Возвращение к примитиву
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Ч то, по вашему мнению, можно назвать примитивом или примитивным?
История большого искусства всегда начинается с более простых форм. В первобытном мышлении это особенно заметно. Найденные 7 августа 1908г. близ австрийского местечка Виллендорф известняковые фигурки поразили именно простейшими, но сильно гипертрофированными признаками женского тела.
Куда более совершенные античные коры, найденные при раскопках Афинского Акрополя, по сравнению с классикой Поликлета также показались грубыми и примитивными.
Даже высокодуховное христианское искусство начиналось с условных символов, нарисованных на стенах римских катакомб в начале I-II в. н.э.
К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.
В конце 19 — начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.
Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.
Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:
- фовизм;
- экспрессионизм;
- кубизм;
- дадаизм;
- пуантилизм.
Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген ,Анри Матисс ,Пабло Пикассо . Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби» (Франция), «Мост» (Германия), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия). Непосредственная искренность образов и родство с природой проявляется во многих работах Пауля Клее , Марка Шагала, Амедео Модильяни.
Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.
Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли
А. Руссо. Автопортрет, 1890 год, Национальная галерея, Прага
Отличительные черты примитивизма
- отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры);
- тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона;
- отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;
- равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;
- сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных;
- одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.
Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.
Анри Руссо — (1844-1910)
французский живописец, работами которого восхищался Пабло Пикассо. Зарабатывал на жизнь работой в таможне, из-за чего получил в кругах искусства прозвище «Таможенник». Картины мастера наполнены богатым колоритом красок, многие из них написаны на экзотическую тематику джунглей.
Заклинательница змей
Нападение в джунглях
Рыболовы
Экзотический пейзаж
Нико Пиросмани — (1862-1918)
грузинский примитивист. Таинственная личность, непризнанный гений своей эпохи. Нарисовал огромное количество вывесок в Тифлисе, любил изображать на картинах сцены грузинских застолий и животных. Всю жизнь бедствовал, умер в нищете.
Друзья Бегоса
«Бездетный миллионер и бедная с детьми».
Фото Маргариты де Севр (слева). Картина Н. Пиросмани «Актриса Маргарита» (справа).
Марк Шагал 06 июля 1887 — 28 марта 1985
Марк Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.
В 1911 году Шагал выехал в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.
В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .
Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .
«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», — думал я. Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»
Марк Шагал
Над городом
Автопортрет с семью пальцами
Задание
Подготовить анализ картины понравившегося художника примитивиста.