СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литература по теме "Пьеса ""ГРОЗА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литература по теме "Пьеса ""ГРОЗА"»

Александр Николаевич Островский Пьеса «ГРОЗА»

Александр Николаевич Островский

Пьеса «ГРОЗА»

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.  “ С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
  • Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.
  • “ С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
“ Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...  Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
  • “ Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...
  • Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
 В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.   Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.
  • В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.
  • Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.
 А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.  В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.  И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
  • Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины
  • Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.
  • Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года.
  • Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины
 Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.  Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.

Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

 Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.  Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».  Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.

Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».

Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.  В каком значении “гроза” появляется в пьесе?
  • Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля?
  • Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.
  • В каком значении “гроза” появляется в пьесе?
Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре  В. Даля.
  • Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре

В. Даля.

Где происходит действие драмы «Гроза»? Что вы можете сказать о расположении города? Как Кулигин характеризует картину природы? Какую песню он напевает? Какова её роль в тексте? Что символизирует Волга? Какие исторические события связаны с ней?
  • Где происходит действие драмы «Гроза»?
  • Что вы можете сказать о расположении города?
  • Как Кулигин характеризует картину природы?
  • Какую песню он напевает? Какова её роль в тексте?
  • Что символизирует Волга? Какие исторические события связаны с ней?
Система образов Кто является главным героем пьесы «Гроза? На какие две большие группы делятся герои? Самодуры и жертвы Критики отмечают, что второстепенные герои образуют пары. Какие пары вы можете выделить? Кудряш-Варвара, Тихон-Борис, Кулигин-Феклуша Главная героиня - Катерина Кудряш - Варвара Тихон - Борис Феклуша - Кулигин Дикой - Кабанова

Система образов

  • Кто является главным героем пьесы «Гроза?
  • На какие две большие группы делятся герои?
  • Самодуры и жертвы
  • Критики отмечают, что второстепенные герои образуют пары. Какие пары вы можете выделить?
  • Кудряш-Варвара, Тихон-Борис, Кулигин-Феклуша

Главная героиня - Катерина

Кудряш - Варвара

Тихон - Борис

Феклуша - Кулигин

Дикой - Кабанова

Какую роль в пьесе играют Кулигин и Феклуша? Кулигин и Феклуша образуют пару, но здесь уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства» Зачитайте, что они говорят о Калинове и его нравах

Какую роль в пьесе играют Кулигин и Феклуша?

  • Кулигин и Феклуша образуют пару, но здесь уместно говорить об антитезе.
  • Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства».
  • Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»
  • Зачитайте, что они говорят о Калинове и его нравах
Композиция пьесы Элементы композиции Сюжет Экспозиция Картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, я 1-4) Завязка Первой столкновение Катерины и свекрови (д.1, я. 5) Развитие действия (конфликта) между героями  В природе 2-жды собирается гроза  признание Катерины Варваре  пророчество старой барыни  признание в грехе (1-я кульминация) 2-я кульминация Последний монолог Катерины (д.5, я. 4) Развязка  Самоубийство Катерины  Слова Тихона (д. 5, я. 7)

Композиция пьесы

Элементы композиции

Сюжет

Экспозиция

Картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, я 1-4)

Завязка

Первой столкновение Катерины и свекрови (д.1, я. 5)

Развитие действия (конфликта) между героями

  • В природе 2-жды собирается гроза
  • признание Катерины Варваре
  • пророчество старой барыни
  • признание в грехе (1-я кульминация)

2-я кульминация

Последний монолог Катерины (д.5, я. 4)

Развязка

  • Самоубийство Катерины
  • Слова Тихона (д. 5, я. 7)

Когда появляется гроза как явление природы? Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество?  Какова реакция Варвары на ее кликушество? Какова реакция Катерины?
  • Когда появляется гроза как явление природы?
  • Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество?
  • Какова реакция Варвары на ее кликушество?
  • Какова реакция Катерины?
У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
  • У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха.
  • У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
Дикой Саввел Игнатьевич Докажите, что нрав Дикого дикий Боится ли он кого-нибудь? Существует ли для Дикого закон? Есть ли в его образе какое-нибудь светлое пятнышко?

Дикой Саввел Игнатьевич

  • Докажите, что нрав Дикого дикий
  • Боится ли он кого-нибудь?
  • Существует ли для Дикого закон?
  • Есть ли в его образе какое-нибудь светлое пятнышко?
Марфа Игнатьевна Кабанова Зачитайте, как её характеризуют разные персонажи. Как Кабаниха относится к своим домашним? Расскажите о домострое, защитницей которого является Кабанова. Какие черты домостроя проявляются в её репликах?

Марфа Игнатьевна Кабанова

  • Зачитайте, как её характеризуют разные персонажи.
  • Как Кабаниха относится к своим домашним?
  • Расскажите о домострое, защитницей которого является Кабанова. Какие черты домостроя проявляются в её репликах?
Домостро́й   - книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам ) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
  • Домостро́й   - книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам ) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
 Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами») Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в  Страхе Божьем . Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия , дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель

  • Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)
  • Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в  Страхе Божьем . Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям.
  • Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством.
  • Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия , дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель "лютою смертью от гражданской казни".
Каково ваше представление об этом персонаже?  Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?  В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?  Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.
  • Каково ваше представление об этом
  • персонаже?
  • Как она относится к своим домашним?
  • Каково ее отношение к «новым порядкам»?
  • В чем сходство и различие характеров

Дикого и Кабанихи?

  • Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.
Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».
  • Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».
ХАНЖА - лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.
  • ХАНЖА - лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.
Проблемный вопрос: Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?

Проблемный вопрос:

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?

Проблемный вопрос: Чем они похожи и чем отличаются?

Проблемный вопрос:

Чем они похожи и чем отличаются?

Чем Катерина отличается от других  героев драмы «Гроза»? 2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста. 3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?
  • Чем Катерина отличается от других

героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите

примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? 2. Какую роль играет сцена грозы  в пьесе? 3. Прочитайте выразительно монолог  Катерины в сцене покаяния.  Какую  роль он играет в раскрытии идейного  содержания произведения?
  • Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы

в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог

Катерины в сцене покаяния. Какую

роль он играет в раскрытии идейного

содержания произведения?

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?  Почему она не вернулась к мужу? Достойны ли Борис и Тихон ее любви? Был ли у Катерины другой выход,  кроме смерти?
  • Прокомментируйте иллюстрацию к произведению.
  • Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?
  • Почему она не вернулась к мужу?
  • Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
  • Был ли у Катерины другой выход,

кроме смерти?

Докажите, что развитие действия  неизбежно ведет к трагическому концу? Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее
  • Докажите, что развитие действия
  • неизбежно ведет к трагическому концу?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  • С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
  • Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее
Домашнее задание Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану: «Тёмное царство» в «Грозе» Катерина – «луч света в «тёмном царстве» Выражение народных стремлений Самое решительное произведение Островского Индивидуальное задание: выписать упоминание грозы в пьесе и сделать выводы (кто говорит, в каком контексте, что символизирует)

Домашнее задание

  • Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:
  • «Тёмное царство» в «Грозе»
  • Катерина – «луч света в «тёмном царстве»
  • Выражение народных стремлений
  • Самое решительное произведение Островского
  • Индивидуальное задание: выписать упоминание грозы в пьесе и сделать выводы (кто говорит, в каком контексте, что символизирует)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!