СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу "Развитие интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся средствами визуализации"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу "Развитие интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся средствами визуализации"»

Развитие интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся средствами визуализации Учитель физики и астрономии  ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка» Никонова Ирина Сергеевна

Развитие интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся средствами визуализации

Учитель физики и астрономии ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»

Никонова Ирина Сергеевна

Цель:  совершенствование ключевых компетенций педагогов в использовании технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе   Задачи: актуализировать такие понятия, как «визуализация», «визуализация информации»; повысить теоретический уровень педагогов  в области существующих  техник учебной  визуализации;  освоение способов визуализации для управления познавательной деятельностью учащихся, для развития интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся, отработка их на практике при работе в группах; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Цель:  совершенствование ключевых компетенций педагогов в использовании технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе

Задачи:

  • актуализировать такие понятия, как «визуализация», «визуализация информации»;
  • повысить теоретический уровень педагогов  в области существующих  техник учебной  визуализации; 
  • освоение способов визуализации для управления познавательной деятельностью учащихся, для развития интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся, отработка их на практике при работе в группах;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания и запоминания.
  • Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания и запоминания.

Визуализация  Человек воспринимает визуальную информацию  в   60.000 раз быстрее, чем текст.  Изображения вызывают ассоциации у людей.  Поэтому всего лишь одно изображение часто может  рассказать больше, чем сотни слов.   Создание образов для каждой фразы  позволяет  запомнить смысл и всю историю без особых усилий.   Динамические изображения более  привлекательны, чем статичные.

Визуализация

  • Человек воспринимает визуальную информацию в 60.000 раз быстрее, чем текст.
  • Изображения вызывают ассоциации у людей. Поэтому всего лишь одно изображение часто может рассказать больше, чем сотни слов. 
  • Создание образов для каждой фразы позволяет запомнить смысл и всю историю без особых усилий.
  •   Динамические изображения более привлекательны, чем статичные.

Наглядность –  «золотое правило дидактики»

Наглядность «золотое правило дидактики»

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта) — графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
  • Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта) — графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Принцип построения Интеллект-карт

Принцип построения Интеллект-карт

Где составлять Интеллект-карту ? 10 приложений :  Bubble.us,  Coogle,  FreeMind,  iMindMap,  MindManager,  Mindomo,  Popplet,  Scapple,  SpiderScribe,  XMind.

Где составлять Интеллект-карту ?

10 приложений :

Bubble.us,

Coogle,

FreeMind,

iMindMap,

MindManager,

Mindomo,

Popplet,

Scapple,

SpiderScribe,

XMind.

Кластер (от англ. «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
  • Кластер (от англ. «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Таймлайн  (от англ.

Таймлайн (от англ. "линия времени") – это временная шкала , прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются для формирования у детей системного взгляда на исторические процессы.

Таймлайн   «Эволюция фотоаппаратов»

Таймлайн «Эволюция фотоаппаратов»

 Скрайбинг — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Речь выступающего иллюстрируется рисунками, получается как бы эффект «параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же.
  • Скрайбинг — способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов. Речь выступающего иллюстрируется рисунками, получается как бы эффект «параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же.

Кроссенс  - «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.  Алгоритм создания кроссенса: 1. Определите общую идею, тему картинки. 2. Подберите 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме. 3. Поместите в один из квадратов слово или словосочетание, связанное с темой (так легче   будет создавать головоломку). 4. Найдите ассоциативную связь между элементами и расставьте их в нужной последовательности. 5. Поместите главный смысл в центральном квадрате. 6. Выделите особенности каждого элемента. Можно заменить прямые образы косвенными, символическими. 7. Разместите картинки в нужном порядке. Кроссенс готов.
  • Кроссенс - «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
  • Алгоритм создания кроссенса:
  • 1. Определите общую идею, тему картинки.
  • 2. Подберите 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме.
  • 3. Поместите в один из квадратов слово или словосочетание, связанное с темой (так легче   будет создавать головоломку).
  • 4. Найдите ассоциативную связь между элементами и расставьте их в нужной последовательности.
  • 5. Поместите главный смысл в центральном квадрате.
  • 6. Выделите особенности каждого элемента. Можно заменить прямые образы косвенными, символическими.
  • 7. Разместите картинки в нужном порядке. Кроссенс готов.

 Фотоколлаж Фотоколлаж  — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель. В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Фотоколлаж  как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

Фотоколлаж

  • Фотоколлаж  — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.
  • В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
  • Фотоколлаж  как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.
  • Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

причины понятия понятия факты факты суть понятий Фишбоун – это прием визуализации, который помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна учащийся научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности. Ответ на вопрос, выводы Проблема, вопрос, тема

причины

понятия

понятия

факты

факты

суть понятий

  • Фишбоун – это прием визуализации, который помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна учащийся научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности.

Ответ на вопрос, выводы

Проблема, вопрос, тема

«Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний.
  • «Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний.

Графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографика Принципы: ‒ содержательность; ‒ смысл; ‒ легкость восприятия; ‒ аллегоричность. Формы: ‒ таблицы, ‒ диаграммы, ‒ графические элементы. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Графический способ подачи информации, данных и знаний.

Инфографика

Принципы:

‒ содержательность;

‒ смысл;

‒ легкость восприятия;

‒ аллегоричность.

Формы:

‒ таблицы,

‒ диаграммы,

‒ графические элементы.

Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Как создать инфографику? ТОП-10 сервисов для создания инфографики:  Canva  Visme  Mind the Graph  TimeGraphics  Visually  Easelly  Venngage  Infogram  Piktochart  BeFunky В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: инструкция; памятка; плакат; путеводитель; статистика. http://www.easel.ly/

Как создать инфографику?

ТОП-10 сервисов для создания инфографики:

Canva

Visme

Mind the Graph

TimeGraphics

Visually

Easelly

Venngage

Infogram

Piktochart

BeFunky

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:

  • инструкция;
  • памятка;
  • плакат;
  • путеводитель;
  • статистика.
  • http://www.easel.ly/

РАБОТА В ГРУППАХ 1) Кластер «Единая физическая картина мира» 2) Фотоколлаж «Радиоактивность» 3) Интеллект-карта «Геометрическая оптика» 4) Лента времени «Важнейшие астрономические даты и открытия» ВОПРОС: каким образом можно применить данную технику  визуализации на уроке физики и астрономии ?

РАБОТА В ГРУППАХ

  • 1) Кластер «Единая физическая картина мира»
  • 2) Фотоколлаж «Радиоактивность»
  • 3) Интеллект-карта «Геометрическая оптика»
  • 4) Лента времени «Важнейшие астрономические даты и открытия»

ВОПРОС: каким образом можно применить данную технику визуализации на уроке физики и астрономии ?

Рефлексия

Рефлексия

Подведение итогов  мастер-класса: Визуализация помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации; дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте; быстро охватить большой объем информации; воспроизвести и реконструировать разные процессы и события; изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме. Самое важное для учителя физики в применении различных методов визуализации – это рациональное их использование с максимальным положительным результатом .

Подведение итогов мастер-класса:

  • Визуализация помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации; дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте; быстро охватить большой объем информации; воспроизвести и реконструировать разные процессы и события; изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
  • Самое важное для учителя физики в применении различных методов визуализации – это рациональное их использование с максимальным положительным результатом .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!