СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-Формирование математической грамотности у учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Формирование математической грамотности " может быть использована при выступлении на совещаниях учителей математики, так и для учителя.

Просмотр содержимого документа
«Презентация-Формирование математической грамотности у учащихся»

Формирование  математической грамотности на уроках математики  Выполнила: учитель математики  Лаврова Ирина Васильевна,  МБОУ «Поташкинская СОШ»

Формирование математической грамотности на уроках математики

Выполнила: учитель математики

Лаврова Ирина Васильевна,

МБОУ «Поташкинская СОШ»

  Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:   фундаментальные математические идеи:  «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения»; математическая компетентность:  Математическая компетентность определяется как сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:

  • фундаментальные математические идеи:

«изменение и зависимости»,

«пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения»;

  • математическая компетентность:

Математическая компетентность

определяется как сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, которые обеспечивают решение разных проблем,

нуждающихся в применении математики.

Математическая грамотность включает в себя математические компетентности,  которые можно формировать через специально  разработанную систему задач: 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления ;  2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;  3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики , построить модель решения».

Математическая грамотность включает в себя математические компетентности,

которые можно формировать через специально

разработанную систему задач:

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления ;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики , построить модель решения».

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности. Объясняю математические понятия с помощью предметных действий ... Играем в математические игры ... Решаем жизненные задания ... Подключаем родителей… Применяем информационные технологии…

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности —

одного из важнейших компонентов функциональной грамотности.

  • Объясняю математические понятия с помощью предметных действий ...
  • Играем в математические игры ...
  • Решаем жизненные задания ...
  • Подключаем родителей…
  • Применяем информационные технологии…
 Работа над формированием математической грамотности основана на следующих положениях :   Обучение математическому моделированию. Сочетание теоретических и практических знаний. Личная значимость приобретаемых знаний. Обогащение социального опыта. Межпредметная интеграция. Освоение метадеятельности.

Работа над формированием математической грамотности основана на следующих положениях :

  • Обучение математическому моделированию.
  • Сочетание теоретических и практических знаний.
  • Личная значимость приобретаемых знаний.
  • Обогащение социального опыта.
  • Межпредметная интеграция.
  • Освоение метадеятельности.
 Какие виды деятельности необходимы для успешного выполнения заданий   а ) решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; б) удерживать условия задания в процессе решения;  в) работать с информацией, представленной в различной форме (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы; г) описывать межпредметные связи, содержащиеся в условии задания д) осуществлять самоконтроль за выполнением условий в описании ситуации при нахождении решения и интерпретации полученного решения в рамках предложенной ситуации.

Какие виды деятельности необходимы для успешного выполнения заданий

а ) решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

б) удерживать условия задания в процессе решения;

в) работать с информацией, представленной в различной форме (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы;

г) описывать межпредметные связи, содержащиеся в условии задания

д) осуществлять самоконтроль за выполнением условий в описании ситуации при нахождении решения и интерпретации полученного решения в рамках предложенной ситуации.

Когнитивные процессы Для описания интеллектуальной деятельности при решении проблемы используются следующие ее составляющие: формулировать ситуацию математически -25% применять математические понятия, факты, процедуры -25% интерпретировать , использовать и оценивать математические результаты – 25% рассуждать -25%  Рассуждать над формулированием (Если Петя выше Кати, то Катя…) над решением (использовать правила, алгоритмы, обосновывать использование модели) над результатом (обьяснить разумность ответа)

Когнитивные процессы

Для описания интеллектуальной деятельности при решении проблемы используются следующие ее составляющие:

  • формулировать ситуацию математически -25%
  • применять математические понятия, факты, процедуры -25%
  • интерпретировать , использовать и оценивать математические результаты – 25%
  • рассуждать -25%

Рассуждать

  • над формулированием (Если Петя выше Кати, то Катя…)
  • над решением (использовать правила, алгоритмы, обосновывать использование модели)
  • над результатом (обьяснить разумность ответа)
Мои шаги по изучению ФГ Проходила курсы «Школа современного учителя математики» , 100 ч, где решала вариант задач по функциональной грамотности (ноябрь), поделилась вариантом с коллегами-учителями математики района; Была экспертом областных работ учащихся 5 класса в октябре 2021 года; Посмотрела вебинар по результатам проведения работы в 5 класса, создала презентацию задач по функциональной грамотности для учащихся по этому вебинару

