Медный всадник
Памятник Петру-I в Петербурге (1768-1770)
Памятник Петру I - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.
Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медного всадник» ближе к Неве.
«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Открыт памятник был 7(18)августа 1782 года. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров. С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.
Создание поэмы
Поэма „Медный всадник" была создана Пушкиным в Болдине осенью 1833 года, но задумана она была, вероятно, еще несколько раньше. При жизни Пушкина поэма не была опубликована из-за запрета императора.
«Медный всадник»
- Вступление
- 1 часть
- 2 часть
Предисловие к поэме.
Предисловием Пушкин стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н.Берхом».
Пётр I
Поэма открывается картиной, которая сразу ставит читателя лицом к лицу с главными действующими лицами поэмы: Петр — это прообраз Медного всадника, река — это еще непобежденная Нева, „бедный чёлн" — отдаленная параллель к „бедному безумцу" Евгению. Эта первая картина отличается большой четкостью своих очертаний, но она так многозначительна, что позволяет догадаться: из этого раздумья Петра должно родиться великое волнение, все действие поэмы.
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел…
Следующий отрывок раскрывает раздумья и замыслы Петра.
… И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
- О чем думал ПетрI? стоя на берегу пустынных волн?
- Почему Петр I использует местоимение множественного числа?
- Какова была цель Петра I , когда он решил построить Петербург?
В творческой мастерской художника А.Н.Бенуа
- Как вы думаете, какой смысл заложен в том , что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу?
- Докажите, что город Петра –это не только место действия поэмы, но и ее главный герой
Домашняя работа
- Подобрать цитаты к образам Петра I и Евгения
- Выучить стихотворение из философской лирики поэта
Евгений
Первая часть поэмы открывается повествованием о судьбе Евгения. Но можно обнаружить и черты своеобразного параллелизма между образом Евгения и Петра.
Как и вступление, первая часть начинается с картины природы в ее контрастном сопоставлении с фигурой героя. Только Петр высится в виде исполинского силуэта, царящего над береговым пейзажем у его ног.
Образ Евгения возникает в конце описания осеннего ненастного вечера как ничтожная составная часть обширной картины природы.
Поэтическая фигура умолчания („он") в обозначении Петра была выражением тайного почтения. Полуфиктивное имя Евгения („Мы будем нашего героя звать этим именем") и замечание, что он не помнит своей родни, скрывает некоторое пренебрежение к нему автора. „Наш герой" также звучит легкой иронией. Вся первая часть свидетельствует о полуироническом отношении поэта к Евгению, который только с развитием событий пробуждает к себе более глубокое сочувствие.
… Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой.
Мы будем нашего героя
Звать этим именем…
О чём же думают герои?
«Думы великие» основателя города, государственного деятеля
«Волненья разных размышлений» Евгения.
беден
грозить шведу
город заложён
трудом он должен был себе доставить и независимость и честь
Бог прибавит
прорубить окно в Европу
ногою твердой встать при море
ума и денег
все флаги будут в гости к нам
служит всего 2 года
запируем на просторе
трудиться день и ночь готов
устрою приют смиренный и простой
воспитание ребят
до гроба рука с рукой дойдем мы оба
внуки похоронят
- К чему стремится Петр ?
- О чем мечтает Евгений?
Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества.
Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва.
- Какую роль играет изображение наводнения в Петербурге?
- Каковы следствия наводнения?
- Меняется ли отношение автора к Евгению?
Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гранит подножия Петра». Затем мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом. Стихия природы и стихия народного протеста переданы словами, которые рисуют развернутую символическую картину. Возмущения народа неизбежны и трагически безрезультатны.
Результат наводнения - крах судьбы «маленького человека». Тем не менее это не безропотная гибель. Евгений оказался способен на протест, он бросил вызов «кумиру», хотя одолеть каменного властелина не смог.
В ходе повествования поэт все более переходит на сторону „бедного Евгения" , сочувствует своему герою.
Образ Медного всадника
Медный всадник — необычный литературный образ. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический, преодолевающий границу между реальным («правдоподобным»), и мифологическим («чудесным»). Медный всадник, разбуженный словами Евгения, срываясь со своего пьедестала, перестает быть только «кумиром на бронзовом коне», то есть памятником Петру. Он становится мифологическим воплощением «грозного царя».
Бронзовый Петр в пушкинской поэме — символ государственной воли, энергии, власти, освобожденной от человеческого начала.
В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом.
Домашнее задание П одготовить сообщения: 1.Образ Петра I в поэме. 2. Образ Евгения. 3. Образ Петербурга. 4. Образ автора.