СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ. Вызовы времени, факторы, особенности, необходимости, основные задачи духовно-нравственного воспитания и многие другие вопросы. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ:  ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СТРЕМИТЕЛЬНО ИЗМЕНЯЮЩЕМУСЯ МИРУ ДЕЗАДАПТАЦИЯ сущность: нарушение приспособляемости человека к миру последствия: реальная угроза деградации личности и разрушительной антропологической катастрофы – видоизменения собственно человеческого в человеке (М.М.Бахтин), его внутреннего мира проявления: нарастание хаотических тенденций в обществе, ухудшение «человеческого материала» причина: сознание не успевает адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру при помощи традиционных способов – передачи опыта из поколения в поколение

ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ: ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СТРЕМИТЕЛЬНО ИЗМЕНЯЮЩЕМУСЯ МИРУ

ДЕЗАДАПТАЦИЯ

  • сущность: нарушение приспособляемости человека к миру
  • последствия: реальная угроза деградации личности и разрушительной антропологической катастрофы – видоизменения собственно человеческого в человеке (М.М.Бахтин), его внутреннего мира
  • проявления: нарастание хаотических тенденций в обществе, ухудшение «человеческого материала»
  • причина: сознание не успевает адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру при помощи традиционных способов – передачи опыта из поколения в поколение

ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА рост объёма информации и коммуникативных связей в обвальном режиме быстрое изменение (ухудшение) среды обитания отрыв человека от своих культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных абсолютов псевдоценностями погружение человека в мир искусственного (техномир) и в мир виртуальных образов манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям

ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

  • рост объёма информации и коммуникативных связей в обвальном режиме
  • быстрое изменение (ухудшение) среды обитания
  • отрыв человека от своих культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок
  • вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных абсолютов псевдоценностями
  • погружение человека в мир искусственного (техномир) и в мир виртуальных образов
  • манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия
  • психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям

НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ – ШАНС ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕЗАДАПТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА («время собирать камни») Нравственный императив – система запретов, табу, предписаний, назиданий Основные категории и понятия нравственного императива: Ценности (то, что жизненно важно для человека) цена (какой ценой?) моральная оценка моральные запреты моральная ответственность за поведение, поступок моральный долг Ценности (то, что жизненно важно для человека) цена (какой ценой?) моральная оценка моральные запреты моральная ответственность за поведение, поступок моральный долг

НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ – ШАНС ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕЗАДАПТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА («время собирать камни»)

  • Нравственный императив – система запретов, табу, предписаний, назиданий
  • Основные категории и понятия нравственного императива:
  • Ценности (то, что жизненно важно для человека) цена (какой ценой?) моральная оценка моральные запреты моральная ответственность за поведение, поступок моральный долг
  • Ценности (то, что жизненно важно для человека)
  • цена (какой ценой?)
  • моральная оценка
  • моральные запреты
  • моральная ответственность за поведение, поступок
  • моральный долг

НЕОБХОДИМОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ (ЦЕННОСТНОЙ) ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность? Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект? Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов? Не противоречат ли средства поставленным целям? Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы? Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность? Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект? Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов? Не противоречат ли средства поставленным целям? Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы?

НЕОБХОДИМОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ (ЦЕННОСТНОЙ) ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность? Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект? Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов? Не противоречат ли средства поставленным целям? Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы?
  • Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность?
  • Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект?
  • Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов?
  • Не противоречат ли средства поставленным целям?
  • Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы?

