+про  изведениям+живые+мощи&rpt=simage&lr=213&source=wiz

Литература 1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Сочинения, т. 3. М., «Наука», 1979 г. 2. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1986. – 168 с. 3. Открытый урок по литературе. 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн. – Книга 2. Материалы к урокам / Ред.-сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2003. – 440 с. 4. http://fb.ru/article/230782/i-s-turgenev-jivyie-moschi- kratkoe-soderjanie-analiz 5.https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_url=https%3A%2 F%2Ftr.trendexmexico.com%2Fimages%2Fiskusstvo-i- razvlecheniya%2Fi-s-turgenev-zhivie-moshi-kratkoe- soderzhanieanaliz_2.jpg&text=и+с+тургенев+картинки+к+про изведениям+живые+мощи&rpt=simage&lr=213&source=wiz

Выполнила работу  Мункуева Соелма Бадмаевна,  учитель русского языка и литературы  МАОУ Петропавловской СОШ№1 Джидинского района  Республики Бурятия

Выполнила работу Мункуева Соелма Бадмаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Петропавловской СОШ№1 Джидинского района Республики Бурятия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!