Загадка третьего тысячелетия
С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила
2 АПРЕЛЯ
Всемирным днем распространения информации
об АУТИЗМЕ
СТАТИСТИКА
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:
по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.
АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ
В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,
5-7 случаев на 100 человек.
Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?
1 версия
«Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил
в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.
После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя».
Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?
2 версия
«Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.
Аутисты "наедине" всегда...
Тони Брекстон
Сильвестр Сталлоне
Наталья Водянова
Джон Траволта
Константин Меладзе
Анна Нетрбко
Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра.
Стандарт образования детей с аутизмом, также как стандарты образования всех детей с ОВЗ, может реализовываться лишь на основе договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.
Стандарт должен стать правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с аутизмом.
Реализация права детей с аутизмом на образование
- Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с аутизмом направлен на определение структурно-функциональной, содержательной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.
Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом
- 1. Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах :
1.1 Интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации;
1.2 На основе индивидуального сопровождения;
1.3 Индивидуальное обучение на дому в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
2. Специальные школы и даже специальные классы исключительно для аутичных детей.
АУТИЗМ:
болезнь или гениальность?
- Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты.
- Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
- в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
- в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
- в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;
Особые образовательные потребности детей с аутизмом
- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
- в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
- во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
- в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
Особые образовательные потребности детей с аутизмом
- в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
- в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
- в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
Пути решения
Особенности аутичных детей
По итогам диагностики, выделяем наиболее сохранные функциональные зоны
- Парциальность развития
- Межличностные отношения и установление контактов со сверстниками
- Способы решения проблем
- Особенное восприятие мира и окружения
- Понимание речи, абстрактных понятий
- Усидчивость
- Поведенческие проблемы
Сильные стороны, на которые мы опираемся
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА
Учителю необходимо учитывать:
- особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий;
- для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.
Большое значение в коррекционной работе имеет:
- пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе;
- создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения;
- необходима помощь в организации себя во времени ;
- среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру;
- важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно;
- необходима специальная индивидуальная программа физического развития.
Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.