СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения урока по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова»

Урок по повести А.Платонова

Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе

Презентацию подготовила Фролова Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково.

С. Узюково, 2016 год

Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.

Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.

  Какую характеристику даёт себе сам герой? “ Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,  Я – природный дурак”, “ Я – человек облегчённого типа”.

Какую характеристику даёт себе сам герой?

  • Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
  • Я – природный дурак”,
  • Я – человек облегчённого типа”.
Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания.   Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров , и кровь , и откровенность , и покров , и сокровище .

Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров , и кровь , и откровенность , и покров , и сокровище .

Каково значение слова “ сокровенный ”? Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный.  В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.

Каково значение слова “ сокровенный ”?

  • Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный.
  • В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Что стоит за понятием сокровенного в человеке? Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. Как автору удаётся раскрыть тайное, овеянное тайной в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям.  Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

Что стоит за понятием сокровенного в человеке?

  • Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.
  • Как автору удаётся раскрыть тайное, овеянное тайной в человеке?
  • Через портрет героя, отношение к другим людям.
  • Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
  • Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?  Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”  В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.  Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.

Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?

  • Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”
  • В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
  • Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Сущность героя раскрывается через отношение к революции.  В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.  После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.  “ Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.  Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Сущность героя раскрывается через отношение к революции.

В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.

После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.

Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.

Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине.  Как автор показывает эту неразрывную связь? “ Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…” “ Близ машины он всегда был добродушен…” “ Писал рапорты о болезнях машины…” “ Переделал двигатель по своему пониманию…”

наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?

  • “ Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
  • “ Близ машины он всегда был добродушен…”
  • “ Писал рапорты о болезнях машины…”
  • “ Переделал двигатель по своему пониманию…”
Можем ли мы назвать героя дураком ?  Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность? Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Можем ли мы назвать героя дураком ?

  • Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.

По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?

Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Машина для Платонова - особая субстанция.  “ Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Машина для Платонова - особая субстанция.

Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья? Мир природы, пространство, движение. “ Пухов всегда удивлялся пространству…” “ Чувствовал землю… “ Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?  Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?   Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…

Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?

  • Мир природы, пространство, движение.
  • Пухов всегда удивлялся пространству…”
  • Чувствовал землю…
  • Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
  • Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?

  • Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели,  он ищет не места, а смысла , поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска. Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла , поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.

Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Каким мы видим героя в конце пути?  Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу. Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.

Каким мы видим героя в конце пути?

  • Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.
  • Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
Проблемы, поднимаемые автором повести «Сокровенный человек» Проблема поиска правды. Проблема поиска знаний. Проблема отношения к труду. Проблема исторической памяти. Проблема жестокости войны.

Проблемы, поднимаемые автором повести «Сокровенный человек»

  • Проблема поиска правды.
  • Проблема поиска знаний.
  • Проблема отношения к труду.
  • Проблема исторической памяти.
  • Проблема жестокости войны.

Проблема таланта. Проблема нравственного выбора. Проблема одиночества. Проблема крайней нищеты, голода. Проблема жизни и смерти.
  • Проблема таланта.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема одиночества.
  • Проблема крайней нищеты, голода.
  • Проблема жизни и смерти.
 Человек и революция.  Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, гармонии в душе человека).  Место и роль человека во вселенной. Мотив смерти и всеобщего сиротства. Проблема счастья. Проблема совести.
  • Человек и революция.
  • Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, гармонии в душе человека).
  • Место и роль человека во вселенной.
  • Мотив смерти и всеобщего сиротства.
  • Проблема счастья.
  • Проблема совести.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!