ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ: ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СТРЕМИТЕЛЬНО ИЗМЕНЯЮЩЕМУСЯ МИРУ
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
- сущность: нарушение приспособляемости человека к миру
- последствия: реальная угроза деградации личности и разрушительной антропологической катастрофы – видоизменения собственно человеческого в человеке (М.М.Бахтин), его внутреннего мира
- проявления: нарастание хаотических тенденций в обществе, ухудшение «человеческого материала»
- причина: сознание не успевает адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру при помощи традиционных способов – передачи опыта из поколения в поколение
ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
- рост объёма информации и коммуникативных связей в обвальном режиме
- быстрое изменение (ухудшение) среды обитания
- отрыв человека от своих культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок
- вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных абсолютов псевдоценностями
- погружение человека в мир искусственного (техномир) и в мир виртуальных образов
- манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия
- психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям
НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ – ШАНС ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕЗАДАПТАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА («время собирать камни»)
- Нравственный императив – система запретов, табу, предписаний, назиданий
- Основные категории и понятия нравственного императива:
- Ценности (то, что жизненно важно для человека) цена (какой ценой?) моральная оценка моральные запреты моральная ответственность за поведение, поступок моральный долг
- Ценности (то, что жизненно важно для человека)
- цена (какой ценой?)
- моральная оценка
- моральные запреты
- моральная ответственность за поведение, поступок
- моральный долг
НЕОБХОДИМОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ (ЦЕННОСТНОЙ) ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность? Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект? Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов? Не противоречат ли средства поставленным целям? Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы?
- Какова конечная цель моего проекта, облагораживающего действительность?
- Во имя каких целей или высших идеалов реализуется проект?
- Какой смысл в осуществляемой деятельности и каждого из её этапов?
- Не противоречат ли средства поставленным целям?
- Не нарушаются ли при реализации проекта нравственные императивы?
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА КАК СИСТЕМА ТАБУ
- ТАБУ - ряд запретов на развёртывание тех или иных сценариев деятельности:
- ТАБУ - ряд запретов на развёртывание тех или иных сценариев деятельности:
- нельзя вести проектную деятельность ради неё самой; нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации; нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!); нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей
- нельзя вести проектную деятельность ради неё самой; нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации; нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!); нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей
- нельзя вести проектную деятельность ради неё самой;
- нельзя (нет времени, некогда) осуществлять действия, не связанные с выходом из кризисной ситуации;
- нельзя производить действия, заведомо ухудшающие кризисную ситуацию (не навреди!);
- нельзя выходить за рамки гуманистических идеалов и ценностей: человек есть мера всех вещей
ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- формирование общества досуга
- демографический переход и связанные с ним демографические кризисы и проблемы;
- последствия сексуальной революции, её влияние на жизнь семей, на взаимоотношения между полами, детьми и родителями, появление нетрадиционных и альтернативных форм семей и семейно-брачных отношений;
- эмансипация детства и тинэйджерства во всём многообразии её форм и проявлений;
- нарастание культурного многообразия, этно-религиозных ренессансов, активного проникновения инокультурного опыта и чуждых ценностей в жизнь социума, кризиса прежних форм идентичности, информационной открытости;
- смена типов культурно-исторического наследования, при котором передача (трансляция) опыта из поколения в поколение носит избирательный характер, а в роли культурных экспертов всё чаще выступают не взрослые, а более продвинутые сверстники.
ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Дети живут и развиваются принципиально в иной информационной и социокультурной реальности, формируются под воздействием информационной революции и процессов глобализации, что слабо учитывается взрослыми при осуществлении ими воспитательных и социализирующих функций.
- подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми;
- дети овладевают ИКТ и особенностями современной жизни нередко быстрее и без помощи взрослых;
- снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматизм и избирательный подход детей к опыту старших;
- из опыта старших востребуется то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном глобальном быстро меняющемся мире
«ТИНЕЙДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
- Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в обществе. Детско-юношеский период жизни человека воспринимается членами общества в его самоценности и самозначимости.
- Развитие тинейджерского самосознания: осознание тинейджерами себя субъектами права, нарастание стремления детей и подростков к свободе и независимости. Роль ювенальной юстиции
- Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения. Дети и подростки воспринимают свой досуг как зону ограниченного вмешательства взрослых. Форма социализации тинейджеров – молодёжная тусовка, «внутренняя эмиграция» – интернет.
- Преобладание среди детей носителей элементов экранно-клипового мышления существенно усиливает разрыв между поколениями.
