Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Еременко Н.Н.
Перед практикой обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного подходов в образовании. Школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
- Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.
- Существует богатый выбор форм и методов мотивации познавательной деятельности учащихся.
1.Формирующее оценивание –это целенаправленный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
- Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащегося в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения
Техника «Карта понятий»
- Одной из технологий, повышающих мотивацию обучения, является техника «Карта понятий», в основе которой лежит исследование, насколько хорошо ученики понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, как процесс понимания развивается с течением времени.
- Карта понятий – это диаграмма, которая состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ «Карты понятий»
Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:
* Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
*Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
*Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
*Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
Критерии оценивания «Карт понятий»
- Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел (один термин- 1 балл)
- Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь- 1 балл)
- Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание- 1 балл)
- Даны примеры (один пример- 1 балл)
- Аккуратность оформления (0-5 баллов)
- Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна взаимосвязь- 2 балла)
Карта понятий по теме «Имя существительное»
Карта понятий по теме «Имя существительное»
Карта понятий по теме «Имя прилагательное»
«Плюсы» использования «Карт понятий»
- Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.
- Помогают школьникам устанавливать существенные связи между понятиями.
- Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.
Переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку.
- Помимо того, что они выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения.
- Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. (это важно в работе с детьми с ОВЗ)
- Карта понятий-учебное средство, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся
В н и м а н и е !
- Тем не менее у этого метода есть и негативные аспекты:
- Сравнивать карты, выполненные разными учениками, довольно трудно.
- Оценивание карт может потребовать значительного времени.
- При оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.
- Ученики, имеющую привычку к механическому заучиванию и вербальным знаниям, испытывают очень серьезные трудности, сталкиваясь с картированием.
- Картирование – это сложное когнитивное задание, требующее подготовки и упражнения.
Прием «Рефлексивные вопросы»
Применяется на стадии рефлексии в конце урока( устно или в форме минутного эссе)
- Набор рефлексивных вопросов:
- Что показалось вам сегодня трудным?
- Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого
урока(изученного текста)?
2.Приемы и методы проектной технологии
- С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе.
- На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: создание словарей («Словарь сибирских диалектов в сказах Бажова»),
- мини-проекты («Я пишу книгу» , «Советую прочитать..»),
- презентации (« Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха»),
- сборники иллюстраций к прочитанным произведениям.
Сборник стихотворений с иллюстрациями
Мини-проекты «Я пишу книгу…»
Проект «Я пишу книгу…»
Проект «Рекомендую прочитать…»
Учащейся 8 класса «В»
Бобковой Анастасии
Волгоград
МОУ СШ № 61
Проект на тему :
«Рекомендую прочитать»
Работу выполнила:
Ученица 8 «В» класса
Лосицкая София
Волгоград
Проект «Рекомендую прочитать…»
Выполнил учащийся 8 «В» класса
Саяпин Анатолий Олегович
МОУ №61
Волгоград
2019
МОУ СШ №61
Проект
«Рекомендую прочитать»
Выполнила:
Ученица 8«В» класса
Залетных Мария
Волгоград
СКАЗЫ П. БАЖОВА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ ПАЛЕХА
Презентация выполнена
учащимися
Кондратьевой. В.,Фаткиной .В.,Глазковой. Н.
(руководитель Еременко Н.Н.)
Нестандартные уроки: урок-спектакль. А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
И. А. Крылов «Свинья под дубом»
3. Благоприятный психологический климат на уроке
- Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат .
- Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
- «Эмоциональное поглаживание»: обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!