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА КАК СИСТЕМА ТАБУ

  • ТАБУ - ряд запретов на развёртывание тех или иных сценариев деятельности:
  • ТАБУ - ряд запретов на развёртывание тех или иных сценариев деятельности:
  • нельзя вести проектную деятельность ради неё самой; нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации; нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!); нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей
  • нельзя вести проектную деятельность ради неё самой; нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации; нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!); нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей
  • нельзя вести проектную деятельность ради неё самой;
  • нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации;
  • нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!);
  • нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей

ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ формирование общества досуга демографический переход и связанные с ним демографические кризисы и проблемы; последствия сексуальной революции, её влияние на жизнь семей, на взаимоотношения между полами, детьми и родителями, появление нетрадиционных и альтернативных форм семей и семейно-брачных отношений; эмансипация детства и тинэйджерства во всём многообразии её форм и проявлений; нарастание культурного многообразия, этно-религиозных ренессансов, активного проникновения инокультурного опыта и чуждых ценностей в жизнь социума, кризиса прежних форм идентичности, информационной открытости; смена типов культурно-исторического наследования, при котором передача (трансляция) опыта из поколения в поколение носит избирательный характер, а в роли культурных экспертов всё чаще выступают не взрослые, а более продвинутые сверстники.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

  • формирование общества досуга
  • демографический переход и связанные с ним демографические кризисы и проблемы;
  • последствия сексуальной революции, её влияние на жизнь семей, на взаимоотношения между полами, детьми и родителями, появление нетрадиционных и альтернативных форм семей и семейно-брачных отношений;
  • эмансипация детства и тинэйджерства во всём многообразии её форм и проявлений;
  • нарастание культурного многообразия, этно-религиозных ренессансов, активного проникновения инокультурного опыта и чуждых ценностей в жизнь социума, кризиса прежних форм идентичности, информационной открытости;
  • смена типов культурно-исторического наследования, при котором передача (трансляция) опыта из поколения в поколение носит избирательный характер, а в роли культурных экспертов всё чаще выступают не взрослые, а более продвинутые сверстники.

ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ Дети живут и развиваются принципиально в иной информационной и социокультурной реальности, формируются под воздействием информационной революции и процессов глобализации, что слабо учитывается взрослыми при осуществлении ими воспитательных и социализирующих функций. подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми; дети овладевают ИКТ и особенностями современной жизни нередко быстрее и без помощи взрослых; снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматизм и избирательный подход детей к опыту старших; из опыта старших востребуется то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном глобальном быстро меняющемся мире

ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Дети живут и развиваются принципиально в иной информационной и социокультурной реальности, формируются под воздействием информационной революции и процессов глобализации, что слабо учитывается взрослыми при осуществлении ими воспитательных и социализирующих функций.

  • подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми;
  • дети овладевают ИКТ и особенностями современной жизни нередко быстрее и без помощи взрослых;
  • снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматизм и избирательный подход детей к опыту старших;
  • из опыта старших востребуется то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном глобальном быстро меняющемся мире

«ТИНЕЙДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

  • Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в обществе. Детско-юношеский период жизни человека воспринимается членами общества в его самоценности и самозначимости.
  • Развитие тинейджерского самосознания: осознание тинейджерами себя субъектами права, нарастание стремления детей и подростков к свободе и независимости. Роль ювенальной юстиции
  • Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения. Дети и подростки воспринимают свой досуг как зону ограниченного вмешательства взрослых. Форма социализации тинейджеров – молодёжная тусовка, «внутренняя эмиграция» – интернет.
  • Преобладание среди детей носителей элементов экранно-клипового мышления существенно усиливает разрыв между поколениями.
  • Смена межпоколенной вертикали на внутрипоколенную горизонталь как доминирующее направление социализации. Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала по отношению к младшим, неспособность управлять многими процессами в детско-юношеской среде, проблемы морально-нравственного характера.
  • Усиление дезинтеграции подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества.

