СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам русского языка по теме "Местоимение" (§ 33 учебника Е. С. Антоновой, Т. М. Воителевой).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит ссылку к упражнению по теме в LearningApps.org

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам русского языка по теме "Местоимение" (§ 33 учебника Е. С. Антоновой, Т. М. Воителевой).»

Местоимение

Местоимение

Местоимение Цель урока: Создание условий для систематизации знаний о местоимении как самостоятельной части речи План урока: 1.Повторение понятия «местоимение» и его разбор; 2. Разряды местоимений по значению; 3. Правописание местоимений; 4. Порядок морфологического разбора; 5. Проверь себя!

Местоимение

Цель урока:

Создание условий для систематизации знаний о местоимении как самостоятельной части речи

План урока:

1.Повторение понятия «местоимение» и его разбор;

2. Разряды местоимений по значению;

3. Правописание местоимений;

4. Порядок морфологического разбора;

5. Проверь себя!

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки или количество: он, твой, такой, некоторый и т. д.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки или количество: он, твой, такой, некоторый и т. д.

 Местоимения, указывающие на предмет (лицо) я, ты, он, кто, что и др. тот, этот, мой, ваш, такой, некоторый и др. соотносятся с существительными и выполняют в предложении их функции. соотносятся с прилагательными и выполняют их функции. Они отвечают на вопросы кто? что? изменяются по падежам и являются в предложении подлежащими или дополнениями Такие местоимения отвечают на вопросы какой? чей?, изменяются по родам, числам и падежам и в предложении являются определениями например: У маленькой  пристани мы (подлежащее) причалили (Б. Зайцев) например: Деревья формировались в каких-то чудовищ (И. А. Гончаров)

Местоимения, указывающие на предмет (лицо)

я, ты, он, кто, что и др.

тот, этот, мой, ваш, такой, некоторый и др.

соотносятся с существительными и выполняют в предложении их функции.

соотносятся с прилагательными и выполняют их функции.

Они отвечают на вопросы кто? что? изменяются по падежам и являются в предложении подлежащими или дополнениями

Такие местоимения отвечают на вопросы какой? чей?, изменяются по родам, числам и падежам и в предложении являются определениями

например: У маленькой пристани мы (подлежащее) причалили (Б. Зайцев)

например: Деревья формировались в каких-то чудовищ (И. А. Гончаров)

Разряды местоимений по значению Личные местоимения — я, мы, ты, вы, он (она, оно), они — указывают на лицо или предмет. Личное местоимение я указывает на говорящего, местоимения ты, вы — на собеседников. Местоимения он, она, оно, они указывают на лицо, не участвующее в разговоре. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы И. п., рода и числа. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса: кто? что?  какой? который? чей? каков? сколько? Они изменяются по родам, числам и падежам.  Местоимения кто? что? сколько? по родам и числам не изменяются. Местоимение каков? не изменяется по падежам.

Разряды местоимений по значению

  • Личные местоимения — я, мы, ты, вы, он (она, оно), они — указывают на лицо или предмет. Личное местоимение я указывает на говорящего, местоимения ты, вы — на собеседников. Местоимения он, она, оно, они указывают на лицо, не участвующее в разговоре.
  • Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы И. п., рода и числа.
  • Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса: кто? что? какой? который? чей? каков? сколько? Они изменяются по родам, числам и падежам.

Местоимения кто? что? сколько? по родам и числам не изменяются. Местоимение каков? не изменяется по падежам.

Разряды местоимений по значению К относительным местоимениям относятся те же слова, что и к вопросительным: кто, что, какой, который, чей, каков, сколько. Но относительные местоимения выполняют в предложении свои особые функции — они являются союзными словами при соединении придаточной и главной частей сложноподчинённого предложения. Неопределённые местоимения указывают на неопределённые неизвестные предметы, их признаки или количество: некто, нечто, некий, некоторый и др. Являются производными словами, так как образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок кое-, не- или суффиксов - то, -либо, -нибудь . В предложении неопределённые местоимения могут быть любым членом

Разряды местоимений по значению

  • К относительным местоимениям относятся те же слова, что и к вопросительным: кто, что, какой, который, чей, каков, сколько. Но относительные местоимения выполняют в предложении свои особые функции — они являются союзными словами при соединении придаточной и главной частей сложноподчинённого предложения.
  • Неопределённые местоимения указывают на неопределённые неизвестные предметы, их признаки или количество: некто, нечто, некий, некоторый и др. Являются производными словами, так как образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок кое-, не- или суффиксов - то, -либо, -нибудь . В предложении неопределённые местоимения могут быть любым членом
Разряды местоимений по значению Притяжательные местоимения — мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой — указывают на принадлежность чего-либо одному из собеседников. Указательные местоимения — тот, этот, такой, таков, столько — указывают на предмет, признак, количество, выделяя их среди других предметов. Определительные местоимения — весь, всякий, каждый, сам, самый , любой, иной, другой, всяк — указывают на обобщённый признак предмета, заменяющего прилагательное.

