СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к теме по дополнительному курсу профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование детей младшего школьного возраста с речевыми и интеллектуальными нарушениями"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для знакомства обучающихся- студентов СПО с основными болезнями НС, в рамках изучения дополнительной программы профессиональной переподготовки 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к теме по дополнительному курсу профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование детей младшего школьного возраста с речевыми и интеллектуальными нарушениями"»

Болезни нервной системы  Тема 1.12. Автор: Любарчук Н.Л. ГБПОУ КК КПК  2024 г.

Болезни нервной системы

Тема 1.12.

Автор: Любарчук Н.Л.

ГБПОУ КК КПК

2024 г.

Строение НС

Строение НС

Причины заболеваний ЦНС Инфекции. Травмы. Опухоли. Сосудистые нарушения. Наследственность. Дегенеративные причины. Нарушения питания. Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов. Интоксикации различными химическими веществами.

Причины заболеваний ЦНС

  • Инфекции.
  • Травмы.
  • Опухоли.
  • Сосудистые нарушения.
  • Наследственность.
  • Дегенеративные причины.
  • Нарушения питания.
  • Заболевания сердца, легких, почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных органов.
  • Интоксикации различными химическими веществами.
Симптомы заболеваний ЦНС Двигательные расстройства.  Расстройства тактильной чувствительности. Боль. Изменение функции других типов чувствительности. Эпилептические припадки.

Симптомы заболеваний ЦНС

  • Двигательные расстройства. 
  • Расстройства тактильной чувствительности.
  • Боль.
  • Изменение функции других типов чувствительности.
  • Эпилептические припадки.
Виды заболеваний ЦНС 1. Сосудистые. 2. Инфекционные. 3. Хронически прогрессирующие. 4. Наследственные. 5. Травматические патологии.

Виды заболеваний ЦНС

  • 1. Сосудистые.
  • 2. Инфекционные.
  • 3. Хронически прогрессирующие.
  • 4. Наследственные.
  • 5. Травматические патологии.
1. Сосудистые заболевания ЦНС. Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты). Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга.  Симптомы: головные боли; тошнота и рвота; снижение чувствительности; нарушения двигательной активности.

1. Сосудистые заболевания ЦНС.

  • Нарушения мозгового кровообращения острого характера (инсульты).
  • Хронически текущая сосудисто-мозговая недостаточность, становящаяся причиной изменений со стороны мозга.

Симптомы:

  • головные боли;
  • тошнота и рвота;
  • снижение чувствительности;
  • нарушения двигательной активности.
2. Инфекционные заболевания ЦНС Энцефалиты  Менингиты  Арахноидит  Полиомиелит  Опоясывающий лишай Цитомегаловирус Вирус Коксаки Мононуклеоз Токсоплазмоз Бешенство Сифилис и проч.

2. Инфекционные заболевания ЦНС

  • Энцефалиты 
  • Менингиты 
  • Арахноидит 
  • Полиомиелит 
  • Опоясывающий лишай
  • Цитомегаловирус
  • Вирус Коксаки
  • Мононуклеоз
  • Токсоплазмоз
  • Бешенство
  • Сифилис и проч.
Инфекционные заболевания Симптомы: повышенная температура; нарушения сознания; сильная головная боль; тошнота и рвота.

Инфекционные заболевания

Симптомы:

  • повышенная температура;
  • нарушения сознания;
  • сильная головная боль;
  • тошнота и рвота.
3. Хронически прогрессирующие заболевания ЦНС Рассеянный склероз Миастения и др.    Симптомы: начальная стадия; системность поражения; нарастание признаков .

3. Хронически прогрессирующие заболевания ЦНС

  • Рассеянный склероз
  • Миастения и др.

Симптомы:

  • начальная стадия;
  • системность поражения;
  • нарастание признаков .
Рассеянный склероз.  Клиническая картина

Рассеянный склероз. Клиническая картина

Миастения (myastenia; греч. mys мышца + asthenia) бессилие; син.; астенический бульбарный паралич; болезнь Эрба-Гольдфлама Тяжелое системное нервно-мышечное заболевание, характеризующееся патологической утомляемостью и мышечной слабостью, в основе которого лежит патология синаптического аппарата мышц.

Миастения

(myastenia; греч. mys мышца + asthenia) бессилие; син.; астенический бульбарный паралич; болезнь Эрба-Гольдфлама

Тяжелое системное нервно-мышечное заболевание, характеризующееся патологической

утомляемостью и мышечной слабостью, в основе которого лежит патология синаптического аппарата мышц.

