СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Возвращение к примитиву"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с художниками примитивистами

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Возвращение к примитиву"»

Возвращение к примитиву Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Возвращение к примитиву

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Ч то, по вашему мнению, можно назвать примитивом или примитивным?

Ч то, по вашему мнению, можно назвать примитивом или примитивным?

История большого искусства всегда начинается с более простых форм. В первобытном мышлении это особенно заметно. Найденные 7 августа 1908г. близ австрийского местечка Виллендорф известняковые фигурки поразили именно простейшими, но сильно гипертрофированными признаками женского тела.

История большого искусства всегда начинается с более простых форм. В первобытном мышлении это особенно заметно. Найденные 7 августа 1908г. близ австрийского местечка Виллендорф известняковые фигурки поразили именно простейшими, но сильно гипертрофированными признаками женского тела.

Куда более совершенные античные коры, найденные при раскопках Афинского Акрополя, по сравнению с классикой Поликлета также показались грубыми и примитивными.

Куда более совершенные античные коры, найденные при раскопках Афинского Акрополя, по сравнению с классикой Поликлета также показались грубыми и примитивными.

Даже высокодуховное христианское искусство начиналось с условных символов, нарисованных на стенах римских катакомб в начале I-II в. н.э.

Даже высокодуховное христианское искусство начиналось с условных символов, нарисованных на стенах римских катакомб в начале I-II в. н.э.

К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.

К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.

В конце 19 — начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.

В конце 19 — начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.

 Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.

Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения: фовизм; экспрессионизм; кубизм; дадаизм; пуантилизм.

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:

  • фовизм;
  • экспрессионизм;
  • кубизм;
  • дадаизм;
  • пуантилизм.
Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген ,Анри Матисс ,Пабло Пикассо . Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби» (Франция), «Мост» (Германия), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия). Непосредственная искренность образов и родство с природой проявляется во многих работах Пауля Клее , Марка Шагала, Амедео Модильяни.

Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген ,Анри Матисс ,Пабло Пикассо . Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби» (Франция), «Мост» (Германия), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (Россия). Непосредственная искренность образов и родство с природой проявляется во многих работах Пауля Клее , Марка Шагала, Амедео Модильяни.

Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.   Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли  А. Руссо. Автопортрет, 1890 год, Национальная галерея, Прага

Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.

Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли 

А. Руссо. Автопортрет, 1890 год, Национальная галерея, Прага

Отличительные черты примитивизма   отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры); тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона; отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;  равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;  сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных; одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.   Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.

Отличительные черты примитивизма

  • отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры);
  • тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона;
  • отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;
  • равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;
  • сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных;
  • одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.

Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.

Анри Руссо — (1844-1910)  французский живописец, работами которого восхищался Пабло Пикассо. Зарабатывал на жизнь работой в таможне, из-за чего получил в кругах искусства прозвище «Таможенник». Картины мастера наполнены богатым колоритом красок, многие из них написаны на экзотическую тематику джунглей.   Заклинательница змей

Анри Руссо — (1844-1910)

французский живописец, работами которого восхищался Пабло Пикассо. Зарабатывал на жизнь работой в таможне, из-за чего получил в кругах искусства прозвище «Таможенник». Картины мастера наполнены богатым колоритом красок, многие из них написаны на экзотическую тематику джунглей.

Заклинательница змей

Нападение в джунглях Рыболовы

Нападение в джунглях

Рыболовы

Экзотический пейзаж

Экзотический пейзаж

Нико Пиросмани  — (1862-1918) грузинский примитивист. Таинственная личность, непризнанный гений своей эпохи. Нарисовал огромное количество вывесок в Тифлисе, любил изображать на картинах сцены грузинских застолий и животных. Всю жизнь бедствовал, умер в нищете.   Друзья Бегоса

Нико Пиросмани  — (1862-1918)

грузинский примитивист. Таинственная личность, непризнанный гений своей эпохи. Нарисовал огромное количество вывесок в Тифлисе, любил изображать на картинах сцены грузинских застолий и животных. Всю жизнь бедствовал, умер в нищете.

Друзья Бегоса

«Бездетный миллионер и бедная с детьми». Фото Маргариты де Севр (слева). Картина Н. Пиросмани «Актриса Маргарита» (справа).

«Бездетный миллионер и бедная с детьми».

Фото Маргариты де Севр (слева). Картина Н. Пиросмани «Актриса Маргарита» (справа).

Марк Шагал  06 июля 1887 — 28 марта 1985   Марк Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

Марк Шагал 06 июля 1887 — 28 марта 1985

Марк Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

В 1911 году Шагал выехал в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом. В Париже Шагал во всем видел поэтику:  «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что  «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

В 1911 году Шагал выехал в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику:  «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что  «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только  «краски, чистота, любовь» . «Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», — думал я.  Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»   Марк Шагал

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только  «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», — думал я. Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

Над городом Автопортрет с семью пальцами

Над городом

Автопортрет с семью пальцами

Задание Подготовить анализ картины понравившегося художника примитивиста.

Задание

Подготовить анализ картины понравившегося художника примитивиста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!