- Смена межпоколенной вертикали на внутрипоколенную горизонталь как доминирующее направление социализации. Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала по отношению к младшим, неспособность управлять многими процессами в детско-юношеской среде, проблемы морально-нравственного характера.
- Усиление дезинтеграции подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества.
ОСОБЕННОСТИ «ТИНЕЙДЖЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В МЕГАПОЛИСАХ
- В мегаполисах, как правило, хорошо разработана нормативная правовая база в отношении прав детей в образовательной и досуговой сферах, но государство устраняется из досуговой сферы.
- В мегаполисах существует очень высокая степень социальной дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить об особых «мира», которые между собой в принципе могут не пересекаться. Системы образования, воспитания и социализации закрепляет существующее положение.
- В мегаполисах относительно слабы традиционные институты социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа, церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении оказываются категории более продвинутых сверстников и их объединений, общение с которыми происходит через систему массовых коммуникаций и молодёжные тусовки.
- Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры выстраивают собственную внутрипоколенную горизонталь.
- Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и противоправного поведения в среде подростков и молодёжи, часть представителей подрастающего поколения является составной частью столичного криминального мира и криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством, проституцией среди несовершеннолетних.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с. 361.
«…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».
КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- рост разводов, количества нерегистрируемых браков (снижение уровня брачности), рост внебрачной рождаемости (23% от числа всех родившихся детей)
- увеличение числа бездетных семей, неполных семей, появление однополых браков, ориентация на сознательное одиночество
- сокращение количества многопоколенных семей, забвение семейно-родственных традиций, праздников, обычаев, истории семьи, отсутствие интереса к родословной
- развитие нетрадиционных форм семьи (гостевой брак, брак-контракт на срок, удалённый брак)
КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- большое количество семей, относящихся к категории малообеспеченных и живущих за чертой бедности, в которых невозможно или проблематично полноценное содержание и развитие детей;
- ухудшение морально-нравственного, психологического и физического здоровья членов семей вследствие нарастания социально-экономических, морально-психологических и прочих проблем;
- многодетные браки-сожительства, при которых мать имеет 5-6 детей от разных мужей, ведёт асоциальный образ жизни, проявляя полное равнодушие к судьбе своих детей
КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- раннее безответственное родительство (безразличие к судьбам родившихся детей, стремление матерей-одиночек избавиться от нежелательных детей, перекладывание родительских обязанностей на бабушек и дедушек т.д.)
- бегство детей из дома вследствие жестокого обращения с ними или полного пренебрежения их нуждами со стороны родителей, бродяжничество, беспризорность, социальное сиротство
- детская и подростковая преступность, агрессивность, алкоголизм и наркомания в среде детей и подростков
ФГОС КАК АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Консолидация общества в условиях роста его разнообразия на основе формирования российской гражданской идентичности личности, развития гражданственности и патриотизма
- Выравнивание возможностей разных социальных слоёв и групп на основе обеспечения равной доступности качественного образования, изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
- Новая трудовая этика.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФГОС
- «ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны» (из Концепции ФГОС).
ИДЕНТИЧНОСТЬ
- Идентичность (лат. Identicus одинаковый, тождественный) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний. (Психологический словарь «Азбука психолога»)
- Идентичность - уподобление себе подобным, одинаковость, отождествление себя с кем-либо, с какой-либо социальной группой, совпадение с чем-либо.
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
- Гражданско-государственная - ощущение своей принадлежности к определённому государству (патриотизм, гордость за своё Отечество, интерес к его истории, стремление упрочить его позитивный имидж на международной арене, уважение к согражданам и т.д.)