Разряды местоимений по значению

  • Притяжательные местоимения — мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой — указывают на принадлежность чего-либо одному из собеседников.
  • Указательные местоимения — тот, этот, такой, таков, столько — указывают на предмет, признак, количество, выделяя их среди других предметов.
  • Определительные местоимения — весь, всякий, каждый, сам, самый , любой, иной, другой, всяк — указывают на обобщённый признак предмета, заменяющего прилагательное.
Разряды местоимений по значению Отрицательные местоимения — никто, никакой, ничей, некого, нечего — указывают на отсутствие лица, предмета или признака. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не- и ни -.

Разряды местоимений по значению

  • Отрицательные местоимения — никто, никакой, ничей, некого, нечего — указывают на отсутствие лица, предмета или признака. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не- и ни -.
 Правописание местоимений     В отрицательных местоимениях пишется: под ударением — не: не́ кто, не́ кого; 2) без ударения — ни: ни кто, ни кого. Местоимения ничей, никакой, нечего , некого могут употребляться с предлогами: ни на чьём, ни с какого, не о ком , не с чего и др.

Правописание местоимений

В отрицательных местоимениях пишется:

  • под ударением — не: не́ кто, не́ кого;

2) без ударения — ни: ни кто, ни кого. Местоимения ничей, никакой, нечего , некого могут употребляться с предлогами: ни на чьём, ни с какого, не о ком , не с чего и др.

 Правописание местоимений   Сочетания не кто иной (другой), как… и не что иное (другое), как… имеют значение противопоставления . В этих сочетаниях слов не является отрицательной частицей и пишется раздельно, например: Это был не кто  иной , как друг моего брата ; Мы увидели не что иное , как огромный гриб . Противопоставление может быть выражено и союзом а, который занимает место после подобного сочетания, например: На вокзале нас встретил Иван  Ильич , а не кто другой .

Правописание местоимений

Сочетания не кто иной (другой), как… и не что иное (другое), как… имеют значение противопоставления . В этих сочетаниях слов не является отрицательной частицей и пишется раздельно, например: Это был не кто иной , как друг моего брата ; Мы увидели не что иное , как огромный гриб .

Противопоставление может быть выражено и союзом а, который занимает место после подобного сочетания, например: На вокзале нас встретил Иван Ильич , а не кто другой .

Правописание местоимений  Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не имеют значения противопоставления. Чаще всего они используются в предложениях, где уже есть отрицание. В таких сочетаниях ни пишется всегда слитно, например: Ничто иное его уже не волновало; Никто другой этого себе  не позволит.

Правописание местоимений

Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не имеют значения противопоставления. Чаще всего они используются в предложениях, где уже есть отрицание. В таких сочетаниях ни пишется всегда слитно, например: Ничто иное его уже не волновало; Никто другой этого себе не позволит.

 Порядок морфологического разбора местоимения   1) выделяем местоимение; указываем его общее грамматическое значение; 2) ставим в начальную форму (И. п., ед. ч.); 3) определяем постоянные признаки: а) разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное); б) лицо у личных местоимений; 4) указываем непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть); 5) определяем синтаксическую роль данного местоимения.

Порядок морфологического разбора местоимения

1) выделяем местоимение; указываем его общее грамматическое значение;

2) ставим в начальную форму (И. п., ед. ч.);

3) определяем постоянные признаки:

а) разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное); б) лицо у личных местоимений;

4) указываем непостоянные признаки:

а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть);

5) определяем синтаксическую роль данного местоимения.

Предлагаю проверить ваши знания и узнать насколько хорошо вы усвоили тему. Нажмите на ссылку!

Предлагаю проверить ваши знания и узнать насколько хорошо вы усвоили тему.

Нажмите на ссылку!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!