СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы на тему "Особенности творчества В.В. Маяковского", 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы на тему "Особенности творчества В.В. Маяковского", 11 класс»

Особенности поэзии В.В. Маяковского.  Русский футуризм     Автор: Учитель русского языка и литературы  СОШ № 70 Грищенко Е.В. СОШ № 70 гТомск

Особенности поэзии В.В. Маяковского. Русский футуризм

Автор:

Учитель русского языка и литературы

СОШ № 70

Грищенко Е.В.

СОШ № 70

гТомск

ЛИЧНОСТЬ В. МАЯКОВСКОГО

ЛИЧНОСТЬ В. МАЯКОВСКОГО

Поэт-новатор. Масштабная личность. 1908 год – увлечение идеями К. Маркса. Трижды арестовывался. Стихи начал писать в одиночной камере Бутырской тюрьмы. 1911 год – примкнул к кубофутуристам. В 1912 году опубликовал свое первое стихотворение «Ночь» Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. 3

Поэт-новатор. Масштабная личность.

1908 год – увлечение идеями К. Маркса. Трижды арестовывался.

Стихи начал писать в одиночной камере Бутырской тюрьмы.

1911 год – примкнул к кубофутуристам.

В 1912 году опубликовал свое первое стихотворение «Ночь»

Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего.

Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

3

Пабло Пикассо «Бутылка .гитара и трубка» (1913)

Пабло Пикассо «Бутылка .гитара и трубка» (1913)

«Пощёчина общественному вкусу»

  • Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесномискусстве. Прошлое тесно. Академия и  Пушкин  непонятнее  иероглифов . БроситьПушкина,  Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.  Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду  Бальмонта ? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина  Брюсова ? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными  Леонидами Андреевыми  . Всем этим  Максимам ГорькимКупринымБлокамСологубам , АверченкоЧёрнымКузминымБуниным  и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество! Мы приказываем чтить права поэтов:  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.  И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
 НОЧЬ  Багровый и белый отброшен и скомкан,  в зелёный бросали горстями дукаты,  а чёрным ладоням сбежавшихся окон  раздали горящие жёлтые карты.  Бульварам и площади было не странно  увидеть на зданиях синие тоги.  И раньше бегущим, как жёлтые раны,  огни обручали браслетами ноги.  Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —  плыла, изгибаясь, дверями влекома;  каждый хотел протащить хоть немножко  громаду из смеха отлитого кома.  Я, чувствуя платья зовущие лапы,  в глаза им улыбку протиснул; пугая  ударами в жесть, хохотали арапы,  над лбом расцветивши крыло попугая.

НОЧЬ

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зелёный бросали горстями дукаты,

а чёрным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие жёлтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как жёлтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул; пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

Жизнетворческая установка поэзии В. Маяковского;  Экспрессивность поэтического слова;  Особенности декламации – «лесенка» В. Маяковского;  Тонический (акцентный стих) В.Маяковского.
  • Жизнетворческая установка поэзии В. Маяковского;
  • Экспрессивность поэтического слова;
  • Особенности декламации – «лесенка» В. Маяковского;
  • Тонический (акцентный стих) В.Маяковского.
Окна РОСТА

Окна РОСТА

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ В.МАЯКОВСКОГО

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ В.МАЯКОВСКОГО

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ ТОНИЧЕСКАЯ Учитываются только ударные слоги и их чередование. Количество безударных слогов между ними не имеет значения. Соотношение ударных и безударных слогов в стопе значимо. u – / u – / u – / u –  ямб Я хочу быть понят родной страной, Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил… а не буду понят —  что ж?! – u / –u / –u / –u хорей Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет … По родной стране  пройду стороной, как проходит  косой дождь.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ

ТОНИЧЕСКАЯ

  • Учитываются только ударные слоги и их чередование. Количество безударных слогов между ними не имеет значения.
  • Соотношение ударных и безударных слогов в стопе значимо.

u – / u – / u – / u – ямб

Я хочу быть понят родной страной,

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

а не буду понят —

что ж?!

