ЕГЭ - это не страшно!
Классный час в 11 классе
Разминка.
«ЭКЗАМЕН – Я – ЦЕЛЬ»;
«ЭКЗАМЕН – РАДОСТЬ – УСПЕХ»;
«ЭКЗАМЕН – ПОБЕДА – УВЕРЕННОСТЬ»
Нужно придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом .
Как же нужно относиться к экзаменам?
Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить?
Экзамены вызывают у вас разные ощущения и состояния.
Задание
Каждому ученика нужно написать на листочке от 5 до 10 эмоций, состояний, которые человек может испытывать и ощущать при сдаче экзамена.
Вывод: Итак, довольно часто мы испытываем отрицательные эмоции - гнев, страх, растерянность и др.
Почему так происходит?
«Поговорим о стрессе».
Психолог .
Я хочу немного рассказать вам о стрессе! Почему о стрессе, да потому, что большинство отрицательных эмоций, которые мы испытываем, относятся к стрессу. Избежать стрессовых ситуаций невозможно, да и не нужно, ибо стресс, как писал Селье,- «это сама жизнь, а отсутствие стресса означает смерть».
Разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это вы знаете из своего личного опыта. Кто-то в сложной ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорить обидных, грубых слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Отчего же зависит эта разница в реагировании и поведении? Безусловно это зависит от склада характера человека, от его индивидуальности. Но не только от этого. Немаловажную роль здесь играют приобретенные средства защиты - воспитание, самовоспитание. Это, пожалуй, главное оружие в борьбе со стрессом.
«Поговорим о стрессе».
Во время экзаменов наиболее выражены информационные стрессы, возникающие из-за информационных перегрузок, высокой умственной нагрузки, физиологические – им способствуют недосыпание, длительное сидение за столом, перегрузки глаз из-за чтения, малая доля физических нагрузок, прогулок, психологические – возникают из-за страха не сдать экзамен, получить оценку меньше ожидаемой, боязни наказания со стороны родителей, низкой оценки учителей и одноклассников.
Самым простым способом выхода из стрессовой ситуации является изменение отношения к ней. Известно высказывание Марка Аврелия: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности».
Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма
Физические признаки:
Бессонница Головные боли Запоры Понос Частое мочеиспускание Усиление сердцебиения Боли в животе Тошнота или рвота Потеря аппетита или постоянное чувство голода Нарушение менструального цикла Сыпь на теле Кожный зуд
Эмоциональные признаки:
Импульсивное поведение Пониженное настроение Гнев Нарушение памяти и концентрации внимания Беспокойный сон (кошмары) Необоснованная агрессивность Раздражительность, частые слезы Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей Импульсивное, непредсказуемое поведение
Поведенческие признаки:
Кручение волос Кусание ногтей Потеря интереса к внешнему облику Морщение лба Скрежетание зубами Пронзительный нервный смех Усиленное курение Чрезмерное потребление лекарств Притопывание ногой или постукивание пальцем
Упражнения для снятия стресса
Упражнение 1.
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. 2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее. 3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее. 4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. 5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее. 7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. 1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. 2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. 3. Напрягите и расслабьте икры. 4. Напрягите и расслабьте колени. 5. Напрягите и расслабьте бедра. 6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы. 7. Напрягите и расслабьте живот. 8. Расслабьте спину и плечи. 9. Расслабьте кисти рук. 10. Расслабьте предплечья. 11. Расслабьте шею. 12. Расслабьте лицевые мышцы. 13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. 1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.) 2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение. 3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака. 4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
• Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох. • Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
Карточка-задание:
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
Обведите ваше имя.
Под именем напишите свой адрес.
Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
В нижнем левом углу нарисуйте круг.
Заключите круг в прямоугольник.
В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Вопросы наблюдателям:
Вопросы наблюдателям:
Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?
Как они себя вели? Как проявлялось волнение?
Вопросы исполнителям:
1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?
2. Почему вы волновались?
3. Как вы себя сейчас чувствуете?
4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?
5. Что понравилось, что не понравилось?
6. В чем смысл этого упражнения?
Вопросы для «мозгового штурма»:
1. Плюсы в поведении во время экзамена.
2. Минусы в поведении во время экзамена.
3. Как сосредоточиться во время экзамена.
4. Как избежать неудачи во время экзамена.
5. Как настроить себя на положительный результат.
7. Пути предотвращения и преодоления стресса.
Удачи и «Ни пуха, ни пера!», как говорило многие ваши предшественники и ведь все сдали свой экзамен!