Мои шаги по изучению ФГ

  • Проходила курсы «Школа современного учителя математики» , 100 ч, где решала вариант задач по функциональной грамотности (ноябрь), поделилась вариантом с коллегами-учителями математики района;
  • Была экспертом областных работ учащихся 5 класса в октябре 2021 года;
  • Посмотрела вебинар по результатам проведения работы в 5 класса, создала презентацию задач по функциональной грамотности для учащихся по этому вебинару

Моя работа по составлению варианта задач  Задания по формированию математической грамотности  5 класс Семья Петровых решила всем членам семьи приобрести лыжи: папе, маме, двум братьям-подросткам и дочке-воспитаннице детского сада. Комплект взрослых лыж стоит 3490 руб, подростковых - 2490, детских - 1013 руб. Хватит ли половины маминой зарплаты на покупку, если она получает 21 тыс. рублей?  Характеристика задания Содержательная область оценки: количество Компетентностная область оценки: рассуждать Контекст: личный Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста или текста и вычислений) Объект оценки: нахождение доли числа, письменное выполнение действий с многозначными числами Система оценивания код Содержание критерия 2б 1б 0

Моя работа по составлению варианта задач

Задания по формированию математической грамотности

5 класс

  • Семья Петровых решила всем членам семьи приобрести лыжи: папе, маме, двум братьям-подросткам и дочке-воспитаннице детского сада. Комплект взрослых лыж стоит 3490 руб, подростковых - 2490, детских - 1013 руб. Хватит ли половины маминой зарплаты на покупку, если она получает 21 тыс. рублей?

Характеристика задания

  • Содержательная область оценки: количество
  • Компетентностная область оценки: рассуждать
  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста или текста и вычислений)
  • Объект оценки: нахождение доли числа, письменное выполнение действий с многозначными числами

Система оценивания

код

Содержание критерия

0

При составлении каждой задачи учитываем

При составлении каждой задачи учитываем

Как мы готовимся к ВПР На уроке разбираем 1 задание ВПР(например №10) – в группах; На уроке или на игз разбираем 2 задания ФГ, затем 1-2 задания решают в группах или самостоятельно Даю домой карточку из 5-6 заданий; РЭШ ФГ математика; Вариант ВПР даю д.з. (раз в месяц - с октября по февраль;  раз в неделю- март и на каникулы )   54: 300 ∙1000 = 0,18 ∙ 1000 = 180 Ответ: 164

Как мы готовимся к ВПР

  • На уроке разбираем 1 задание ВПР(например №10) – в группах;
  • На уроке или на игз разбираем 2 задания ФГ, затем 1-2 задания решают в группах или самостоятельно
  • Даю домой карточку из 5-6 заданий;
  • РЭШ ФГ математика;
  • Вариант ВПР даю д.з. (раз в месяц - с октября по февраль;
  • раз в неделю- март и на каникулы )

54: 300 ∙1000 = 0,18 ∙ 1000 = 180

Ответ: 164

Сайт просвещения Попробовать бесплатно, 7-9 классы https:// media.prosv.ru

Сайт просвещения

Попробовать бесплатно, 7-9 классы

https:// media.prosv.ru

Сайты 3GQQWAA  158299  Закиров Артем 3GQQWAA  720571  Максимов Егор 3GQQWAA  622530  Михалин Иван 3GQQWAA  144827  Петухов Виталий 3GQQWAA  205054  Хорунжая Ульяна 3GQQWAA  735452  Стахеева Полина 3GQQWAA  278737  Власов Андрей 3GQQWAA  916486  Тупицина Катя 3GQQWAA  446587  Вшивков Сергей 3GQQWAA  611978  Хохлов Денис https:// fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Сайты

3GQQWAA 158299 Закиров Артем

3GQQWAA 720571 Максимов Егор

3GQQWAA 622530 Михалин Иван

3GQQWAA 144827 Петухов Виталий

3GQQWAA 205054 Хорунжая Ульяна

3GQQWAA 735452 Стахеева Полина

3GQQWAA 278737 Власов Андрей

3GQQWAA 916486 Тупицина Катя

3GQQWAA 446587 Вшивков Сергей

3GQQWAA 611978 Хохлов Денис

https:// fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events

Результат учащихся 6 класса работы в РЭШ по функциональной диагностике Участник Сумма баллов Работа 1 1 Работа 2 Максимальный балл Процент выполнения 0 6 Работа 3 Уровень сформированности ФГ 3 Работа 4 16,67 4 0,00 3 1   Работа 5 6 3 Работа 6 1   4 2 50,00 1 0 75,00 3 4   0 75,00 1   6 4 0 0 0 1 16,67   1 0   1 1 1   1 0 1 0 1   1 0   0

