СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к изучению поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к изучению поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"»

Медный всадник

Медный всадник

Памятник Петру-I в Петербурге (1768-1770) Памятник Петру I - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга… Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медного всадник» ближе к Неве.

Памятник Петру-I в Петербурге (1768-1770)

Памятник Петру I - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медного всадник» ближе к Неве.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов  Санкт-Петербурга.  Открыт памятник был 7(18)августа 1782 года. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.   С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Открыт памятник был 7(18)августа 1782 года. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров. С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Создание поэмы Поэма „Медный всадник

Создание поэмы

Поэма „Медный всадник" была создана Пушкиным в Болдине осенью 1833 года, но задумана она была, вероятно, еще несколько раньше. При жизни Пушкина поэма не была опубликована из-за запрета императора.

«Медный всадник» Вступление 1 часть 2 часть

«Медный всадник»

  • Вступление
  • 1 часть
  • 2 часть
Предисловие к поэме. Предисловием Пушкин стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».

Предисловие к поэме.

Предисловием Пушкин стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».

Пётр I Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр — это прообраз Медного всадника, река — это еще непобежденная Нева, „бедный чёлн

Пётр I

Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр — это прообраз Медного всадника, река — это еще непобежденная Нева, „бедный чёлн" — отдаленная параллель к „бедному безумцу" Евгению. Эта первая картина отличается большой четкостью своих очертаний, но она так многозначительна, что позволяет догадаться: из этого раздумья Петра должно родиться великое волнение, все действие поэмы.

На берегу пустынных волн  Стоял он, дум великих полн,  И вдаль глядел. Пред ним широко  Река неслася; бедный чёлн  По ней стремился одиноко.  По мшистым, топким берегам  Чернели избы здесь и там,  Приют убогого чухонца;  И лес, неведомый лучам  В тумане спрятанного солнца,  Кругом шумел…         

На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел…

      

Следующий отрывок раскрывает раздумья и замыслы Петра. … И думал он:  Отсель грозить мы будем шведу,  Здесь будет город заложен  На зло надменному соседу.  Природой здесь нам суждено  В Европу прорубить окно,     Ногою твердой стать при море.  Сюда по новым им волнам  Все флаги в гости будут к нам,  И запируем на просторе.   О чем думал ПетрI? стоя на берегу пустынных волн? Почему Петр I использует местоимение множественного числа? Какова была цель Петра I , когда он решил построить Петербург?

Следующий отрывок раскрывает раздумья и замыслы Петра.

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,   Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.

  • О чем думал ПетрI? стоя на берегу пустынных волн?
  • Почему Петр I использует местоимение множественного числа?
  • Какова была цель Петра I , когда он решил построить Петербург?

В творческой мастерской художника А.Н.Бенуа

В творческой мастерской художника А.Н.Бенуа

Как вы думаете, какой смысл заложен в том , что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра –это не только место действия поэмы, но и ее главный герой
  • Как вы думаете, какой смысл заложен в том , что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу?
  • Докажите, что город Петра –это не только место действия поэмы, но и ее главный герой
Домашняя работа Подобрать цитаты к образам Петра I и Евгения Выучить стихотворение из философской лирики поэта

Домашняя работа

  • Подобрать цитаты к образам Петра I и Евгения
  • Выучить стихотворение из философской лирики поэта
Евгений Первая часть поэмы открывается повествованием о судьбе Евгения. Но можно обнаружить и черты своеобразного параллелизма между образом Евгения и Петра. Как и вступление, первая часть начинается с картины природы в ее контрастном сопоставлении с фигурой героя. Только Петр высится в виде исполинского силуэта, царящего над береговым пейзажем у его ног. Образ Евгения возникает в конце описания осеннего ненастного вечера как ничтожная составная часть обширной картины природы. Поэтическая фигура умолчания („он

Евгений

Первая часть поэмы открывается повествованием о судьбе Евгения. Но можно обнаружить и черты своеобразного параллелизма между образом Евгения и Петра.

Как и вступление, первая часть начинается с картины природы в ее контрастном сопоставлении с фигурой героя. Только Петр высится в виде исполинского силуэта, царящего над береговым пейзажем у его ног.

