Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Презентацию подготовила Фролова Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково.
С. Узюково, 2016 год
Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.
Какую характеристику даёт себе сам герой?
- “ Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
- Я – природный дурак”,
- “ Я – человек облегчённого типа”.
Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров , и кровь , и откровенность , и покров , и сокровище .
Каково значение слова “ сокровенный ”?
- Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный.
- В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Что стоит за понятием сокровенного в человеке?
- Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.
- Как автору удаётся раскрыть тайное, овеянное тайной в человеке?
- Через портрет героя, отношение к другим людям.
- Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
- Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?
- Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”
- В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
- Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Сущность героя раскрывается через отношение к революции.
В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.
После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.
“ Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.
Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.
Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?
- “ Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
- “ Близ машины он всегда был добродушен…”
- “ Писал рапорты о болезнях машины…”
- “ Переделал двигатель по своему пониманию…”
Можем ли мы назвать героя дураком ?
- Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.
По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?
Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
Машина для Платонова - особая субстанция.
“ Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.
Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?
- Мир природы, пространство, движение.
- “ Пухов всегда удивлялся пространству…”
- “ Чувствовал землю…
- “ Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
- Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
- Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.
Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла , поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.
Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.
Каким мы видим героя в конце пути?
- Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.
- Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
Проблемы, поднимаемые автором повести «Сокровенный человек»
- Проблема поиска правды.
- Проблема поиска знаний.
- Проблема отношения к труду.
- Проблема исторической памяти.
- Проблема жестокости войны.
- Проблема таланта.
- Проблема нравственного выбора.
- Проблема одиночества.
- Проблема крайней нищеты, голода.
- Проблема жизни и смерти.
- Человек и революция.
- Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, гармонии в душе человека).
- Место и роль человека во вселенной.
- Мотив смерти и всеобщего сиротства.
- Проблема счастья.
- Проблема совести.
Спасибо за внимание!