ОСОБЕННОСТИ «ТИНЕЙДЖЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В МЕГАПОЛИСАХ

  • В мегаполисах, как правило, хорошо разработана нормативная правовая база в отношении прав детей в образовательной и досуговой сферах, но государство устраняется из досуговой сферы.
  • В мегаполисах существует очень высокая степень социальной дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить об особых «мира», которые между собой в принципе могут не пересекаться. Системы образования, воспитания и социализации закрепляет существующее положение.
  • В мегаполисах относительно слабы традиционные институты социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа, церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении оказываются категории более продвинутых сверстников и их объединений, общение с которыми происходит через систему массовых коммуникаций и молодёжные тусовки.
  • Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры выстраивают собственную внутрипоколенную горизонталь.
  • Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и противоправного поведения в среде подростков и молодёжи, часть представителей подрастающего поколения является составной частью столичного криминального мира и криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством, проституцией среди несовершеннолетних.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с. 361. «…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».  

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с. 361.

«…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».

 

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА рост разводов, количества нерегистрируемых браков (снижение уровня брачности), рост внебрачной рождаемости (23% от числа всех родившихся детей) увеличение числа бездетных семей, неполных семей, появление однополых браков, ориентация на сознательное одиночество сокращение количества многопоколенных семей, забвение семейно-родственных традиций, праздников, обычаев, истории семьи, отсутствие интереса к родословной развитие нетрадиционных форм семьи (гостевой брак, брак-контракт на срок, удалённый брак)

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

  • рост разводов, количества нерегистрируемых браков (снижение уровня брачности), рост внебрачной рождаемости (23% от числа всех родившихся детей)
  • увеличение числа бездетных семей, неполных семей, появление однополых браков, ориентация на сознательное одиночество
  • сокращение количества многопоколенных семей, забвение семейно-родственных традиций, праздников, обычаев, истории семьи, отсутствие интереса к родословной
  • развитие нетрадиционных форм семьи (гостевой брак, брак-контракт на срок, удалённый брак)

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА большое количество семей, относящихся к категории малообеспеченных и живущих за чертой бедности, в которых невозможно или проблематично полноценное содержание и развитие детей; ухудшение морально-нравственного, психологического и физического здоровья членов семей вследствие нарастания социально-экономических, морально-психологических и прочих проблем; многодетные браки-сожительства, при которых мать имеет 5-6 детей от разных мужей, ведёт асоциальный образ жизни, проявляя полное равнодушие к судьбе своих детей

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

  • большое количество семей, относящихся к категории малообеспеченных и живущих за чертой бедности, в которых невозможно или проблематично полноценное содержание и развитие детей;
  • ухудшение морально-нравственного, психологического и физического здоровья членов семей вследствие нарастания социально-экономических, морально-психологических и прочих проблем;
  • многодетные браки-сожительства, при которых мать имеет 5-6 детей от разных мужей, ведёт асоциальный образ жизни, проявляя полное равнодушие к судьбе своих детей

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА раннее безответственное родительство (безразличие к судьбам родившихся детей, стремление матерей-одиночек избавиться от нежелательных детей, перекладывание родительских обязанностей на бабушек и дедушек т.д.) бегство детей из дома вследствие жестокого обращения с ними или полного пренебрежения их нуждами со стороны родителей, бродяжничество, беспризорность, социальное сиротство детская и подростковая преступность, агрессивность, алкоголизм и наркомания в среде детей и подростков

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

  • раннее безответственное родительство (безразличие к судьбам родившихся детей, стремление матерей-одиночек избавиться от нежелательных детей, перекладывание родительских обязанностей на бабушек и дедушек т.д.)
  • бегство детей из дома вследствие жестокого обращения с ними или полного пренебрежения их нуждами со стороны родителей, бродяжничество, беспризорность, социальное сиротство
  • детская и подростковая преступность, агрессивность, алкоголизм и наркомания в среде детей и подростков

ФГОС КАК АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Консолидация общества в условиях роста его разнообразия на основе формирования российской гражданской идентичности личности, развития гражданственности и патриотизма Выравнивание возможностей разных социальных слоёв и групп на основе обеспечения равной доступности качественного образования, изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Новая трудовая этика.