Образ Евгения возникает в конце описания осеннего ненастного вечера как ничтожная составная часть обширной картины природы.

Поэтическая фигура умолчания („он") в обозначении Петра была выражением тайного почтения. Полуфиктивное имя Евгения („Мы будем нашего героя звать этим именем") и замечание, что он не помнит своей родни, скрывает некоторое пренебрежение к нему автора. „Наш герой" также звучит легкой иронией. Вся первая часть свидетельствует о полуироническом отношении поэта к Евгению, который только с развитием событий пробуждает к себе более глубокое сочувствие.

… Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой. Мы будем нашего героя Звать этим именем…

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постели беспокойной.

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя.

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой.

Мы будем нашего героя

Звать этим именем…

О чём же думают герои? «Думы великие» основателя города, государственного деятеля  «Волненья разных размышлений» Евгения. беден грозить шведу город заложён трудом он должен был себе доставить и независимость и честь Бог прибавит прорубить окно в Европу ногою твердой встать при море  ума и денег все флаги будут в гости к нам служит всего 2 года запируем на просторе трудиться день и ночь готов устрою приют смиренный и простой воспитание ребят до гроба рука с рукой дойдем мы оба внуки похоронят - К чему стремится Петр ? - О чем мечтает Евгений?

О чём же думают герои?

«Думы великие» основателя города, государственного деятеля

«Волненья разных размышлений» Евгения.

беден

грозить шведу

город заложён

трудом он должен был себе доставить и независимость и честь

Бог прибавит

прорубить окно в Европу

ногою твердой встать при море

ума и денег

все флаги будут в гости к нам

служит всего 2 года

запируем на просторе

трудиться день и ночь готов

устрою приют смиренный и простой

воспитание ребят

до гроба рука с рукой дойдем мы оба

внуки похоронят

- К чему стремится Петр ?

- О чем мечтает Евгений?

Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества.   Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва.

Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества.

Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва.

- Какую роль играет изображение наводнения в Петербурге?  - Каковы следствия наводнения?  - Меняется ли отношение автора к Евгению?

- Какую роль играет изображение наводнения в Петербурге?

- Каковы следствия наводнения?

- Меняется ли отношение автора к Евгению?

Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гранит подножия Петра». Затем мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом. Стихия природы и стихия народного протеста переданы словами, которые рисуют развернутую символическую картину. Возмущения народа неизбежны и трагически безрезультатны. Результат наводнения - крах судьбы «маленького человека». Тем не менее это не безропотная гибель. Евгений оказался способен на протест, он бросил вызов «кумиру», хотя одолеть каменного властелина не смог. В ходе повествования поэт все более переходит на сторону „бедного Евгения

Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гранит подножия Петра». Затем мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом. Стихия природы и стихия народного протеста переданы словами, которые рисуют развернутую символическую картину. Возмущения народа неизбежны и трагически безрезультатны.

Результат наводнения - крах судьбы «маленького человека». Тем не менее это не безропотная гибель. Евгений оказался способен на протест, он бросил вызов «кумиру», хотя одолеть каменного властелина не смог.

В ходе повествования поэт все более переходит на сторону „бедного Евгения" , сочувствует своему герою.

Образ Медного всадника Медный всадник — необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным («правдоподобным»), и мифологическим («чудесным»). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя». Бронзовый Петр в пушкинской поэме — символ государственной воли, энергии, власти, освобожденной от человеческого начала.

Образ Медного всадника

Медный всадник — необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным («правдоподобным»), и мифологическим («чудесным»). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя».

Бронзовый Петр в пушкинской поэме — символ государственной воли, энергии, власти, освобожденной от человеческого начала.

В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом.

В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом.

Домашнее задание   П одготовить сообщения:   1.Образ Петра I в поэме.  2. Образ Евгения.  3. Образ Петербурга.  4. Образ автора.

Домашнее задание П одготовить сообщения: 1.Образ Петра I в поэме. 2. Образ Евгения. 3. Образ Петербурга. 4. Образ автора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!