СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направления № 4 "Разговор с собой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направления № 4 "Разговор с собой" содержит общую характеристику направления, понятия для словарной работы, список рекомендуемых произведений, примерные темы, цитатный материал, рекомендации ФИПИ, образец сочинения на одну из тем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Итоговое сочинение по литературе в 2020-21 учебном году. Обзор направления № 4 "Разговор с собой"»

Итоговое сочинение по литературе  в 2020-21учебном году Обзор направления № 4  «Разговор с собой»

Итоговое сочинение по литературе в 2020-21учебном году

Обзор направления № 4

«Разговор с собой»

5 направлений  итогового сочинения 2020-21 1. Забвению не подлежит  2. Я и другие  3. Время перемен  4. Разговор с собой  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

5 направлений итогового сочинения 2020-21

1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения «Разговор с собой

Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения «Разговор с собой":

  • Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой».
  • Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни.
  • Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
  • Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.
  • Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Аспекты направления «Разговор с собой»   Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.  Гармония с собой или душевный разлад. Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы) Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки. Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).

Аспекты направления «Разговор с собой»

  • Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность. 
  • Гармония с собой или душевный разлад.
  • Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
  • Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
  • Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).
  Словарная работа   Рефлексия  – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния.  Самопознание  - познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

  Словарная работа

  • Рефлексия  – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. 
  • Самопознание  - познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

  Словарная работа

  • Самоанализ  - метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки. Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание. Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность.
  • Самовоспитание  — сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей. Самовоспитание заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности. Процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
  • Самосовершенствование  - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества. Самосовершенствование невозможно без самоконтроля
  Словарная работа   Самосознание  — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей. Самооценка  — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п. Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей. Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.

  Словарная работа

  • Самосознание  — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей.
  • Самооценка  — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п. Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей. Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.
Список произведений к направлению «Разговор с собой» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность», «Анна Каренина» Ф.М. Достоевский «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Слабое сердце», «Записки из подполья», «Сон смешного человека» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох» А.П. Чехов «Черный монах» И.А. Гончаров «Обломов» И.А. Бунин «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева» М. Горький «На дне» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» С. Есенин «Черный человек» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Список произведений к направлению «Разговор с собой»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность», «Анна Каренина»

Ф.М. Достоевский «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Слабое сердце», «Записки из подполья», «Сон смешного человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»

А.П. Чехов «Черный монах»

И.А. Гончаров «Обломов»

И.А. Бунин «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева»

М. Горький «На дне»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

С. Есенин «Черный человек»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Список произведений к направлению «Разговор с собой» А.П. Платонов «Котлован» Ю. Трифонов «Московские повести» В.В. Набоков «Защита Лужина» Н. Бердяев «Самопознание» Е. Замятин «Мы» Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние» В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)» М. Зощенко «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме» В.К. Железников «Чучело» Ф. Абрамов «Разговор с самим собой» А.В. Иванов «Географ глобус пропил» А.Н. Варламов «Лох» Е. Гришковец «Рубашка» М. Петросян «Дом, в котором …»

Список произведений к направлению «Разговор с собой»

А.П. Платонов «Котлован»

Ю. Трифонов «Московские повести»

В.В. Набоков «Защита Лужина»

Н. Бердяев «Самопознание»

Е. Замятин «Мы»

Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»

М. Зощенко «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»

В.К. Железников «Чучело»

Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

А.В. Иванов «Географ глобус пропил»

А.Н. Варламов «Лох»

Е. Гришковец «Рубашка»

М. Петросян «Дом, в котором …»

Список произведений к направлению «Разговор с собой». Зарубежная литература   М. Аврелий «Наедине с собой» У. Шекспир «Гамлет» И. Гете «Фауст» Ч. Диккенс «Большие надежды» Э.А. По «Человек толпы» Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари» О. де Бальзак «Шагреневая кожа» А. Дюма «Граф Монте-Кристо» Ф. Кафка «Процесс» А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума» Дж. Лондон «Мартин Иден» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» С. Моэм «Бремя страстей человеческих» Ж.П. Сартр «Слова» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту» Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Х. Ли «Убить пересмешника» У. Голдинг «Повелитель мух»

Список произведений к направлению «Разговор с собой». Зарубежная литература

 

  • М. Аврелий «Наедине с собой»
  • У. Шекспир «Гамлет»
  • И. Гете «Фауст»
  • Ч. Диккенс «Большие надежды»
  • Э.А. По «Человек толпы»
  • Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари»
  • О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • Ф. Кафка «Процесс»
  • А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
  • С. Моэм «Бремя страстей человеческих»
  • Ж.П. Сартр «Слова»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»
  • Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • У. Голдинг «Повелитель мух»
Примерные темы к направлению  «Разговор с собой» ТЕМА 1.  Что значит быть самим собой?  ТЕМА 2.  Для чего человеку нужна совесть?  ТЕМА 3.  К чему приводит душевный разлад?  ТЕМА 4.  Что помогает человеку совершенствовать себя?  ТЕМА 5.  Как найти

Примерные темы к направлению «Разговор с собой»