ФГОС КАК АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Консолидация общества в условиях роста его разнообразия на основе формирования российской гражданской идентичности личности, развития гражданственности и патриотизма
  • Выравнивание возможностей разных социальных слоёв и групп на основе обеспечения равной доступности качественного образования, изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
  • Новая трудовая этика.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФГОС «ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны» (из Концепции ФГОС).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФГОС

  • «ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны» (из Концепции ФГОС).
ИДЕНТИЧНОСТЬ Идентичность (лат. Identicus одинаковый, тождественный) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний. (Психологический словарь «Азбука психолога») Идентичность - уподобление себе подобным, одинаковость, отождествление себя с кем-либо, с какой-либо социальной группой, совпадение с чем-либо.

ИДЕНТИЧНОСТЬ

  • Идентичность (лат. Identicus одинаковый, тождественный) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний. (Психологический словарь «Азбука психолога»)
  • Идентичность - уподобление себе подобным, одинаковость, отождествление себя с кем-либо, с какой-либо социальной группой, совпадение с чем-либо.
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Гражданско-государственная - ощущение своей принадлежности к определённому государству (патриотизм, гордость за своё Отечество, интерес к его истории, стремление упрочить его позитивный имидж на международной арене, уважение к согражданам и т.д.) Гражданско-правовая – ощущение себя субъектом права, частью гражданского общества (уважение к конституционным правам и свободам человека, участие в самодеятельных структурах гражданского общества, выраженное правосознание личности)

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

  • Гражданско-государственная - ощущение своей принадлежности к определённому государству (патриотизм, гордость за своё Отечество, интерес к его истории, стремление упрочить его позитивный имидж на международной арене, уважение к согражданам и т.д.)
  • Гражданско-правовая – ощущение себя субъектом права, частью гражданского общества (уважение к конституционным правам и свободам человека, участие в самодеятельных структурах гражданского общества, выраженное правосознание личности)
ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ - семейно-родственная (родо-племенная); - гендерная; - локально-региональная; - сословно-корпоративная; - этно-культурная; - религиозно-культурная; - гражданско-государственная; - гражданско-правовая; - личностная; - социально-профессиональная; - идеологическая; - цивилизационно-культурная; - общечеловеческая (планетарная) - семейно-родственная (родо-племенная); - гендерная; - локально-региональная; - сословно-корпоративная; - этно-культурная; - религиозно-культурная; - гражданско-государственная; - гражданско-правовая; - личностная; - социально-профессиональная; - идеологическая; - цивилизационно-культурная; - общечеловеческая (планетарная)

ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • - семейно-родственная (родо-племенная); - гендерная; - локально-региональная; - сословно-корпоративная; - этно-культурная; - религиозно-культурная; - гражданско-государственная; - гражданско-правовая; - личностная; - социально-профессиональная; - идеологическая; - цивилизационно-культурная; - общечеловеческая (планетарная)
  • - семейно-родственная (родо-племенная);
  • - гендерная;
  • - локально-региональная;
  • - сословно-корпоративная;
  • - этно-культурная;
  • - религиозно-культурная;
  • - гражданско-государственная;
  • - гражданско-правовая;
  • - личностная;
  • - социально-профессиональная;
  • - идеологическая;
  • - цивилизационно-культурная;
  • - общечеловеческая (планетарная)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Глобализационные процессы и идеология неолиберализма (тенденция к распаду государств, новый космополитизм, сужение сферы гражданско-правовых отношений) Ситуация мультикультурализма (проблема интеграции мигрантов, приоритет культурных форм самоопределения в ущерб правовым, параллельное существование иных правовых систем), ренессанс традиционных форм идентичности в условиях формирования многополярного мира Префигуративные культуры и клиповое мышление

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Глобализационные процессы и идеология неолиберализма (тенденция к распаду государств, новый космополитизм, сужение сферы гражданско-правовых отношений)
  • Ситуация мультикультурализма (проблема интеграции мигрантов, приоритет культурных форм самоопределения в ущерб правовым, параллельное существование иных правовых систем), ренессанс традиционных форм идентичности в условиях формирования многополярного мира
  • Префигуративные культуры и клиповое мышление
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТА  КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТА

  • КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
ИЗ КОНЦЕПЦИИ «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».

