Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» (МАОУ «СОШ № 8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
Тел. +7 (343 63) 55-0-64 e-mail: [email protected]
кое
Направление: техническое моделирование
«Тележка из ПВХ труб»
Автор:
Балакин Даниил Сергеевич,
7 «Б» класс, МАОУ «СОШ № 8» п. Буланаш
Руководитель:
Сафонова Надежда Эриксоновна,
учитель технологии, МАОУ «СОШ №8 »
2022 год
Школьный двор – это не только часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребёнка. Это и место, где ученики проводят своё свободное время. Поэтому для нас очень важен внешний вид пришкольной территории. Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству.
Проблемный вопрос : как облегчить трудовую деятельность на пришкольном участке?
НАШ Школьный двор
ЕЖЕГОДНО МАОУ «СОШ № 8» п. Буланаш принимает участие в конкурсе по благоустройству мемориальных объектов, увековечивающих память защитников Отечества, расположенных на территории Артёмовского городского округа
Актуальность:
Без специального оборудования осуществлять работы на пришкольном участке крайне проблематично. Наличие тележки существенно облегчит перевозку мусора, травы, веток. Имея тележку, смонтированную своими руками, при перевозке можно обойтись без посторонней помощи и физического напряжения.
Цель проекта: разработка и создание модели тележки-прицепа к велосипеду для хозяйственных нужд
Задачи Проекта
1. Ознакомиться с историей появления телег,
2. Изучить литературу и интернет-ресурсы по конструированию тележек,
3. Сконструировать модель тележки,
4. Подготовить инструменты, материалы и принадлежности для изготовления тележки,
5. Собрать готовую конструкцию к эксплуатации тележку для садовых нужд
1.1. Историческая справка
Женская телега? (от тал, доля, и иго; пол-ига, одноконный оглобельный воз?) простая крестьянская или ямская повозка, разного вида, с оглоблями; у хорошей телеги кузов на дугах и обшит снутри лубком; у извозной телеги перед (подушка) высокий и шире зада, что облегчает повороты. Хлебная телега, рыдван, сноповозка, долгая, с высокими грядками; как мера хлеба, она заключает где две копны, где 80 озимых снопов или 100 яровых
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866
Воз, телега - четырехколесная телега, более или менее длинная, особого типа, общеупотребительная в южных и юго-западных губерниях для возки хлеба, сена и других сельскохозяйственных продуктов и часто называемая малороссийским В. или драбинчатым. Малороссийский В. состоит из деревянных осей, соединенных между собою продольною, вилообразно раздвоенною перекладиною — подгорстом ; на оси кладутся наставки (подушки), в которые входят нижние концы наклонно поставленных кнаружи, изогнутых ручек — ручиц , назначенных для поддержания боковых решетчатых частей В. — полудрабок .
.
1.2. Анализ идей
Эскиз модели
Описание внешнего вида
Двухколёсная тележка – прицеп с кузовом из пластикового контейнера для подросткового велосипеда предназначена для транспортировки нетяжёлых грузов примерно до 10 кг.
Плюсы: конструкция компактная
Двухколёсная тележка с кузовом из пластикового контейнера для хозяйственных нужд для транспортировки нетяжёлых грузов примерно до 10 кг.
Минусы:
Плюсы: колёса большего диаметра на широких шинах позволяют использовать тележку по бездорожью
небольшая грузоподъемность
Минусы: отсутствие ограждений для колёс и защитных бортиков, исключающих переворачивание контейнера,
транспортировать такую тележку можно только вручную
Двухколёсная тележка с защитными бортиками, что придаёт конструкции тележки устойчивость.
Плюсы: исключена возможность случайного переворачивания тележки
Функциональная тележка, такую тележку можно транспортировать вручную или прицепить к механическому транспортному средству
Минусы: использование такой тележки возможно только по ровным тротуарным дорожкам
Плюсы: колёса большего диаметра на широких шинах позволяют использовать тележку по бездорожью
Минусы: их просто нет
Вывод
Проанализировав выбранные мной модели, на соответствие критериям выбора, я решил собрать модель № 4. Эта модель имеет простую, но надёжную конструкцию. Функциональная тележка, которую можно транспортировать вручную или прицепить к механическому транспортному средству, например к взрослому велосипеду.
