СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "И.А. Гончаров "Обломов". Общая характеристика романа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "И.А. Гончаров "Обломов". Общая характеристика романа" сопровождает лекцию учителя, предваряющую детальное проблемное изучение произведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "И.А. Гончаров "Обломов". Общая характеристика романа"»

И.А. Гончаров «Обломов». Общая характеристика романа «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

И.А. Гончаров «Обломов». Общая характеристика романа

«Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова»

  • И.С.Тургенев

Творческая история  Два периода работы над романом: 1. 1847-1850гг 2. Лето 1857 – 1858гг 1848 – «Сон Обломова» 1850 – 1 часть романа 1859 – публикация в «Отечественных записках»

Творческая история

  • Два периода работы над романом:

1. 1847-1850гг

2. Лето 1857 – 1858гг

  • 1848 – «Сон Обломова»
  • 1850 – 1 часть романа
  • 1859 – публикация в «Отечественных записках»
Замысел автора  Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Замысел автора

  • Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа  Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не умеющего найти правильный путь.

Главная тема романа

  • Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не умеющего найти правильный путь.
Идейная направленность   «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Идейная направленность

  • «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
  • И.А.Гончаров
В романе заявлены проблемы:   подлинной дружбы и любви;  сущности гуманизме;  равноправия женщин;  настоящего счастья;  разоблачение крепостничества;  осуждение дворянского романтизма и бездеятельности;  оправдание деловитости и рационального отношения к жизни

В романе заявлены проблемы:

  • подлинной дружбы и любви;
  • сущности гуманизме;
  • равноправия женщин;
  • настоящего счастья;
  • разоблачение крепостничества;
  • осуждение дворянского романтизма и бездеятельности;
  • оправдание деловитости и рационального отношения к жизни
Место действия романа – Петербург и Обломовка («»Сон Обломова», 9 глава) ПЕТЕРБУРГ

Место действия романа – Петербург и Обломовка («»Сон Обломова», 9 глава)

ПЕТЕРБУРГ

Сюжет романа (две точки зрения): Первая точка зрения: в романе две сюжетные линии (Обломов — Ольга и Штольц – Ольга) . Ольга связывает обе линии, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения : одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу».

Сюжет романа (две точки зрения):

  • Первая точка зрения: в романе две сюжетные линии (Обломов — Ольга и Штольц – Ольга) . Ольга связывает обе линии, но идейное противопоставление героев остается.
  • Вторая точка зрения : одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу».
 Образная система Контрастность образов (Обломов – Штольц; Захар – Анисья) Пары контрастных образов; Смысловая обусловленность контраста.

Образная система

  • Контрастность образов (Обломов – Штольц; Захар – Анисья)
  • Пары контрастных образов;
  • Смысловая обусловленность контраста.
Приёмы типизации образов: Портретно-бытовые характеристики Детали Психологический пейзаж Отбор эпизодов Диалоги героев (много мыслей, мало эмоций)

Приёмы типизации образов:

  • Портретно-бытовые характеристики
  • Детали
  • Психологический пейзаж
  • Отбор эпизодов
  • Диалоги героев (много мыслей, мало эмоций)
 Социально-любовный конфликт Это не идейный роман. В нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале. В основе – социально-любовный конфликт (Ольга-Обломов; Ольга – Штольц; Обломов – Пшеницына). Любовные отношения скрывают социальный подтекст

Социально-любовный конфликт

  • Это не идейный роман. В нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале.
  • В основе – социально-любовный конфликт (Ольга-Обломов; Ольга – Штольц; Обломов – Пшеницына).
  • Любовные отношения скрывают социальный подтекст
Обломовка – Обломов - «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов  – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина»  - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Обломовка – Обломов - «обломовщина»

Обломовка

созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.

Обломов

«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

«обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Композиция романа  показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек , превращаясь в мертвую душу.  Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Композиция романа

  • показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек , превращаясь в мертвую душу.
  • Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.
  • Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает жизненные принципы. Гончаров нанес удар по крепостнической системе, которая поощряет праздность, апатию,лень, безволие.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа

  • Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает жизненные принципы.
  • Гончаров нанес удар по крепостнической системе, которая поощряет праздность, апатию,лень, безволие.
Экспозиция романа Экспозицию  составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Большая экспозиция показывает условия, в которых формируется Обломов как личность.

Экспозиция романа

  • Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Большая экспозиция показывает условия, в которых формируется Обломов как личность.
Завязка романа  III и V главы второй части — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь - это завязка романа .

Завязка романа

  • III и V главы второй части знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь - это завязка романа .
Развитие действия VI - XI главы второй части -  развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он избавиться от лени (письмо Обломова к Ольге).

Развитие действия

  • VI - XI главы второй части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он избавиться от лени (письмо Обломова к Ольге).
Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился Ольге в любви. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Кульминация романа

  • Кульминация XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился Ольге в любви. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Развязка романа  XI - XII главы третьей части составляют развязку . В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.

Развязка романа

  • XI - XII главы третьей части составляют развязку . В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.
Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция .

Постпозиция романа

  • В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция .
Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров рассказывает о смерти Обломова , о судьбах Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл понятия «обломовщина».

Эпилог романа

  • В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров рассказывает о смерти Обломова , о судьбах Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл понятия «обломовщина».
Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор.  Лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. 19 века

Язык романа

  • Язык романа отличается легкостью и чистотой.
  • Автор избегает украшающих эпитетов и метафор.
  • Лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. 19 века
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!