ТЕМА 1.  Что значит быть самим собой? ТЕМА 2.  Для чего человеку нужна совесть? ТЕМА 3.  К чему приводит душевный разлад? ТЕМА 4.  Что помогает человеку совершенствовать себя? ТЕМА 5.  Как найти "свой путь"? ТЕМА 6.  Что значит быть честным с самим собой? ТЕМА 7.  Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»? ТЕМА 8.  Важно ли быть в гармонии с собой? ТЕМА 9.  Может ли литература помочь человеку понять себя? ТЕМА 10.  Какие вопросы задает человек самому себе? ТЕМА 11.  Трудно ли быть самим собой? ТЕМА 12.  Помогает ли любовь понять себя? ТЕМА 13.  Когда просыпается внутренний голос? ТЕМА 14.  Что помогает человеку найти свой путь? ТЕМА 15.  Как искусство помогает человеку понять себя? ТЕМА 16.  Можно ли жить без цели? ТЕМА 17.  Что значит идти путём самосовершенствования? ТЕМА 18.  Чем опасно бессмысленное существование? ТЕМА 19.  Что помогает человеку лучше понять себя? ТЕМА 20.  Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? ТЕМА 21.  Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?

Направление «Разговор с собой». Цитаты.

  • Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком. (Джон Стейнбек, "Гроздья гнева")
  • Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило. (Даниил Гранин, "Иду на грозу")
  • Нужно быть собой. Всегда собой, изо всех сил собой, и тем больше, чем трудней: не примеривать чужие судьбы. (Станислав Лем)
  • Хоть бы минутку побыть с самим собой и собраться с силами — вот это нужно человеку, иначе он вывёртывается весь наружу и в своих делах не узнаёт себя самого. (Михаил Пришвин)
  • Быть хорошим человеком значит быть в согласии с самим собой. Разлад — необходимость быть в согласии с другими. (Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея")
  • Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех. (Стендаль)
  • Какая роскошь – быть наедине с собой! (Сьюзен Коллинз, "Голодные игры")
  • Что скрывать — совесть утомительна. Но отбросив совесть, человек превращается в неутомимое животное. (Фазиль Искандер)
  • Совесть развивается в борьбе со злом, и будущее добра обеспечивается бдительной памятью о побежденном зле. (Фазиль Искандер)
Пример итогового сочинения на тему  «Что значит быть самим собой?» Неслучайно французский писатель Стендаль писал:

Пример итогового сочинения на тему «Что значит быть самим собой?»

Неслучайно французский писатель Стендаль писал: "Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех". Ведь люди, которые уподобляются многим другим, неинтересны и скучны. А самодостаточность – путь к успеху. Так что же значит быть самим собой? (Вступление)

Я считаю, что быть собой – это значит обрести внутреннее равновесие, гармонию души и сознания. Это значит - отказаться от всего, что навязано извне. Такой человек становится самодостаточной личностью, имеющей собственный взгляд на мир, собственную гражданскую и личностную позицию. Чтобы доказать своё мнение, я обращусь к примерам из русской литературы. (Тезис)

Пример итогового сочинения. О том, что значит обрести себя, писал Лев Николаевич Толстой в романе

Пример итогового сочинения.

О том, что значит обрести себя, писал Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир". Перед сражениями 1805 года Андрей Болконский видит целью своей жизни в том, чтобы добиться славы во что бы то ни стало. Именно поэтому кумир героя - Наполеон. Во время битвы под Аустерлицем Болконский решает совершить подвиг: он берёт в руки знамя и ведёт отступающих в панике солдат в бой. Когда герой оказывается ранен, он подвергает переосмыслению свои ценности. Впоследствии он увидит Наполеона собственными глазами, но уже не будет чувствовать благоговения перед ним. Перед Бородинским сражением Андрей произнесёт следующие слова: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни". Участие в кровопролитной битве помогло герою отказаться от ложных идеалов и обрести душевную гармонию. Благодаря этим событиям Болконский стал самим собой. (Аргумент №1и микровывод)

Пример итогового сочинения.

К этой теме также обращался Александр Сергеевич Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Уезжая на службу, семнадцатилетний Пётр Гринёв мечтает о веселье и кутеже. Желая показаться взрослым, он играет на деньги в бильярд и проигрывает огромную сумму. Позже герой ссорится с вырастившим его слугой Савельичем, который указал на глупость этого поступка. Затем Гринёв осознаёт, что быть взрослым - значит хранить честь и ценить близких людей. Осознав и приняв эти ценности, Пётр совершает несколько по-настоящему благородных поступков. Встретившись лицом к лицу с Пугачёвым, герой отказывается признавать его государем, а во время оккупации Белогорской крепости он отправляется спасать свою возлюбленную Машу Миронову, несмотря на опасность. Так, Гринёв становится самим собой, обретя истинные ценности и доказав это своими поступками. (Аргумент №2 и микровывод)

Итак, быть самим собой - значит обрести внутреннюю гармонию и настоящие нравственные ценности. Путь к обретению себя лежит через множество испытаний и ошибок. И этот путь нужно пройти достойно, не уронив себя. (Вывод)

Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!