Результат учащихся 6 класса работы в РЭШ по функциональной диагностике

Участник

Сумма баллов

Работа 1

1

Работа 2

Максимальный балл

Процент выполнения

0

6

Работа 3

Уровень сформированности ФГ

3

Работа 4

16,67

4

0,00

3

1

 

Работа 5

6

3

Работа 6

1

 

4

2

50,00

1

0

75,00

3

4

 

0

75,00

1

 

6

4

0

0

0

1

16,67

 

1

0

 

1

1

1

 

1

0

1

0

1

 

1

0

 

0

Яндекс.Учебник   https:// education.yandex.ru/lab/classes/613730/library/mathematics

Яндекс.Учебник

https:// education.yandex.ru/lab/classes/613730/library/mathematics

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy /

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy /

Книги по ФГ по математике

Книги по ФГ по математике

Устный счет

Устный счет

Для перевозки 930 т щебня используют вагоны, в каждый из которых загружают не более 70 т. Какое наименьшее количество вагонов потребуется? 930 : 70 = 13 (ост. 20) 70 ∙ 13 = 910 , осталось 20т, в 14 вагон(неполный) Ответ: 14 190: 35 = 5 (ост. 15) 35∙ 5 = 175 35∙ 6 =210 Ответ: 5
  • Для перевозки 930 т щебня используют вагоны, в каждый из которых загружают не более 70 т. Какое наименьшее количество вагонов потребуется?

930 : 70 = 13 (ост. 20)

70 ∙ 13 = 910 , осталось 20т, в 14 вагон(неполный)

Ответ: 14

190: 35 = 5 (ост. 15)

35∙ 5 = 175 35∙ 6 =210

Ответ: 5

Задача ВПР, проведенного в октябре

Задача ВПР, проведенного в октябре

Задача с РЭШ по ФГ для 5 класса Балл 2 Содержание критерия 1 Отмечены два вида линолеума - «Классик» и «Ультра» - и никакие другие. Отмечены следующие ответы: Ультра, ИЛИ Классик, ИЛИ Ультра и один неверный ответ, ИЛИ Классик и один неверный ответ, ИЛИ Ультра, Классик и один неверный ответ. 0 Другой ответ или ответ отсутствует.

Задача с РЭШ по ФГ для 5 класса

Балл

2

Содержание критерия

1

Отмечены два вида линолеума - «Классик» и «Ультра» - и никакие другие.

Отмечены следующие ответы: Ультра, ИЛИ Классик, ИЛИ Ультра и один неверный ответ, ИЛИ Классик и один неверный ответ, ИЛИ Ультра, Классик и один неверный ответ.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Математическая +читательская грамотность

Математическая +читательская грамотность

Недостатки в овладении метапредметными умениями работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения; работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа) отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию, привлекать информацию, использовать личный опыт задавать самостоятельно точность с учетом заданных условий находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок моделировать ситуацию

Недостатки в овладении метапредметными умениями

  • работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
  • работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
  • отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию, привлекать информацию, использовать личный опыт
  • задавать самостоятельно точность с учетом заданных условий
  • находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации
  • размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок
  • моделировать ситуацию

Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

  Дополнительные материалы для изучения по теме: математическую грамотность   1) Материалы по математической грамотности (сайт Центра качества образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования») http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html 2 ) Статья Рословой Л.О. https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti/viewer 3 ) О международном исследовании PISA-2021 https://v-2021.org/issledovanie-pisa 4 ) О международном исследовании PISA-2022 https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa /

Дополнительные материалы для изучения по теме: математическую грамотность

1) Материалы по математической грамотности (сайт Центра качества образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования»)

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

2 ) Статья Рословой Л.О.

https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti/viewer

3 ) О международном исследовании PISA-2021

https://v-2021.org/issledovanie-pisa

4 ) О международном исследовании PISA-2022

https://2022g.ru/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa /

Приглашаю всех в путешествие по стране Великой математики.  Спасибо за внимание!

Приглашаю всех в путешествие по стране Великой математики. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!