БИОЦЕНОЗ
Всех нас волнует серьезный вопрос: Что же такое биоценоз? Эту проблему решим мы, друзья, – Это такая большая семья: Звери и птицы, жуки, пауки, Лес, в нем березы, осины, дубки, Черви и мыши, воздух, земля, Листья опавшие, может, хвоя, Даже тропа, где грибочки ты нес, Вот, что такое биоценоз.
ТЕМА УРОКА :
Естественные и искусственные биоценозы
биос - жизнь
ценоз- общий
природное сообщество, включающее в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии, совместно населяющие определенную территорию.
Водоем
Аквариум
Луг
Огород
Степь
Поле
Лес
Сад
ВИДЫ БИОЦЕНОЗОВ
Искусственные
Естественные
Рабочая тетрадь
Задание №2
стр.132
ТУНДРА
ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС
Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1м 2
приходится несколько сотен тысяч растений и животных
УСТОЙЧИВОСТЬ БИОЦЕНОЗОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
- Видовым составом
- Ярусностью:
- Пространственная ярусность
- Временная ярусность
Пространственная ярусность
Временная ярусность
КОМПОНЕНТЫ БИОЦЕНОЗА
Продуценты
Консументы
Редуценты
Продуценты
(производители)
КОНСУМЕНТЫ
(ПОТРЕБИТЕЛИ)
I ПОРЯДКА – РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
КОНСУМЕНТЫ
II ПОРЯДКА – ХИЩНИКИ И ПАРАЗИТЫ, ПИТАЮЩИЕСЯ РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ ЖИВОТНЫМИ
III ПОРЯДКА – ХИЩНИКИ И ПАРАЗИТЫ, ПИТАЮЩИЕСЯ ДРУГИМИ ХИЩНЫМИ ЖИВОТНЫМИ
РЕДУЦЕНТЫ
(РАЗРУШИТЕЛИ)–
ОРГАНИЗМЫ, ПИТАЮЩИЕСЯ ОСТАНКАМИ УМЕРШИХ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
ЦЕПИ ПИТАНИЯ – ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ В БИОЦЕНОЗЕ
Учебник рис.197
стр.270
ВОДОЕМ
Учебник стр.270-271
ПОЛЕ
Задание
- В графе «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
- Прочтите текст в учебнике стр. 271-272 об искусственных биоценозах.
- В графе «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-», если вы не согласны с утверждением.
ПОЛЕ
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
Видовое разнообразие
Цепи питания
Ярусность
Самостоятельное существование
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
1.Организмы делятся на продуценты, консументы, редуценты.
2.Есть цепь питания.
Видовое разнообразие
Цепи питания
Ярусность
Самостоятельное существование
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
1.Организмы делятся на продуценты, консументы, редуценты.
2.Есть цепь питания.
Видовое разнообразие
Цепи питания
Высокое
Низкое
Ярусность
Самостоятельное существование
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
1.Организмы делятся на продуценты, консументы, редуценты.
2.Есть цепь питания.
Видовое разнообразие
Цепи питания
Высокое
Низкое
Длинные
Ярусность
Короткие
Самостоятельное существование
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
1.Организмы делятся на продуценты, консументы, редуценты.
2.Есть цепь питания.
Видовое разнообразие
Цепи питания
Высокое
Низкое
Длинные
Ярусность
Короткие
Самостоятельное существование
Пространственная, временная
Нет
Черты сравнения
Сходства
Биоценоз
Различия
Агроценоз
1.Организмы делятся на продуценты, консументы, редуценты.
2.Есть цепь питания.
Видовое разнообразие
Цепи питания
Высокое
Низкое
Длинные
Ярусность
Короткие
Самостоятельное существование
Пространственная, временная
Нет
Длительное
Непродолжительное
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ БИОЦЕНОЗЫ»
А. Временное сообщество живых организмов
Б. Исторически сложившееся сообщество живых организмов, населяющих определенную территорию
В. Сообщество животных, населяющих определенную территорию
Г. Сообщество растений, населяющих данную территорию
- 2. К естественному биоценозу не относится:
А. Сад
Б. Луг
В. Степь
Г. Лес
- 3 . На устойчивость биоценоза не влияет:
А. Численность видов
Б. Видовой состав
В. Пространственная ярусность
Г. Смена времен года
А. Животные
Б. Грибы
В. Растения
Г. Микроорганизмы
- 5. К консументам I порядка относится:
А. Ястреб
Б. Сова
В. Змея
Г. Мышь
Ответы: 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Г
Оценивание
5 правильных ответов - «5»
4 правильных ответов - «4»
3 правильных ответов - «3»
2 правильных ответов - «2»
РЕФЛЕКСИЯ
Закончите одно из предложений. 1. Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне сегодня удалось… 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… 4. Мне не понравилось…
1. Изучить п. 53
2. Рабочая тетрадь стр.133, задание 5,6
3. Составить презентацию «Цепи питания в биоценозах»
СПАСИБО ЗА УРОК