ИЗ КОНЦЕПЦИИ

  • «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

  • Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
  • Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);
  • Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни); Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость); Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);
  • Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);
  • Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основы межконфессионального диалога); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основы межконфессионального диалога);
  • Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
  • Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Формирование личностной культуры: готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование личностной культуры:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Формирование семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование семейной культуры:

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Формирование социальной культуры: осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей вера в Россию, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование социальной культуры:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей
  • вера в Россию, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
  • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
  • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ, НРАВСТВЕННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся, в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственно развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности: в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере ученикам

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ метод примера героически значимой в истории личности; создание воспитывающих ситуаций, в которых происходит упражнение в активной деятельности, осознание ответственности за свои поступки и обязанностей по отношению к коллективу, обществу; метод детской самодеятельности, коллективное ученическое самоуправление, участие в деятельности детских общественных организаций;  социальные практики, разработка и реализация детских социальных проектов, ориентирующих на общечеловеческие ценности, проявление гуманизма и милосердия;

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

  • метод примера героически значимой в истории личности;
  • создание воспитывающих ситуаций, в которых происходит упражнение в активной деятельности, осознание ответственности за свои поступки и обязанностей по отношению к коллективу, обществу;
  • метод детской самодеятельности, коллективное ученическое самоуправление, участие в деятельности детских общественных организаций;
  • социальные практики, разработка и реализация детских социальных проектов, ориентирующих на общечеловеческие ценности, проявление гуманизма и милосердия;
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ исследования-презентации о жизни и творчестве знаменитых россиян;  конкурсы и творческие самопрезентации («Ученик года», «Мои достижения»).  этические беседы;  встречи с интересными людьми;  диспуты;  письменные размышления;  кружковая работа;  ролевые и деловые игры;  театрализованные представления.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

  • исследования-презентации о жизни и творчестве знаменитых россиян;
  • конкурсы и творческие самопрезентации («Ученик года», «Мои достижения»).
  • этические беседы;
  • встречи с интересными людьми;
  • диспуты;
  • письменные размышления;
  • кружковая работа;
  • ролевые и деловые игры;
  • театрализованные представления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ освоение опыта ответственного поведения, проявление активной жизненной позиции, проявление патриотических чувств. В результате реализации данной программы должно обеспечиваться достижение обучающимися: • воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности); • воспитательного эффекта (последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). Достижение воспитательного эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • освоение опыта ответственного поведения, проявление активной жизненной позиции, проявление патриотических чувств. В результате реализации данной программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
  • • воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности);
  • • воспитательного эффекта (последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). Достижение воспитательного эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.   на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ: ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ (ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:

  • ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ (ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

  • Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны
  • Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны в целом
  • Уважение к Конституции государства, к системе гарантий прав и свобод граждан, обеспечивающих ценность человеческой жизни, уважение чести и достоинства личности
  • Любовь к родной земле, её природе, просторам
  • Уважение к соотечественникам, ощущение общности исторической судьбы с ними, готовность вместе разделить радости и печали
  • Чувство гражданской ответственности каждого россиянина за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ
  • Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире
  • Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически более комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении
  • Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем
  • Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам
  • Бережное отношение к природным богатствам страны, понимание роли России в сохранении и приумножении всемирного природного наследия, в решении современных экологических проблем

ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА

  • Уважение к государству и власти, к властным структурам, готовность к подчинению личных интересов интересам государства
  • Стремление всеми силами поддерживать позитивный имидж страны в мире, в глазах соотечественников и иностранцев
  • Готовность жить в родной стране и разделять с ней все горести и радости
  • Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами
  • Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности
  • Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
  • Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
  • Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
  • Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы
  • Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
  • Понимание уникальной роли и места России во всемирной истории, в современных мировых инновационных, информационных и интеграционных процессах, непреходящей ценности духовно-нравственного наследия российской культуры и цивилизации во всемирном культурном наследии
ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами (18) Любовь к родной земле, её природе, просторам (1) Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы  (17) Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении (12) Понимание гражданской ответственности за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ  (5) Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (3)

ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

  • Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами (18)
  • Любовь к родной земле, её природе, просторам (1)
  • Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы (17)
  • Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении (12)
  • Понимание гражданской ответственности за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ (5)
  • Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (3)

ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ Любовь к родной земле, её природе, просторам (2) Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны (12) Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (6) Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам (8) Понимание гражданской ответственности за судьбу страны, за перспективы становления гражданского общества в РФ Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны (11)

ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  • Любовь к родной земле, её природе, просторам (2)
  • Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны (12)
  • Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (6)
  • Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам (8)
  • Понимание гражданской ответственности за судьбу страны, за перспективы становления гражданского общества в РФ
  • Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны (11)

МОЛОДЁЖЬ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов

МОЛОДЁЖЬ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ

  • Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности
  • Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем
  • Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
  • Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
  • Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
  • Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, непрерывному образованию и самообразованию Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами Неприятие мигрантов, стремление отстаивать, прежде всего, интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ

  • Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, непрерывному образованию и самообразованию
  • Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами
  • Неприятие мигрантов, стремление отстаивать, прежде всего, интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
  • Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
  • Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
  • Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства

ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА является не самым актуальным в условиях информационной революции и процессов становления глобального информационного сообщества XXI века, участия России в них как мировой державы; оказывается недостижимым для подавляющего большинства населения в повседневной жизни в силу экстремальности требований к обычному рядовому гражданину; снижает значимость «негероического», но ответственного поведения человека, добросовестно выполняющего десятки своих социальных ролей; приводит к отсутствию позитивного героя и позитивного патриотического примера «на каждый день», в самых разнообразных, а не только военных условиях жизни социума;

ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА

  • является не самым актуальным в условиях информационной революции и процессов становления глобального информационного сообщества XXI века, участия России в них как мировой державы;
  • оказывается недостижимым для подавляющего большинства населения в повседневной жизни в силу экстремальности требований к обычному рядовому гражданину;
  • снижает значимость «негероического», но ответственного поведения человека, добросовестно выполняющего десятки своих социальных ролей;
  • приводит к отсутствию позитивного героя и позитивного патриотического примера «на каждый день», в самых разнообразных, а не только военных условиях жизни социума;
ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА содержит риск активизации деятельности организаций, направляющих патриотическую деятельность в русло экстремистского содержания и приоритета военизированных форм; далеко не всегда позитивно оценивается народами России, в исторической памяти которых военные сюжеты нередко ассоциируются с насильственными формами присоединения их территорий к России или с депортациями; способствует формированию менталитета, соответствующего жизни в осаждённой крепости, окружённой врагами, а в конечном итоге – к сознанию репрессивного типа, в основе которого лежит чувство страха и повышенной тревожности.

ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА

  • содержит риск активизации деятельности организаций, направляющих патриотическую деятельность в русло экстремистского содержания и приоритета военизированных форм;
  • далеко не всегда позитивно оценивается народами России, в исторической памяти которых военные сюжеты нередко ассоциируются с насильственными формами присоединения их территорий к России или с депортациями;
  • способствует формированию менталитета, соответствующего жизни в осаждённой крепости, окружённой врагами, а в конечном итоге – к сознанию репрессивного типа, в основе которого лежит чувство страха и повышенной тревожности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ «Делай, что должно, а там будь что будет!» (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век. (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • «Делай, что должно, а там будь что будет!»
  • (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.
  • (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!