Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литература по теме "Пьеса ""ГРОЗА"»
Александр Николаевич Островский
Пьеса «ГРОЗА»
- Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.
- “ С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
- “ Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...
- Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
- В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.
- Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.
А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.
- Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
- Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.
- Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года.
- Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины
Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.
Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.
Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.
Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».
Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.
- Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля?
- Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.
- В каком значении “гроза” появляется в пьесе?
- Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре
В. Даля.
- Где происходит действие драмы «Гроза»?
- Что вы можете сказать о расположении города?
- Как Кулигин характеризует картину природы?
- Какую песню он напевает? Какова её роль в тексте?
- Что символизирует Волга? Какие исторические события связаны с ней?
Система образов
- Кто является главным героем пьесы «Гроза?
- На какие две большие группы делятся герои?
- Самодуры и жертвы
- Критики отмечают, что второстепенные герои образуют пары. Какие пары вы можете выделить?
- Кудряш-Варвара, Тихон-Борис, Кулигин-Феклуша
Главная героиня - Катерина
Кудряш - Варвара
Тихон - Борис
Феклуша - Кулигин
Дикой - Кабанова
Какую роль в пьесе играют Кулигин и Феклуша?
- Кулигин и Феклуша образуют пару, но здесь уместно говорить об антитезе.
- Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства».
- Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»
- Зачитайте, что они говорят о Калинове и его нравах
Композиция пьесы
Элементы композиции
Сюжет
Экспозиция
Картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, я 1-4)
Завязка
Первой столкновение Катерины и свекрови (д.1, я. 5)
Развитие действия (конфликта) между героями
- В природе 2-жды собирается гроза
- признание Катерины Варваре
- пророчество старой барыни
- признание в грехе (1-я кульминация)
2-я кульминация
Последний монолог Катерины (д.5, я. 4)
Развязка
- Самоубийство Катерины
- Слова Тихона (д. 5, я. 7)
- Когда появляется гроза как явление природы?
- Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество?
- Какова реакция Варвары на ее кликушество?
- Какова реакция Катерины?
- У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха.
- У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.
Дикой Саввел Игнатьевич
- Докажите, что нрав Дикого дикий
- Боится ли он кого-нибудь?
- Существует ли для Дикого закон?
- Есть ли в его образе какое-нибудь светлое пятнышко?
Марфа Игнатьевна Кабанова
- Зачитайте, как её характеризуют разные персонажи.
- Как Кабаниха относится к своим домашним?
- Расскажите о домострое, защитницей которого является Кабанова. Какие черты домостроя проявляются в её репликах?
- Домостро́й - книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам ) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
- Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)
- Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем . Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям.
- Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством.
- Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия , дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель "лютою смертью от гражданской казни".
- Каково ваше представление об этом
- персонаже?
- Как она относится к своим домашним?
- Каково ее отношение к «новым порядкам»?
- В чем сходство и различие характеров
Дикого и Кабанихи?
- Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.
- Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».
- ХАНЖА - лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.
Проблемный вопрос:
Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?
Проблемный вопрос:
Чем они похожи и чем отличаются?
- Чем Катерина отличается от других
героев драмы «Гроза»?
2. Расскажите историю ее жизни. Приведите
примеры из текста.
3. В чем трагизм ее положения?
4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?
- Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?
2. Какую роль играет сцена грозы
в пьесе?
3. Прочитайте выразительно монолог
Катерины в сцене покаяния. Какую
роль он играет в раскрытии идейного
содержания произведения?
- Прокомментируйте иллюстрацию к произведению.
- Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?
- Почему она не вернулась к мужу?
- Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
- Был ли у Катерины другой выход,
кроме смерти?
- Докажите, что развитие действия
- неизбежно ведет к трагическому концу?
- Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
- С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
- Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее
Домашнее задание
- Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:
- «Тёмное царство» в «Грозе»
- Катерина – «луч света в «тёмном царстве»
- Выражение народных стремлений
- Самое решительное произведение Островского
- Индивидуальное задание: выписать упоминание грозы в пьесе и сделать выводы (кто говорит, в каком контексте, что символизирует)