Классификация миастений: По возрасту возникновения: 1.Неонатальная. Может быть у детей от матерей больных миастенией или транзиторная миастения новорожденных (синдром вялого ребенка). 2.Миастения юношеского возраста. 3.Миастения взрослых. По выявлению антител: 1.серопозитивная 2.серонегативная.  В РОССИИ С 1965 Г. ИСПОЛЬЗУЮТ КЛАССИФИКАЦИЮ Б.М. ГЕХТА, С 1982 Г. - ЕЕ МОДИФИКАЦИЮ  Классификация миастении (Б.М. Гехт и Н.А. Ильина, 1982 г.) По степени генерализации двигательных расстройств :   Локальная форма  — глазная; бульбарная; туловищная; мимическая. Генерализованная форма. По тяжести двигательных расстройств : легкая форма; среднетяжелая форма; тяжелая форма. По характеру течения миастенического процесса:  миастенические эпизоды; миастеническое состояние; стационарное течение заболевания; прогрессирующее течение;  злокачественная форма (быстрое развитие с присоединением бульбарных и дыхательных расстройств в течение первых недель).

Классификация миастений:

По возрасту возникновения:

1.Неонатальная. Может быть у детей от матерей больных миастенией или транзиторная миастения новорожденных (синдром вялого ребенка).

2.Миастения юношеского возраста.

3.Миастения взрослых.

По выявлению антител:

1.серопозитивная

2.серонегативная.

В РОССИИ С 1965 Г. ИСПОЛЬЗУЮТ КЛАССИФИКАЦИЮ Б.М. ГЕХТА, С 1982 Г. - ЕЕ МОДИФИКАЦИЮ

Классификация миастении (Б.М. Гехт и Н.А. Ильина, 1982 г.)

По степени генерализации двигательных расстройств :

  •   Локальная форма  — глазная; бульбарная; туловищная; мимическая.
  • Генерализованная форма.

По тяжести двигательных расстройств : легкая форма; среднетяжелая форма; тяжелая форма.

По характеру течения миастенического процесса: 

миастенические эпизоды; миастеническое состояние; стационарное течение заболевания; прогрессирующее течение; злокачественная форма (быстрое развитие с присоединением бульбарных и дыхательных расстройств в течение первых недель).

4. Наследственные болезни ЦНС    1. Дегенеративные поражения центральной нервной системы.   Болезнь Альцгеймера   Боковой амиотрофический   склероз

4. Наследственные болезни ЦНС 1. Дегенеративные поражения центральной нервной системы.

Болезнь Альцгеймера

Боковой амиотрофический склероз

Наследственные болезни ЦНС 2. Различные формы эпилепсии. 3. Нервно-мышечные болезни. 4. Моногенные опухоли центральной нервной системы. 5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции.

Наследственные болезни ЦНС

2. Различные формы эпилепсии.

3. Нервно-мышечные болезни.

4. Моногенные опухоли центральной нервной системы.

5. Болезни, характеризующиеся нарушением развития нейронов и их миграции.

5. Травматические патологии ЦНС  Все виды черепно-мозговой травмы Травматические оболочечные гематомы Травматические внутримозговые гематомы Переломы костей свода и основания черепа Позвоночно-спинномозговые повреждения Последствия тяжелых черепно-мозговых и спинальных травм   Черепно-мозговая травма  - механическое повреждение черепа и внутричерепных образований - головного мозга, сосудов, черепных нервов, мозговых оболочек.

5. Травматические патологии ЦНС

Все виды черепно-мозговой травмы

  • Травматические оболочечные гематомы
  • Травматические внутримозговые гематомы
  • Переломы костей свода и основания черепа
  • Позвоночно-спинномозговые повреждения
  • Последствия тяжелых черепно-мозговых и спинальных травм

Черепно-мозговая травма  - механическое повреждение черепа и внутричерепных образований - головного мозга, сосудов, черепных нервов, мозговых оболочек.

Нервно-психические нарушения у детей 1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Органические нарушения нервной системы. 4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психические заболевания.

Нервно-психические нарушения у детей

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция).

2. Невропатия.

3. Органические нарушения нервной системы.

4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие.

5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость.

6. Психические заболевания.

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция) Симптомы: повышенная утомляемость; отвлекаемость внимания; плохая переносимость шума, яркого света, духоты; укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением; частые головные боли; перевозбуждение ребенка к концу дня, если темперамент холеричный; заторможенность, если темперамент флегматический.

