Просмотр содержимого документа
«Презентация "Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными"(9класс)»
Десятое декабря Классная работа Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными
Приветствие
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе!
Окажите такую услугу,
Улыбнитесь, пожалуйста, мне!
Задачи урока
- Повторить признаки СПП с различными видами придаточных
- Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП)
- Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП
- Совершенствовать умение анализировать СПП
Готовимся к ЕГЭ
- 1.В каком слове произносится звук I з I ?
- 1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово
- 2. В каком слове ударение падает на первый слог?
- 1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала
- 3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»?
- 1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик
- 4.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
- На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца.
- 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3
ПРОВЕРКА .
Повторим, вспомним…
Сложное предложение
- Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
- Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
- Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
Сложносочинённые предложения
- В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
Сложноподчинённые предложения
- Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
- Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной .
- Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак)
- ( с. чтобы…….),[……….].
- Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа)
- [… сущ.], (с.сл. у которых….).
Виды придаточных
- Определительные
- Изъяснительные (дополнительные)
- Обстоятельственные
Определительные придаточные
- вопросы определения
- ( который, какой, чей, кто, что, где, когда и др… ).
- Мы любим дом, где любят нас
Изъяснительные придаточные
- что, будто, чтобы, как, словно и др., с.сл. кто, что, как, отчего, зачем, где, почему, сколько, чей и др…).
Графический диктант
- 1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
- 2.Я читала, что бессмертны души.
- 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
- 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
- 5.Не место красит человека, а человек место.
- 6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
- 7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.
Обстоятельство в ПП
- По значению выделяются обстоятельства
- 1) образа действия ( как? каким образом? ):
- Мы пошли пешком.
- 2) времени ( когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго? ):
- Мы приехали вчера.
- 3) места ( где? куда? откуда? ):
- Я побежал вперед.
- 4) причины ( почему? отчего? по какой причине? ):
- От усталости у меня кружится голова.
- 5) цели ( зачем? ддя чего? с какой целью? ):
- Я пришла мириться.
- 6) меры и степени ( в какой мере, степени? ) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:
- Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.
- 7) условия ( при каком условии? ):
- Без звонка туда идти нельзя.
- 8) уступки ( несмотря на что? ):
- Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома
Обстоятельственные придаточные
- Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки.
Если солнце не потушат, будут зайчики всегда!
(Придаточные условия)
Пускай ещё не высохли чернила , словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)
Обстоятельственные придаточные
- Образа действия и степени ( как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова - как, насколько и др.
- Времени ( когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др.
- Места ( где ? куда ? о ткуда ? ) Союзные слова - где, куда, откуда.
- Причины ( почему? отчего? по какой причине?) Союзы - потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др.
- Цели ( зачем? для чего? с какой целью? Союзы - чтобы, для того чтобы и др.
- Условия (при каком условии?) Союзы - если (бы) , когда, ежели, раз, коли и др.
- Уступки ( несмотря на что? вопреки чему?) Союзы - хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др.
- Сравнения ( как? насколько?) Союзы - как, словно, будто, точно, тем – чем и др.
- Следствия (что из этого следует?) Союзы - так что.
Придаточные обстоятельственные
Почему они так называются -обстоятельственные ?
Придаточные обстоятельственные
следствия
места
Уступки
времени
Меры и
степени
Причины
Условия
Сравнения
Образа
действия
Цели
Наши исследования
- Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения и отвечают на те же вопросы, что и обстоятельство в простом предложении.
Распределительно-цифровой диктант
- Задание: прочитать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
- в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
- во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
- 1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.
- 2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь.
- 3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи.
- 4.Двое продолжали гулять вопреки дождю.
- 5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.
- 6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.
- 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.
- 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.
- 9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.
- 10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.
Проверь себя
- Ключ:
- СПП - 1, 3, 5, 7, 9
- ПП - 2, 4, 6, 8, 10
физкультминутка
- (Комплекс упражнений для глаз).
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль.
- Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
«Один в поле не воин»
- Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
- 1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины.
- 2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
- 3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.
- 4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь.
- 5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.
Обобщим…
- Как определить вид придаточного?
- Задать от главной части вопрос.
- Определить, от какой части речи зависит.
- Выяснить средство связи.
- Установить смысловую связь между частями.
- Сделать вывод.
Обобщим…
Придаточные обстоятельственные отвечают ….
обозначают ………. Зависят от….. в главной части и присоединяются ….
Придаточные обстоятельственные могут занимать…………
Попробуем сами… (моделирование СПП)
- Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот.
- Трава была сочная. В мае шли дожди.
- Я зайду к тебе. У меня будет свободное время.
- Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм.
- В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег.
- Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.
Домашнее задание
- Параграф 16, стр.70 (таблица)
- 2) Упражнение №66
Урок окончен
Урок закончился. Звонок!
Пора настала отдохнуть.
Но, что изучено сегодня,
Ты выучить не позабудь!