- Гражданско-правовая – ощущение себя субъектом права, частью гражданского общества (уважение к конституционным правам и свободам человека, участие в самодеятельных структурах гражданского общества, выраженное правосознание личности)
ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
- - семейно-родственная (родо-племенная); - гендерная; - локально-региональная; - сословно-корпоративная; - этно-культурная; - религиозно-культурная; - гражданско-государственная; - гражданско-правовая; - личностная; - социально-профессиональная; - идеологическая; - цивилизационно-культурная; - общечеловеческая (планетарная)
- - семейно-родственная (родо-племенная);
- - гендерная;
- - локально-региональная;
- - сословно-корпоративная;
- - этно-культурная;
- - религиозно-культурная;
- - гражданско-государственная;
- - гражданско-правовая;
- - личностная;
- - социально-профессиональная;
- - идеологическая;
- - цивилизационно-культурная;
- - общечеловеческая (планетарная)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
- Глобализационные процессы и идеология неолиберализма (тенденция к распаду государств, новый космополитизм, сужение сферы гражданско-правовых отношений)
- Ситуация мультикультурализма (проблема интеграции мигрантов, приоритет культурных форм самоопределения в ущерб правовым, параллельное существование иных правовых систем), ренессанс традиционных форм идентичности в условиях формирования многополярного мира
- Префигуративные культуры и клиповое мышление
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТА
- КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
ИЗ КОНЦЕПЦИИ
- «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
- Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);
- Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);
- Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);
- Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основы межконфессионального диалога);
- Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
- Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование личностной культуры:
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование семейной культуры:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование социальной культуры:
- осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей
- вера в Россию, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ, НРАВСТВЕННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся, в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственно развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- метод примера героически значимой в истории личности;
- создание воспитывающих ситуаций, в которых происходит упражнение в активной деятельности, осознание ответственности за свои поступки и обязанностей по отношению к коллективу, обществу;
- метод детской самодеятельности, коллективное ученическое самоуправление, участие в деятельности детских общественных организаций;
- социальные практики, разработка и реализация детских социальных проектов, ориентирующих на общечеловеческие ценности, проявление гуманизма и милосердия;
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- исследования-презентации о жизни и творчестве знаменитых россиян;
- конкурсы и творческие самопрезентации («Ученик года», «Мои достижения»).
- этические беседы;
- встречи с интересными людьми;
- диспуты;
- письменные размышления;
- кружковая работа;
- ролевые и деловые игры;
- театрализованные представления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- освоение опыта ответственного поведения, проявление активной жизненной позиции, проявление патриотических чувств. В результате реализации данной программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- • воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности);
- • воспитательного эффекта (последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). Достижение воспитательного эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:
- ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ (ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
- Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны
- Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны в целом
- Уважение к Конституции государства, к системе гарантий прав и свобод граждан, обеспечивающих ценность человеческой жизни, уважение чести и достоинства личности
- Любовь к родной земле, её природе, просторам
- Уважение к соотечественникам, ощущение общности исторической судьбы с ними, готовность вместе разделить радости и печали
- Чувство гражданской ответственности каждого россиянина за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ
- Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире
- Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически более комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении
- Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем
- Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам
- Бережное отношение к природным богатствам страны, понимание роли России в сохранении и приумножении всемирного природного наследия, в решении современных экологических проблем
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА
- Уважение к государству и власти, к властным структурам, готовность к подчинению личных интересов интересам государства
- Стремление всеми силами поддерживать позитивный имидж страны в мире, в глазах соотечественников и иностранцев
- Готовность жить в родной стране и разделять с ней все горести и радости
- Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами
- Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности
- Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
- Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
- Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
- Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы
- Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
- Понимание уникальной роли и места России во всемирной истории, в современных мировых инновационных, информационных и интеграционных процессах, непреходящей ценности духовно-нравственного наследия российской культуры и цивилизации во всемирном культурном наследии
ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
- Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами (18)
- Любовь к родной земле, её природе, просторам (1)
- Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы (17)
- Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении (12)
- Понимание гражданской ответственности за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ (5)
- Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (3)
ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
- Любовь к родной земле, её природе, просторам (2)
- Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны (12)
- Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (6)
- Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам (8)
- Понимание гражданской ответственности за судьбу страны, за перспективы становления гражданского общества в РФ
- Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны (11)
МОЛОДЁЖЬ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
- Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности
- Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем
- Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
- Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
- Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
- Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
- Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, непрерывному образованию и самообразованию
- Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами
- Неприятие мигрантов, стремление отстаивать, прежде всего, интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
- Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
- Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
- Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА
- является не самым актуальным в условиях информационной революции и процессов становления глобального информационного сообщества XXI века, участия России в них как мировой державы;
- оказывается недостижимым для подавляющего большинства населения в повседневной жизни в силу экстремальности требований к обычному рядовому гражданину;
- снижает значимость «негероического», но ответственного поведения человека, добросовестно выполняющего десятки своих социальных ролей;
- приводит к отсутствию позитивного героя и позитивного патриотического примера «на каждый день», в самых разнообразных, а не только военных условиях жизни социума;
ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА
- содержит риск активизации деятельности организаций, направляющих патриотическую деятельность в русло экстремистского содержания и приоритета военизированных форм;
- далеко не всегда позитивно оценивается народами России, в исторической памяти которых военные сюжеты нередко ассоциируются с насильственными формами присоединения их территорий к России или с депортациями;
- способствует формированию менталитета, соответствующего жизни в осаждённой крепости, окружённой врагами, а в конечном итоге – к сознанию репрессивного типа, в основе которого лежит чувство страха и повышенной тревожности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
- «Делай, что должно, а там будь что будет!»
- (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.
- (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.