СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволяет наглядно представить свой опыт работы по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.»»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.   Из опыта работы учителя русского языка и литературы Еременко Н.Н.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Еременко Н.Н.

Перед практикой  обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании. Школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.   Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.  Существует богатый выбор форм и методов мотивации познавательной деятельности учащихся.

Перед практикой  обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании. Школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

  • Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.
  • Существует богатый выбор форм и методов мотивации познавательной деятельности учащихся.
 1.Формирующее оценивание –это целенаправленный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.  Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащегося в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения

1.Формирующее оценивание –это целенаправленный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

  • Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащегося в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения
Техника «Карта понятий»  Одной из технологий, повышающих мотивацию обучения, является техника «Карта понятий», в основе которой лежит исследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, как процесс понимания развивается с течением времени.   Карта понятий – это диаграмма, которая состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены.

Техника «Карта понятий»

  • Одной из технологий, повышающих мотивацию обучения, является техника «Карта понятий», в основе которой лежит исследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, как процесс понимания развивается с течением времени.
  •   Карта понятий – это диаграмма, которая состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены.
 ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ  «Карты понятий»  Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы: * Зафиксированы ли наиболее важные понятия? *Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию? *Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений? *Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ «Карты понятий»

Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:

* Зафиксированы ли наиболее важные понятия?

*Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?

*Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?

*Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?

Критерии оценивания «Карт понятий» Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел (один термин- 1 балл) Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь- 1 балл) Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание- 1 балл) Даны примеры (один пример- 1 балл) Аккуратность оформления (0-5 баллов) Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна взаимосвязь- 2 балла)

Критерии оценивания «Карт понятий»

  • Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел (один термин- 1 балл)
  • Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь- 1 балл)
  • Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание- 1 балл)
  • Даны примеры (один пример- 1 балл)
  • Аккуратность оформления (0-5 баллов)
  • Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна взаимосвязь- 2 балла)
Карта понятий по теме «Имя существительное»

Карта понятий по теме «Имя существительное»

Карта понятий по теме «Имя существительное»

Карта понятий по теме «Имя существительное»

Карта понятий по теме «Имя прилагательное»

Карта понятий по теме «Имя прилагательное»

«Плюсы» использования «Карт понятий»

  •   Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
  •   Помогают школьникам устанавливать существенные связи между понятиями.
  •   Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.

Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.

  •   Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.
  •   Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. (это важно в работе с детьми с ОВЗ)

  • Карта понятий-учебное средство, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся
 В н и м а н и е ! Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:   Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.   Оценивание карт может потребовать значительного времени.   При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.   Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и   вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.   Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.  

В н и м а н и е !

  • Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:
  •   Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.
  •   Оценивание карт может потребовать значительного времени.
  •   При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.
  •   Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и   вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.
  •   Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.

 

Прием «Рефлексивные вопросы» Применяется на стадии рефлексии в конце урока( устно или в форме минутного эссе) Набор рефлексивных вопросов: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Какую пользу вы извлекли из этого  урока(изученного текста)?

Прием «Рефлексивные вопросы»

Применяется на стадии рефлексии в конце урока( устно или в форме минутного эссе)

  • Набор рефлексивных вопросов:
  • Что показалось вам сегодня трудным?
  • Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  • Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  • Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  • Были ли моменты недовольства собой?
  • Какую пользу вы извлекли из этого

урока(изученного текста)?

2.Приемы и методы проектной технологии С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе. На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: создание словарей («Словарь сибирских диалектов в сказах Бажова»), мини-проекты («Я пишу книгу» , «Советую прочитать..»), презентации (« Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха»),  сборники иллюстраций к прочитанным произведениям.

2.Приемы и методы проектной технологии

  • С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе.
  • На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: создание словарей («Словарь сибирских диалектов в сказах Бажова»),
  • мини-проекты («Я пишу книгу» , «Советую прочитать..»),
  • презентации (« Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха»),
  • сборники иллюстраций к прочитанным произведениям.
Сборник стихотворений с иллюстрациями

Сборник стихотворений с иллюстрациями

Мини-проекты «Я пишу книгу…»

Мини-проекты «Я пишу книгу…»

Проект «Я пишу книгу…»

Проект «Я пишу книгу…»

Проект «Рекомендую прочитать…» Учащейся 8 класса «В» Бобковой Анастасии Волгоград

Проект «Рекомендую прочитать…»

Учащейся 8 класса «В»

Бобковой Анастасии

Волгоград

МОУ СШ № 61 Проект на тему  : «Рекомендую прочитать» Работу выполнила: Ученица 8 «В» класса Лосицкая София Волгоград

МОУ СШ № 61

Проект на тему :

«Рекомендую прочитать»

Работу выполнила:

Ученица 8 «В» класса

Лосицкая София

Волгоград

Проект «Рекомендую прочитать…»  Выполнил учащийся 8 «В» класса Саяпин Анатолий Олегович МОУ №61 Волгоград 2019

Проект «Рекомендую прочитать…»

Выполнил учащийся 8 «В» класса

Саяпин Анатолий Олегович

МОУ №61

Волгоград

2019

МОУ СШ №61 Проект «Рекомендую прочитать» Выполнила: Ученица 8«В» класса Залетных Мария Волгоград

МОУ СШ №61

Проект

«Рекомендую прочитать»

Выполнила:

Ученица 8«В» класса

Залетных Мария

Волгоград

СКАЗЫ П. БАЖОВА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ ПАЛЕХА Презентация выполнена учащимися Кондратьевой. В.,Фаткиной .В.,Глазковой. Н. (руководитель Еременко Н.Н.)

СКАЗЫ П. БАЖОВА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ ПАЛЕХА

Презентация выполнена

учащимися

Кондратьевой. В.,Фаткиной .В.,Глазковой. Н.

(руководитель Еременко Н.Н.)

 Нестандартные уроки: урок-спектакль.  А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

Нестандартные уроки: урок-спектакль. А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 И. А. Крылов «Свинья под дубом»

И. А. Крылов «Свинья под дубом»

 3.  Благоприятный психологический  климат на уроке   Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является  благоприятный психологический климат . Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. «Эмоциональное поглаживание»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.

3. Благоприятный психологический климат на уроке

  • Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является  благоприятный психологический климат .
  • Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
  • «Эмоциональное поглаживание»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.               СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!