СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проекту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию я разработала по проекту.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту»

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №62  “ Пестушки - Говорушки ” (Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора) Автор проекта: Тесленко Мария Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №62

Пестушки -

Говорушки

(Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора)

Автор проекта:

Тесленко Мария Владимировна

Актуальность  Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.  Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.  Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Актуальность

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Введение в проект  Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с ними всегда обогащают и облагораживают. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.  

Введение в проект

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с ними всегда обогащают и облагораживают. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.  

Проблема:  В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных   потешек  

Проблема:

В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных   потешек   "Сорока - белобока...". «Ладушки»,    не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей  в  вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста     через знакомство с произведениями русского народного творчества.

Для решения задач речевого развития был разработан проект  «Пестушки - говорушки».

Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях

http://www.maam.ru/users/ 2880170

На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиков игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.

 Тип проекта : познавательно-творческий. Продолжительность : краткосрочный Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.    

Тип проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность : краткосрочный

Участники проекта: дети первой младшей группы,

воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

воспитанников.

Цель проекта: Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

 

 

Задачи проекта:

  • Формировать раннее восприятие звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора;
  • Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание;
  • Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;

  • Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах;
  • Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах   речевого развития  посредством  активного использование произведений русского народного творчества;
  • Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса   к фольклорным произведениям;
  • Подобрать и составить   картотеку произведений русского фольклора для использования в  совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;
  • Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в  образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие».
Ожидаемые результаты проекта:  Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом; Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»; Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста; Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам; Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству; Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
  • Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
  • Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
  • Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
  • Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
  • Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Продукты проекта:  Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье” Фотовыставка “Мамины помощники”. “ Огород на подоконнике” Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей» Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек –самоделок «Ладушки-ладушки» Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.  Презентация проекта.  Перспективное планирование по данной теме.

Продукты проекта:

  • Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
  • Фотовыставка “Мамины помощники”.
  • Огород на подоконнике”
  • Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
  • Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек –самоделок «Ладушки-ладушки»
  • Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
  • Презентация проекта.
  • Перспективное планирование по данной теме.
Этапы реализации проекта: Вводный:  Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.  Содержание: Анкетирование родителей. Подбор методической литературы. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках (картотеки). Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших  малышей», «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни малыша»  и др. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)

Этапы реализации проекта:

Вводный:

Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.

Содержание:

  • Анкетирование родителей.
  • Подбор методической литературы.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных
  • моментах, НОД, на прогулках (картотеки).
  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших

малышей», «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни малыша»

и др.

  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок,
  • кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
Основной:   Цели: реализация проекта согласно плану.  Содержание: Игровая деятельность (русские народные подвижные игры) НОД (речевые игры) Заучивание потешек, закличек, поговорок. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен. Прослушивание русских народных сказок. Участие детей в развлечении на эту тему.

Основной:

Цели: реализация проекта согласно плану.

Содержание:

  • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
  • НОД (речевые игры)
  • Заучивание потешек, закличек, поговорок.
  • Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
  • Прослушивание русских народных сказок.
  • Участие детей в развлечении на эту тему.
Заключительный.    Цели: подведение результатов проекта.  Содержание: Создание электронной презентации по итогам работы над проектом. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.

Заключительный.

Цели: подведение результатов проекта.

Содержание:

  • Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
  • Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.

Совместная деятельность с детьми Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек. Беседы по содержанию потешек. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?»,  «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото  «Животные и птицы». Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели»,  «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'», «Божья хороша» . Изготовление руками детей оладушек и крендельков из  соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из  пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок»,  «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками  («Петушок»). «Огород на подоконнике» Театральная деятельность. Обыгрывание потешек “ Кисонька, мурысонька”, “Улитка, улитка”, “Солныщко – ведрышко”…

Совместная деятельность

с детьми

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?»,

«Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото

«Животные и птицы».

  • Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели»,

«Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'», «Божья хороша» .

  • Изготовление руками детей оладушек и крендельков из

соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из

пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок»,

«Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками

(«Петушок»).

