Применение индивидуального образовательного маршрута на уроках изобразительного искусства
Инна владимировна шабельникова
Мбоу сош №3
уссурийск
ИОМ – технология будущего, повышающая уровень учебной мотивации, способствует самореализации и направлена на формирование и развитие образованной, социальноадаптированной , творческой личности
Значение индивидуального образовательного маршрута для учащегося
Ученик:
- приобретает способность ставить собственные цели;
- выбирает пути и способы их достижения;
- работает в индивидуальном темпе;
- осваивает учебное содержание на оптимальном индивидуальном уровне сложности; принимает активное участие в обсуждении проблем и пути их решения.
Информационно-коммуникативная компетенция
- Умеет слушать собеседника, проявляет уважение и терпимость к чужому мнению; грамотно, в культурной форме высказывает своё мнение, разрешает конфликты в общении, находит оптимальный выход из них.
- Умеет анализировать и планировать свою деятельность. Самостоятельно находит, систематизирует, оценивает необходимую информацию.
Организация педагогом индивидуального образовательного маршрута
Основная задача педагога:
- Провести диагностику уровня развития учащегося:
- Предложить ему весь спектр возможностей, в соответствии с его потребностями, интересами.
Выбор ИОМ определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
- ресурсными возможностями
Примерный алгоритм введения ИОМ
1 Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов.
На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2 Диагностика и выбор методов
Примерный алгоритм введения ИОМ
3 Определение целей и задач ИОМ
4 Составление ИОМ
Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?»
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
Примерный алгоритм введения ИОМ
5 Итоговый этап
После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация. Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок , с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
ИОМ- примеры и образцы
ИОМ на уроках изобразительного искусства в 6 классе
- Автор и название УМК:
- Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»
- Учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение
- Тема четверти: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
- 1 четверть , с 6-9 уроки
ИОМ- примеры и образцы
- 5 ур. «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Пятно как средство выражения»
- 6 ур. «Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Скульптура»
- 7 ур. Урок-игра « Карта копий произведений искусства нашей школы»
- 8 ур. Урок- контроль «Основы языка изображения»
ИОМ- примеры и образцы ( интеллект-карта)
ИОМ- примеры и образцы ( Матрица выборов)
ИОМ- примеры и образцы ( Матрица выборов)
ИОМ- примеры и образцы ( Матрица выборов)
ИОМ- примеры и образцы
КАРТОЧКИ
1 группа обучающихся
(кто выбрал работу в группе и данный проект)
Групповой проект «Сюжет любимого мультфильма с участием животных» (Куб с рисованными стенами и с объемным изображением внутри. Стены выполняются ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета.)
1. Посовещайся и реши, какой мультфильм будешь изображать.
2. Распредели: кто работает краской (две панели-стены, одна- земля),а кто с пластилином.
3. Выбери и изобрази сказочный мир цветной страны (мультфильма). Главное -суметь нарисовать этот волшебный мир красками так, чтобы получилось множество оттенков одного цвета. (цвет выбери самостоятельно: оттенки зеленого, синего, фиолетового, красного и тд) Оттенки получаются при добавлении разного количества белого, серого цветов)
4. Склей полученные работы, чтобы получилось трехмерное изображение
5. Вылепи животных из мультфильма и помести в композицию.
6. Сфотографируй работу
7. Придумай, как ты будешь защищать свой проект. Может быть сделать презентацию?
ИОМ- примеры и образцы
2 группа обучающихся (кто выбрал работу в группе и данный проект)
Групповой проект «Подготовка теста для самопроверки» по теме: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» («Основы изобразительной грамоты» (ритм, цвет, композиция)
1.Изучи материалы «Портфеля школьника». Может быть тебе понадобится информация из учебника или презентаций, а может быть ты будешь работать в библиотеке и отыщешь материал по заданной теме.
2.Сумей составить 5 вопросов и предложи 3 варианта ответов к этому вопросу. Запиши
3.Сделай презентацию с твоими вопросами и вариантами ответов.
4.Выполни практическую работу с использованием знаний о цвете (краски) и пластилин (рельеф на цветном фоне)
5.Сфотографируй работу. Включи в презентацию. Задай вопрос: Назовите виды изобразительного искусства, совмещенные в данной работе. Что можно сказать о части работы в пластилине?
3 группа обучающихся (кто выбрал индивидуальное исследование)
Индивидуальное исследование «Цвет в произведениях живописи. Практическая работа «Осень глазами грустного человека и радостного»
1. Изучи материалы по заданной теме в учебнике. Какие ты знаешь теплые и холодные цвета?
2. Понаблюдай за цветовыми отношениями в произведениях живописи.
3. Попробуй ответить на вопрос: Какое настроение вызывают теплые и холодные цвета?
4. Выполни практическую работу.
ИОМ- примеры и образцы ( Матрица выборов)
К уроку №3
Теория (выучить)
- Живопись - вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет
2. Графика -вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого являются линия и штрих
3. Скульптура - вид изоискусства, произведения которого имеют материальный трёхмерный объём
4. Линия – основное средство художественной выразительности в графике
- Ритм – это чередование элементов композиции.
Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен
- Ритм может быть равномерный (метрический) и неравномерный
- С помощью ритма, направления и характера линий можно создать эффект движения (динамичную композицию)
8. Цвета делятся на теплые и холодные. Теплые- это цвета красно-желтого спектра. Холодные- это цвета голубовато-синей части спектра
Восприятие цвета- это наши впечатления и ощущения от цвета
Основные цвета: красный, желтый, синий
9. Каждый цвет имеет свой строго определенный дополнительный цвет. Два дополнительных цвета противоположны друг другу.
10. КОНТРАСТ- это разница между цветами. Контрастными являются холодные и теплые цвета, белый и черный, дополнительные цвета
11. Виды скульптур: круглая и рельеф
Круглая скульптура трехмерна. Имеет объем. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом. Рельефные изображения строится на плоскости. Они могут быть выпуклыми или вдавленными в плоскость.
Возможные формы занятий для учеников, занимающихся по ИОМ
- Игра.
- Беседа.
- Экскурсия.
- Бенефис.
- Наблюдение.
- Практическое занятие.
- Размышление.
- Тренинг.
- Творческая мастерская. Творческий отчет.
- Эксперимент.
- Беседа эвристическая.
- Круиз.
- Мозговой штурм.
- «Фабрика».
- Занятие-погружение.
Урок-игра
Урок-контроль
- Защищают проекты, исследования
- Тестирование
- Рефлексия (лист самооценки)
Что понравилось/не понравилось
Что было легко/трудно
Что помогло/что помешало
Что бы сделал иначе в другой раз
Какой маршрут я прошел:
1.____________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________ ________
Рекомендации
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.
- Не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
индивидуальный образовательный маршрут учащихся. Его значение для педагога
- Постоянное самосовершенствование
- Поиск новых решений
- Тесный контакт с семьёй учащегося
Постоянно быть в роли навигатора , корректора, единомышленника, друга…
- Педагогу необходимо быть успешным.
- Интересным детям