1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция)

Симптомы:

  • повышенная утомляемость;
  • отвлекаемость внимания;
  • плохая переносимость шума, яркого света, духоты;
  • укачивание в транспорте с тяжелой рвотой и головокружением;
  • частые головные боли;
  • перевозбуждение ребенка к концу дня, если темперамент холеричный;
  • заторможенность, если темперамент флегматический.
2. Невропатия - повышенная нервная чувствительность Симптомы: эмоциональная неустойчивость; вегето-сосудистая дистония; нарушения сна; нарушения обмена веществ; соматическая ослабленность организма; психомоторные нарушения; минимальная мозговая ослабленность (ММО).  О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков.

2. Невропатия

- повышенная нервная чувствительность

Симптомы:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • нарушения сна;
  • нарушения обмена веществ;
  • соматическая ослабленность организма;
  • психомоторные нарушения;
  • минимальная мозговая ослабленность (ММО).

О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии трех из перечисленных признаков.

3. Органические нарушения нервной системы- проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН ) Симптомы: психопатоподобное поведение; выраженная потребность к психомоторной разрядке; отсутствие чувства вины и самодисциплины; рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений; быстрая утомляемость и истощение активности, заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром).

3. Органические нарушения нервной системы-

проявление остаточной (резидуальной) мозговой недостаточности (ОМН )

Симптомы:

  • психопатоподобное поведение;
  • выраженная потребность к психомоторной разрядке;
  • отсутствие чувства вины и самодисциплины;
  • рано возникают различные нарушения поведения и патологические формы сексуальных влечений;
  • быстрая утомляемость и истощение активности,
  • заторможенность чувств и влечений (церебрастенический синдром).
4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие Симптомы: расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью; недружелюбие; устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

4. Психопатии (патологические характеры) и патологическое развитие

Симптомы:

  • расторможенность или повышенная тормозимость вместе с неуживчивостью;
  • недружелюбие;
  • устойчивость отклонений в поведении, трудность их психолого-педагогической коррекции и психотерапии.
5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. - врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие); –  приобретенное слабоумие – деменция; - пограничная интеллектуальная недостаточность - состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т.ч. ЗПР).

5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость.

- врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрения (врожденное слабоумие);

–  приобретенное слабоумие – деменция;

- пограничная интеллектуальная недостаточность - состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие пограничное положение между нормой и олигофренией (в т.ч. ЗПР).

Умственная отсталость-  состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.  Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям.

Умственная отсталость-

состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаключениям.

6. Психические заболевания.  Расстройства принято делить на различные типы и группы в зависимости от общих признаков и причин.  Детские страхи  Сопровождается повышенной тревожностью- ребенок испытывает сильный страх даже в объективно безопасной ситуации.   Распространенные фобии: повышенное внимание со стороны окружающих; перелеты; боязнь одиночества.

6. Психические заболевания.

Расстройства принято делить на различные типы и группы в зависимости от общих признаков и причин.

Детские страхи

Сопровождается повышенной тревожностью- ребенок испытывает сильный страх даже в объективно безопасной ситуации. 

Распространенные фобии:

  • повышенное внимание со стороны окружающих;
  • перелеты;
  • боязнь одиночества.
Расстройства настроения Биполярное расстройство . Состояние ребенка нестабильное, хорошее настроение без особой причины сменяется подавленным, изредка наступает «нейтральная» фаза, может развиться мания. Депрессивное расстройство . Только подавленное состояние, без приступов мании.  Проявляться эти признаки могут с 5-6 лет, но более распространены среди подростков. Это обусловлено половым созреванием и трудностями с социальной адаптацией. Причины: серьезный стресс, пережитая травма или ген.предрасположенность.

Расстройства настроения

  • Биполярное расстройство . Состояние ребенка нестабильное, хорошее настроение без особой причины сменяется подавленным, изредка наступает «нейтральная» фаза, может развиться мания.
  • Депрессивное расстройство . Только подавленное состояние, без приступов мании.

Проявляться эти признаки могут с 5-6 лет, но более распространены среди подростков. Это обусловлено половым созреванием и трудностями с социальной адаптацией. Причины: серьезный стресс, пережитая травма или ген.предрасположенность.