  • «Огород на подоконнике»
  • Театральная деятельность. Обыгрывание потешек Кисонька, мурысонька”, “Улитка, улитка”, “Солныщко – ведрышко”…
Совместная деятельность с родителями  Чтение потешек детям дома. Заучивание потешек вместе с детьми. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр  по ознакомлению с потешками “Собери картинку”. “ Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др. Организация выставки  “Мамины помощники”.  Изготовление книжек –самоделок “Ладушки – ладушки”

Совместная деятельность

с родителями

  • Чтение потешек детям дома.
  • Заучивание потешек вместе с детьми.
  • Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки».
  • Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр

по ознакомлению с потешками “Собери картинку”.

Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.

  • Организация выставки “Мамины помощники”. 
  • Изготовление книжек –самоделок “Ладушки – ладушки”

Взаимодействие с педагогами ДОУ  Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме. Сбор методической литературы. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Взаимодействие

с педагогами ДОУ

  • Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
  • Сбор методической литературы.
  • Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
  • Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.
Приложение

Приложение

1 этап подготовительный: Выставка «Мои любимые книжки».

1 этап подготовительный:

Выставка «Мои любимые книжки».

2 этап основной:  С родителями была проведена беседа на тему «Почитай мне сказку мама». Консультации для родителей « Читаем вместе с малышом».

2 этап основной: С родителями была проведена беседа на тему «Почитай мне сказку мама».

Консультации для родителей

« Читаем вместе с малышом».

Консультации “ Игры-потешки с малышом”

Консультации

Игры-потешки с малышом”

“ Пальчиковые игры с потешками”

Пальчиковые игры с потешками”

Работа с детьми в режимных моментах: Спи, сыночек мой, усни   Люли, люшеньки, люли   Скоро ноченька пройдет,  Красно солнышко взойдет. Каша вкусная дымится,  Леша кашу есть садится,  Очень каша хороша,  Ели кашу неспеша.  Ложка за ложкой,  Ели понемножку. Водичка, водичка, умой мое личико

Работа с детьми в режимных моментах:

Спи, сыночек мой, усни  Люли, люшеньки, люли  Скоро ноченька пройдет, Красно солнышко взойдет.

Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.

Водичка, водичка,

умой мое личико

Чтение и рассматривание книг, обыгрывание потешек Гоп! Гоп! Конь живой,  И с хвостом,  и с гривой.  Он качает головой,  Вот какой красивый! Подвижные игры: «Зайка серенький сидит»  «Бурый мишка» «Курочка и цыплята Книжка  – это не игрушка,  Это – лучшая подружка!

Чтение и рассматривание книг, обыгрывание потешек

Гоп! Гоп!

Конь живой, И с хвостом,

и с гривой. Он качает головой, Вот какой красивый!

Подвижные игры:

«Зайка серенький сидит»

«Бурый мишка»

«Курочка и цыплята

Книжка  – это не игрушка, Это – лучшая подружка!

Совместно с музыкальным руководителем . «Веселый оркестр» «Чики-чики-кички» «Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка, ты со мной» «Звонкие горошки»

Совместно

с музыкальным руководителем .

«Веселый оркестр»

«Чики-чики-кички»

«Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка, ты со мной»

«Звонкие горошки»

Читаем дома Книжка – это не игрушка,  Это – лучшая подружка!  Береги её, малышка:  Обо всём расскажет книжка!  (Т. Прокушева)

Читаем дома

Книжка – это не игрушка, Это – лучшая подружка! Береги её, малышка: Обо всём расскажет книжка! (Т. Прокушева)

«Мамины помощники» Ладушки, ладушки, Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили. Воробьи прилетели- Все оладушки съели. Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку А для милой мамочки Испеку я прянички

«Мамины помощники»

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Воробьи прилетели-

Все оладушки съели.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку я прянички

Книжки – самоделки «Мои первые потешки» «Ладушки-дадошки» «Любимые сказки»

Книжки –

самоделки

«Мои первые потешки»

«Ладушки-дадошки»

«Любимые сказки»

Список использованной литературы  1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”.  2. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.   3. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”//Дошкольное воспитание, 2000, №4.  4. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.  5. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9  6. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9.  7. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, №9.  8. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.  9. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.  10. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение.  11. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”. 2. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

3. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”//Дошкольное воспитание, 2000, №4. 4. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004. 5. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9 6. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9. 7. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, №9. 8. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002. 9. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000. 10. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение. 11. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!