Плюсы: колёса большего диаметра на широких шинах позволяют использовать тележку по бездорожью.
Минусы: их просто нет.
1.3. Условия применения и эксплуатации будущего готового изделия
Собирать полноценный прицеп для перемещения по автотрассе на значительные расстояния я не буду так, как к такому устройству предъявляются достаточно высокие требования по безопасности такие как:
- необходимость обеспечить надежное прицепное устройство,
- подвеска должна обладать определенными характеристиками, потребуются габаритные и поворотные фонари.
1.4. Критерии выбора готового изделия, требования к изделию
Функциональность конструкции, возможность использования как вручную, так и в качестве прицепа к механическому транспортному средству;
Надежность конструкции - исключена возможность случайного переворачивания;
Экономичный расход материалов для изготовления;
Доступная технология изготовления;
Безопасность в эксплуатации и устойчивость к бездорожью
1.5. Выбор материалов, инструментов для работы
- полипропиленовая труба диаметром 25 мм;
- полипропиленовые уголки и тройники того же диаметра (ПВХ-фитинги);
- резьбовая шпилька на 12 мм,
- крепёж;
- два колеса диаметром 60 см;
- ремни стяжные для фиксации кузова.
В качестве инструмента использовал:
- паяльник для пластиковых труб;
- фен строительный;
- ножовка по металлу для резки труб;
- рулетка;
- маркер;
- гаечные ключи.
2.1. Технологическая карта изготовления ТЕЛЕЖКИ-ПРИЦЕПА
№ п/п
Последовательность
1
выполнения работы
Изображение
Подготовить инструменты, расходные материалы и принадлежности для работы
Инструменты
Ножовка по металлу,
Слесарные тисы, шуруповёрт, полипропиленовая труба диаметром 25 мм
рулетка, маркер или карандаш
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
выполнения работы
Подготовить инструменты, расходные материалы и принадлежности для работы
Изображение
Инструменты
Отрезок трубы ПП 5 см диаметром
25 мм
Отрезок трубы ПП 12 см диаметром
Тройник ПП соединительный полипропиленовый
4 штуки
25 мм
диаметром 25 мм
4 штуки
8 штук
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
выполнения работы
Изображение
Подготовить инструменты, расходные материалы и принадлежности для работы
2.
Инструменты
Угол соединительный полипропиленовый
Нарезать трубы под размер каркаса тачки
диаметром 25 мм
Угол соединительный ПП уголок 45
2 штуки
8 штук
Ножовка по металлу, тисы слесарные
рулетка, маркер или карандаш
Продолжение технологической карты
№
3.
п/п
Последовательность
Разогреть паяльник для соединения ПП труб
4.
Изображение
выполнения работы
Инструменты
Разогреть соединяемые детали из полипропилена
5.
Паяльник «ЭНКОР» для соединения
Соединить трубу с уголком
полипропиленовых труб
Паяльник, угол соединительный, труба
полипропиленовая
Паяльник, угол соединительный,
труба
полипропиленовая
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
6.
выполнения работы
Изображение
Собрать каркас тележки
Инструменты
Паяльник,
угол соединительный, тройник соединительный, труба
полипропиленовая
Продолжение технологической карТЫ
№
п/п
Последовательность
7.
выполнения работы
Изображение
Продолжить сборку каркаса
Инструменты
Паяльник,
угол соединительный, тройник соединительный, труба
полипропиленовая
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
8.
9.
выполнения работы
Изображение
Собрать конструкцию ручки и закрепить дно тележки
Установить два колёса на независимые оси
из фанеры
Инструменты
Паяльник «ЭНКОР», полипропиленовая труба, дрель, саморезы, фанера толщиной 8 мм
Ключ гаечный,
два колеса,
оси с резьбой
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
10
выполнения работы
Тележка готова
Изображение
Инструменты
Продолжение технологической карты
№
п/п
Последовательность
12
выполнения работы
Закрепить на заднее колесо велосипеда устройство для крепления тачки
Изображение
Инструменты
Гаечный ключ
Транспортная тележка Готова
2.2. Правила безопасной работы
При работе с паяльником для полипропиленовых труб:
В процессе работы с паяльником для полипропиленовых труб возможно негативное воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— повышенная загазованность воздуха рабочей зоны парами вредных химических веществ, поэтому работать следует только в респираторе
- работать в спецодежде, специальной обуви, правильно применять средства индивидуальной защиты;
- применять исправное оборудование, инструмент, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
По окончании работы вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ.