Шизофрения    Имеет несколько классификаций со схожими симптомами: Шизоаффективное расстройство . Смешанный вид с симптомами аффективных и шизофренических нарушений. В промежутках между приступами, душевное состояние больного мало отличается от нормального. Но после 4-5 приступов начинаются необратимые изменения личности. Шизотипическое расстройство . Для больных характерно эксцентричное поведение, странное мышление и проявление эмоций. Нарушение отличается от классической шизофрении, но с трудом поддается диагностике. Шизофреническое расстройство . Основной фактор – стабильное изменение личности, не поддающееся лечению. Дети раннего возраста меньше подвержены этому заболеванию, но в большинстве случаев его можно диагностировать с 2-3 лет. Главный симптом – потеря интереса к развлечению, отсутствие реакции на проявление чувств. (Причина: перенесенный стресс, передача по наследству)

Шизофрения

Имеет несколько классификаций со схожими симптомами:

  • Шизоаффективное расстройство . Смешанный вид с симптомами аффективных и шизофренических нарушений. В промежутках между приступами, душевное состояние больного мало отличается от нормального. Но после 4-5 приступов начинаются необратимые изменения личности.
  • Шизотипическое расстройство . Для больных характерно эксцентричное поведение, странное мышление и проявление эмоций. Нарушение отличается от классической шизофрении, но с трудом поддается диагностике.
  • Шизофреническое расстройство . Основной фактор – стабильное изменение личности, не поддающееся лечению. Дети раннего возраста меньше подвержены этому заболеванию, но в большинстве случаев его можно диагностировать с 2-3 лет. Главный симптом – потеря интереса к развлечению, отсутствие реакции на проявление чувств. (Причина: перенесенный стресс, передача по наследству)
Эпилепсия   Причиной этого заболевания может быть как наследственный фактор, так и экзогенный. Например, нарушения ЦНС или перенесенные инфекционные болезни.  При проявлении приступа состояние ребенка полностью меняется – он испытывает беспокойство и галлюцинации, его потоотделение резко повышается. Заключительный этап – потеря сознания и судороги мышц, выделение пены изо рта.

Эпилепсия

  • Причиной этого заболевания может быть как наследственный фактор, так и экзогенный. Например, нарушения ЦНС или перенесенные инфекционные болезни.

При проявлении приступа состояние ребенка полностью меняется – он испытывает беспокойство и галлюцинации, его потоотделение резко повышается. Заключительный этап – потеря сознания и судороги мышц, выделение пены изо рта.

Нарушения пищевого поведения (основная группа риска -девушки-подростки)   Проявляется в таких типах: Нервная анорексия . Развивается вследствие неверного восприятия своего тела из-за эмоционального насилия как со стороны окружения, так и со стороны родителей. (отказ от еды до тех пор, пока не станет, достаточно худым). Нервная булимия . Проявляется в компульсивном переедании и рвотой после этого(ребенок пытается избавить свой организм от съеденного, чтобы не набрать вес).  При таких нарушениях следует как можно скорее приступить к лечению.

Нарушения пищевого поведения (основная группа риска -девушки-подростки) 

Проявляется в таких типах:

  • Нервная анорексия . Развивается вследствие неверного восприятия своего тела из-за эмоционального насилия как со стороны окружения, так и со стороны родителей. (отказ от еды до тех пор, пока не станет, достаточно худым).
  • Нервная булимия . Проявляется в компульсивном переедании и рвотой после этого(ребенок пытается избавить свой организм от съеденного, чтобы не набрать вес).

При таких нарушениях следует как можно скорее приступить к лечению.

Расстройства сна Разговоры и хождение во сне, считаются безобидными. Часто они проходят к 15 годам и не напоминают о себе в дальнейшем. Лечение ограничивается поиском и проработкой с психологом причин, спровоцировавших нарушение. Но при возникновении бессонницы следует своевременно пройти диагностику. Это может являться симптомом заболевания внутренних органов.

Расстройства сна

  • Разговоры и хождение во сне, считаются безобидными. Часто они проходят к 15 годам и не напоминают о себе в дальнейшем. Лечение ограничивается поиском и проработкой с психологом причин, спровоцировавших нарушение. Но при возникновении бессонницы следует своевременно пройти диагностику. Это может являться симптомом заболевания внутренних органов.
Синдром дефицита внимания Наиболее распространённое расстройство среди детей всех возрастов.   Среди симптомов выделяются: затрудненная концентрация; импульсивность; гиперактивность; неумение слушать; рассеянность.  Обычно это проходит с возрастом, но для предотвращения негативных последствий лучше посетить психиатра.

Синдром дефицита внимания

  • Наиболее распространённое расстройство среди детей всех возрастов. 

Среди симптомов выделяются:

  • затрудненная концентрация;
  • импульсивность;
  • гиперактивность;
  • неумение слушать;
  • рассеянность.

Обычно это проходит с возрастом, но для предотвращения негативных последствий лучше посетить психиатра.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!