Современный образовательный процесс
Развитие личности
Цель
Субъект – субъектный
Характер взаимоотношений
Демократичность , открытость , рефлексивность
Стиль взаимодействия
«Обучение через открытие»
Модель организации учебного процесса
Чему и как учить?
Отбор учебного материала
Мотивация
Алгоритм
действия
Формы организации процесса
Методы обучения
Способы усвоения
Типы деятельности
ученика
Функции учителя
Конструирование урока
Тип урока: Урок – поиск
Тема: «Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»
Цель: изучить строение насекомых, выявить причины необычайного процветания класса, установить сходство и различие классов типа членистоногих.
Методы обучения
Проблемные
проблемное изложение
эвристический
частично-поисковый
Мотивация
Наука, изучающая насекомых, называется энтомология .
Для чего необходимо изучить эту науку?
- Для предупреждения заболеваний.
- Для борьбы с вредителями.
- Объект решения научных проблем.
- Охрана насекомых.
Заочная экскурсия в загадочный мир насекомых. Легко ли быть энтомологом?
- Верить в то, что знания помогают людям жить.
Модель организации учебного процесса. «Обучение через открытие».
План урока.
1. Внешнее строение насекомого.
(Лабораторная работа).
2. Внутреннее строение насекомого:
- Полость тела; Пищеварительная система; Дыхательная система; Кровеносная система; Выделительная система; Нервная система; Органы чувств; Половая система.
- Полость тела;
- Пищеварительная система;
- Дыхательная система;
- Кровеносная система;
- Выделительная система;
- Нервная система;
- Органы чувств;
- Половая система.
(Конструирование опорного конспекта)
Модель организации учебного процесса. «Обучение через открытие».
План урока (продолжение)
3. Сравнительная характеристика классов: ракообразных, паукообразных, насекомых.
(Работа с учебником, тетрадью на печатной основе).
4. Какие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых разных условиях. ( Выводы )?
5. Тестирование. (Результаты учебной деятельности ). Рефлексия.
Ход урока. 1 . Изучим внешнее строение насекомого, выполним лабораторную работу. Цель: изучить внешнее строение насекомого, выявить признаки класса насекомых и типа членистоногих.
Формы организации процесса
Деятельность ученика
Парное взаимодействие.
Функция учителя
Выбор задания (№1 или №2).
1.Прочитать раздел «Образ жизни и внешнее строение» (стр.125-127)
2.Выполнить работу по инструктивной карте (стр.127).
Помощь учеников-консультантов.
Управление поисковой деятельностью учащихся, консультирование.
3.Заполнить таблицу в тетради на печатной основе (стр.85, задание №1).
4.Составить сравнительную характеристику классов членистоногих и заполнить таблицу (стр.86, задание №2).
Подведем итоги. Карточка ученика-консультанта.
Ф.И.
ученика
Умение работать с натуральными объектами
Умение выделять общие признаки типа
Умение устанавливать характерные признаки класса
Оценка
.
Особенности внешнего строение насекомого, конструирование фрагмента опорного конспекта.
Установить сходство и различие представителей различных классов типа членистоногих .
Сравнительная характеристика классов типа членистоногих. (Самостоятельная работа с учебником и тетрадью).
Формы
организации процесса
Деятельность ученика
Парное взаимодействие
Функция
Использование известных знаний
учителя
и умений, полученных в ходе предшествующей работы.
Управление самостоятельной работой, консультирование.
Сравнительная характеристика классов типа членистоногих.
(Самостоятельная работа с учебником и тетрадью).
Сравнительный
Представители членистоногих
признак
Представители членистоногих
Речной рак
Форма тела
Паук-крестовик
Майский жук
Покров
Отделы тела
Число пар усиков
Число пар ходильных ног
2. Изучим внутреннее строение насекомых. Цель: выявить отличительные особенности внутреннего строения насекомых.
Формы
организации процесса
Деятельность ученика
Парные взаимодействия, микрогрупповые взаимодействия.
Функция
Работа с рисунками учебника.
учителя
Конструирование опорного конспекта.
Объяснение, демонстрация слайдов, таблиц.
Использование известных знаний и умений, полученных в ходе предшествующей учебы.
Организатор сотрудничества.
Подведем итоги.
Опорный конспект.
Проект учащихся.
Энтомология . Класс насекомые.
1 000 000 видов
Миксоцель (1+2 )
3. Сравнительная характеристика классов типа членистоногих. Цель: установить черты сходства и различия классов.
План.
- Пищеварение.
- Пищеварение.
- Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Раздражимость. Размножение и развитие.
- Дыхание.
- Обмен веществ.
- Выделение.
- Раздражимость.
- Размножение и развитие.
Работа учащихся в группах. В каждой группе ученик-консультант.
Учитель - консультант.
Подведение итогов.
4. Какие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых разных условиях среды? Цель : доказать , что особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых различных средах
Выводы.
- Усложнение в развитии дыхательного аппарата.
- Сочетание прочности и легкости наружного скелета.
- Способность к полету и движению по различным поверхностям.
- Возможность использовать разнообразную пищу.
- Хорошо развиты органы чувств.
- Сложность инстинктов.
5. Тестирование. Выбери правильный ответ. Рефлексия . Осознание учеником усвоения нового как личност-ной ценности. Результаты учебной деятельности. Листок самоконтроля. (использование компьютера)
0-69%
«2»
70-79%
80-89%
«3»
90-100%
«4»
«5»
Фамилия, имя _______________________________________
Спасибо
за
работу!