Может ли изобразительное искусство
рассказать о жизни людей в разные времена?
В.-К. Хеда «Натюрморт с золотым кубком»
| Жан Батист Шарден
«Возвращение с рынка»
Бытовой жанр – жанр в изобразительном искусстве,
который является особым способом выражения поэзии
повседневной жизни человека , народного быта,
мировоззрения определённой эпохи
Натюрморт (с франц.- неподвижная, «мёртвая натура»,
с англ.- «тихая жизнь») – жанр изобразительного
искусства, посвящённый изображению
окружающего мира вещей,
композиционно организованных в одну группу
Первый этап в развитии натюрморта относится к
палеолитическому периоду.
Подлинный целый предмет можно
встретить уже в бронзовом веке.
В росписях Древнего Египта
предметы всегда
изображаются
изолированными друг
от друга.
Впервые вводится
мотив цветка,
тема срезанных растений.
Стела жрицы Зед-амон-эфон
В произведениях эгейского искусства появляется
соотносительность пропорций.
Предметы изображаются в три четверти,
скомпонованные группами.
Цветы в вазе на фреске «Собиратель Шафрана»,
Фреска из дворца в Кноссе. VII в. до н.э.
Традиции эгейской живописи нашли свое
продолжение в греческой.
Мы можем судить об этом жанре
изобразительного искусства по вазам.
«Геракл со львом», чернофигурная вазовая живопись
В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен.
Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали
росписями и мозаиками, достигая большой достоверности
в изображении .
Ваза с фруктами. Фрагмент настенной росписи. Древний Рим. II в.
В средневековом искусстве предмет становится атрибутом,
а не объектом изображения.
Большую роль также продолжает играть орнамент, особенно
активно используемый в витражах католических соборов.
Миниатюра
Собор Парижской Богоматери,
Роза южного портала. 1260-е
Особенно ярко жанр натюрморта проявился в
нидерландской живописи проторенессанса
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434
Начиная с проторенессанса предметный мир
становится все более реалистичным,
иногда даже почти осязаемым.
Он перестает быть бутафорией, а становится бытом.
В 17 веке в Голландии появляется «чистый» натюрморт.
Предметы становятся осязаемыми,
зритель как будто ощущает запах и вкус фруктов и вина.
Изобилие становится главным мотивом.
Франс Снейдерс «Натюрморт с цветами, фруктами и овощами»
1. Подлинный целый предмет в бронзовом веке.
2. Изолированные друг от друга предметы
в росписях Древнего Египта
3. Соотносительность пропорций,
скомпонованные группами предметы в произведениях
эгейского искусства.
4. «Висящий» натюрморт в Древней Греции.
5. Украшение стен в Древнем Риме:
проявление тонкой наблюдательности,
символический смысл предметов.
6. Средневековое искусство - предмет
становится атрибутом.
- Маленькие натюрморты в нидерландской
живописи проторенессанса
8. 16 век - художники северного Возрождения
начинают обнажать предметы
9. 17 век, Голландия - появляется «чистый» натюрморт.
Композиция – это планомерное,
строго определённое
соединение предметов,
переданное художником в
своей работе
Натюрморт
И.Хруцкий "Натюрморт с грибами"
В.-К. Хеда «Натюрморт с золотым кубком»
Появление первых изображений бытовых сцен в Китае (6-7 в.в.)
принято связывать с религиозно-философскими идеалами людей,
интеллектуальным самосовершенствованием.
В период с 7 по 10 столетие формировались первые школы
китайской жанровой живописи,
появились такие художники, как Чжоу Фан, Хань Хуан
Чжоу Фан "Придворные дамы с цветами в причёсках"
Хань Хуан "Сад учёных"
Эти мастера изображали придворный быт с неподдельной красотой
и в то же время в ярком контрасте с бытом простых людей,
не допуская при этом субъективизма.
Художник Янь Либэнь сумел при помощи простых
образов наиболее точно показать зрителю быт и нравы своего времени,
Обратите внимание на отсутствие резких
переходов линий в работе художника.
Янь Либэнь «Страница из Восточного альбома»
Расцвет бытового жанра в Японии наступил в период с 16 по 18 в.
Японские художники изображали жизнь народа чаще всего графически.
Наиболее известные творцы того времени Китагава Утамаро
Китагава Утамаро альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов Йосивара»
Кацусика Хокусай гравюра "Мост у храма Камэйдо Тэндзин"
Примерно в это же время развивалась бытовая живопись Кореи.
Изображая острые социально – политические процессы того времени,
мастера стремились к наиболее точной передаче настроений людей.
Одним из представителей корейской бытовой живописи
18 – 19 столетий считается Ким Хон До
Ким ХонДо "Кузница"