– u / –u / –u / –u хорей

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет …

По родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь.

Вам!   Вам, проживающим за оргией оргию,  имеющим ванную и теплый клозет!  Как вам не стыдно о представленных к Георгию  вычитывать из столбцов газет?   Знаете ли вы, бездарные, многие,  думающие нажраться лучше как,-  может быть, сейчас бомбой ноги  выдрало у Петрова поручика?..   Если бы он, приведенный на убой,  вдруг увидел, израненный,  как вы измазанной в котлете губой  похотливо напеваете Северянина!   Вам ли, любящим баб да блюда,  жизнь отдавать в угоду?!  Я лучше в баре …. буду  подавать ананасную воду!   1915

Вам!

  • Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Если бы он, приведенный на убой, вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой похотливо напеваете Северянина! Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре …. буду подавать ананасную воду!
  •   1915
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня,  плеснувши краску из стакана;  я показал на блюде студня  косые скулы океана.  На чешуе жестяной рыбы  прочёл я зовы новых губ.  А вы  ноктюрн сыграть  могли бы   на флейте водосточных труб? 1913

А вы могли бы?

  • Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы  на флейте водосточных труб?
  • 1913
Послушайте!  Ведь, если звезды зажигают —  значит — это кому-нибудь нужно?  Значит — кто-то хочет, чтобы они были?  Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной? А после  ходит тревожный,  но спокойный наружно.  Говорит кому-то:  «Ведь теперь тебе ничего?  Не страшно?  Да?!»  Послушайте!  Ведь, если звезды  зажигают —  значит — это кому-нибудь нужно?  Значит — это необходимо,  чтобы каждый вечер  над крышами  загоралась хоть одна звезда?!  И, надрываясь  в метелях полу́денной пыли,  врывается к богу,  боится, что опоздал,  плачет,  целует ему жилистую руку,  просит —  чтоб обязательно была звезда! —  клянется —  не перенесет эту беззвездную му́ку!   1914

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

И, надрываясь в метелях полу́денной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную му́ку!

1914

Облако в штанах (отр.)    Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот,- сначала прошелся едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь и он и новые два мечутся отчаянной чечеткой. Рухнула штукатурка в нижнем этаже. Нервы - большие, маленькие, многие!- скачут бешеные, и уже   у нервов подкашиваются ноги! 1914

Облако в штанах (отр.)

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот,-

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы -

большие,

маленькие,

многие!-

скачут бешеные,

и уже

 

у нервов подкашиваются ноги!

1914

ИТОГИ УРОКА: В. Маяковский – масштабная, колоритная личность в русской литературе; поэт-новатор; Поэзию В. Маяковский понимал как средство воздействия на мир; В. Маяковский возродил интерес к тоническому (акцентному) стиху в русской культуре.

ИТОГИ УРОКА:

  • В. Маяковский – масштабная, колоритная личность в русской литературе; поэт-новатор;
  • Поэзию В. Маяковский понимал как средство воздействия на мир;
  • В. Маяковский возродил интерес к тоническому (акцентному) стиху в русской культуре.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  Верно ли, что…   Да – « Ω » , Нет – « __ »   В. Маяковский начал писать стихи в одиночной камере Бутырской тюрьмы? Первое стихотворение В. Маяковского называлось «Гимн обеду»? В 1911 году В. Маяковский примкнул к кружку кубофутуристов? Стихи В. Маяковского написаны в силлабо-тонической системе? Поэзия была для В. Маяковского средством воздействия на мир?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Верно ли, что… Да – « » , Нет – « __ »

  • В. Маяковский начал писать стихи в одиночной камере Бутырской тюрьмы?
  • Первое стихотворение В. Маяковского называлось «Гимн обеду»?
  • В 1911 году В. Маяковский примкнул к кружку кубофутуристов?
  • Стихи В. Маяковского написаны в силлабо-тонической системе?
  • Поэзия была для В. Маяковского средством воздействия на мир?
Тестирование

Тестирование

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!