3. Заключение
3.1. Экологическое обоснование
В процессе эксплуатации моего изделия не будет происходить загрязнения окружающей среды, так как материалы, из которых изготавливается изделие, не выделяют токсические и вредные вещества, поэтому не загрязняется воздух.
Для изготовления изделия я не использовал вредных, опасных и едких материалов.
Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарных норм так же является безопасной.
3.2. Расчёт себестоимости изделия
№
1
Наименование
2
Тройник соединительный
Цена
Количество
3
16 руб.
Уголок соединительный
Сумма
10 шт.
9 руб.
4
Труба ПП диаметром 25 мм длина 2 метра
Шпилька резьбовая
188 руб.
160 руб.
10 шт.
5
99 руб.
М 12 мм
90 руб.
2 шт.
Хомут 20-32 мм
6.
376 руб.
1 шт.
35 руб.
Колесо для велосипеда диаметром 60 см
ИТОГО: 3865 руб.
99 руб.
4 шт.
1500 ркб.
140 руб.
2 шт.
3000 руб.
Вывод:
Общие затраты составили 3865 рублей, что меньше рыночной стоимости аналогичных изделий. В магазине цена транспортной тележки составляет от 5000 рублей и выше. Но так как мне не пришлось покупать расходные материалы для изготовления тележки - прицепа для велосипеда, то я могу смело заявить, что при изготовлении из отходов полипропиленовых труб чистая прибыль составила 3865 рублей.
3.3. Самооценка
Результат полностью оправдал мои ожидания.
После проведённых эксплуатационных испытаний могу отметить, что тележка – прицеп для велосипеда
1. функциональна в использовании как вручную, так и в качестве прицепа к механическому транспортному средству;
2. конструкция тележки надёжна, исключена возможность случайного переворачивания;
3. экономичный расход материалов для изготовления;
4. доступная технология изготовления;
5. безопасность в эксплуатации и устойчивость к бездорожью.
Вывод: Я считаю, что цель, которую я поставил перед собой, полностью реализована.
3.4. Реклама изделия
Если в Вашем хозяйстве появились обрезки полипроленовых труб и Вы не знаете куда их применить, тогда эта идеи поможет Вам определится, что сделать первым, а что отложить на потом...
При этом собрать такое устройство, как тележка-прицеп своими руками по силам многим.
Пластиковые трубы — это прекрасный материал для воплощения Ваших смелых идей.
Творите, мечтайте, создавайте, радуйте полезными самоделками близких и друзей.
3.5. Список литературы и источников информации
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. – С.-Пб.: 1863-1866.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
3. Как сделать тележку своими руками – легкие мастер – классы из доступных материалов по простой схеме
https://dnevnikmastera.ru/telezhka-svoimi-rukami
4. Транспортная тележка из ПВХ труб
https://dacha73.ru/sadovaya-tachka-svoimi-rukami/
5. Транспортная тележка
https://doit-yourself.ru/transportnaya-telezhka-iz-pvkh-trub/
6. Всё ПВХ трубах
https://pipe-s.ru/iz-kakogo-plastika-sdelany-kanalizatsionnoy-truby/#google_vignette
7. Соединение пластиковых водопроводных труб: виды труб и способы соединения https://zen.yandex.ru/media/vodasovet/soedinenie-plastikovyh-vodoprovodnyh-trub-vidy-trub-i-sposoby-soedineniia-5cae3996c47f7300b2a866c7
8. Технология пайки полипропиленовых труб: подготовка и процесс https://m-strana.ru/articles/payka-polipropilenovykh-trub/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассмотрим возможные варианты конструкций старых тележек
Гужевой транспорт Европейской России в картинках
Обыкновенная великорусская телега:
собственный вес 15 пудов,
грузоподъёмность 30 пудов
Малороссийский чумацкий воз
собственный вес 10-15 пудов,
грузоподъёмность до 50 пудов
Малороссийский пароконный воз
собственный вес 15 пудов,
грузоподъёмность 45 пудов
Мажара
собственный вес 30 пудов, грузоподъёмность 70 пудов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!