СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование математической грамотности учащихся 8-9 классов"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены задания по формированию математической грамотности у учащихся 8-9 классов. В разработке также указаны источники , откуда можно брать задания по формированию математической грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование математической грамотности учащихся 8-9 классов"»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы делать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».  ЭлбертХаббарт  Формирование математической грамотности учащихся 8, 9 классов.   Подготовила : учитель математики МБОУ «Цветочненская СШ им. К.С.Трубенко» Охрименко Н.В.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы делать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».

ЭлбертХаббарт

Формирование математической грамотности учащихся 8, 9 классов.

Подготовила : учитель математики

МБОУ «Цветочненская СШ им. К.С.Трубенко»

Охрименко Н.В.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.  В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Математическая грамотность

Математическая грамотность

Без читательской грамотности невозможно формировать математическую грамотность Учащемуся необходимо уметь:

Без читательской грамотности невозможно формировать математическую грамотность

  • Учащемуся необходимо уметь:
Критерии заданий для формирования математической грамотности

Критерии заданий для формирования математической грамотности

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

Задачи по формированию математической грамотности 8 класс  Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

Задачи по формированию математической грамотности 8 класс Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

№ 2

№ 2

ВПР 7 класс Задание № 10( Оценка вычислений при решении практических задач) https://math7-vpr.sdamgia.ru/

  • 1) Александр работает в службе доставки интернет-магазина. Для упаковки коробок используется скотч. Он упаковал 400 больших коробок и израсходовал два рулона скотча полностью, а от третьего осталось ровно две пятых, при этом на каждую коробку расходовалось по 65 см скотча. Ему нужно заклеить скотчем 560 одинаковых коробок, на каждую нужно по 55 см скотча. Хватит ли трёх целых таких рулонов скотча? Запишите решение и ответ.
  • 2 ) При варке разные крупы увеличиваются в объёме по-разному. Очень сильно разваривается овсяная крупа. В меньшей степени — гречневая крупа и рис. Например, из одного литра (900 г) рисовой крупы получается 3 кг варёного рассыпчатого риса. Опытный повар знает, сколько воды требуется на определённый объём крупы, и никогда не ошибётся. Но всё равно на кухне каждой столовой есть таблица, где указано, как сильно разваривается каждый вид крупы
  • В студенческой столовой готовят котлеты, а на гарнир — рис. В каждой порции 150 г варёного риса. Хватит ли 8 кг крупы для того, чтобы приготовить 200 порций риса?
  ВПР 8 класс Задание № 15(прикладная геометрия)  https://math8-vpr.sdamgia.ru / 1) Велосипед приводится в движение с помощью двух звёздочек и цепи, натянутой между ними (см. рис.). Велосипедист вращает педали, которые закреплены на передней звёздочке, далее усилие с помощью цепи передаётся на заднюю звёздочку, которая вращает заднее колесо. На передней звёздочке велосипеда 42 зубца, на задней — 14. Диаметр заднего колеса равен 65 см. Какое расстояние проедет велосипед за один полный оборот педалей? При расчёте округлите π до 3,14. Результат округлите до десятых долей метра. Запишите решение и ответ. 2)У стекольщика есть квадратное стекло. Сторона квадрата равна 40 см. Нужно вырезать из этого стекла восьмиугольник, у которого все стороны равны и все углы равны. Для этого нужно наметить линии и по этим линиям отрезать от квадрата четыре одинаковых прямоугольных треугольника по углам (см. рис.). Найдите приближённо длину катета одного такого треугольника в миллиметрах, считая, что   равен 1,41.

 

ВПР 8 класс Задание № 15(прикладная геометрия) https://math8-vpr.sdamgia.ru /

  • 1) Велосипед приводится в движение с помощью двух звёздочек и цепи, натянутой между ними (см. рис.). Велосипедист вращает педали, которые закреплены на передней звёздочке, далее усилие с помощью цепи передаётся на заднюю звёздочку, которая вращает заднее колесо. На передней звёздочке велосипеда 42 зубца, на задней — 14. Диаметр заднего колеса равен 65 см. Какое расстояние проедет велосипед за один полный оборот педалей? При расчёте округлите π до 3,14. Результат округлите до десятых долей метра. Запишите решение и
  • ответ.
  • 2)У стекольщика есть квадратное стекло. Сторона квадрата равна 40 см. Нужно вырезать из этого стекла восьмиугольник, у которого все стороны равны и все углы равны. Для этого нужно наметить линии и по этим линиям отрезать от квадрата четыре одинаковых прямоугольных треугольника по углам (см. рис.). Найдите приближённо длину катета одного такого треугольника в миллиметрах, считая, что   равен 1,41.
 Приемы решения практико- ориентированных задач на ОГЭ 1.Планировка квартиры. 2.Листы бумаги. 3.Маркировка шин. 4.Печь для бани. 5.План местности. 6. Тарифы. 7.Участок. 8. Теплицы. 9. Зонты.

Приемы решения практико- ориентированных задач на ОГЭ

1.Планировка квартиры.

2.Листы бумаги.

3.Маркировка шин.

4.Печь для бани.

5.План местности.

6. Тарифы.

7.Участок.

8. Теплицы.

9. Зонты.

Что нужно уметь:  • Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий. • Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа. • Уметь переводить единицы измерения. • Уметь округлять числа. • Уметь находить число от процента и проценты от числа. • Уметь находить часть от числа и число по его части. • Применять основное свойство пропорции. • Уметь решать уравнения, неравенства. • Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках. • Анализировать и пользоваться информацией из таблиц. • Анализировать и пользоваться заданными графиками.

Что нужно уметь:

 • Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.

• Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.

• Уметь переводить единицы измерения.

• Уметь округлять числа.

• Уметь находить число от процента и проценты от числа.

• Уметь находить часть от числа и число по его части.

• Применять основное свойство пропорции.

• Уметь решать уравнения, неравенства.

• Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.

• Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.

• Анализировать и пользоваться заданными графиками.

Что нужно знать:   Формулы геометрии:   Периметр прямоугольника: Р=2(а +b) Периметр квадрата: Р =4а Длину окружности: С= 2ПR Объем параллелепипеда: V= abc Площади фигур: Площадь прямоугольника: S = ab Площадь квадрата: S = а ² Площадь круга: S = ПR ² теорему Пифагора: c ² = a ² + b ² Формулы синуса, косинуса, тангенса

Что нужно знать:

 

Формулы геометрии:

 

Периметр прямоугольника: Р=2(а +b)

Периметр квадрата: Р =4а

Длину окружности: С= 2ПR

Объем параллелепипеда: V= abc

Площади фигур:

Площадь прямоугольника: S = ab

Площадь квадрата: S = а ²

Площадь круга: S = ПR ²

теорему Пифагора: c ² = a ² + b ²

Формулы синуса, косинуса, тангенса

Наличие объемного текста негативно сказывается на выполнении математической задачи.

Это объясняется тем, что математические тексты имеют свои специфики:

1. Математические тексты написаны с помощью специальной символики. Для этих текстов характерна абстрактность освещаемых вопросов, лаконичность изложения, логическое построение, использование символов, формул и выражений, наличие чертежей, графиков, позволяющих перевести абстрактные понятия на язык образов и помочь читателю вскрыть существенные связи между рассматриваемыми объектами.

2. В тексте учебника встречаются ссылки на уже известный материал, и, если ученик с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно.

3. Математические тексты кратко изложены, что влечет необходимость интенсивной мыслительной деятельности при его чтении. Строгое логическое построение текста, доказательность рассуждений, определенная последовательность утверждений, наличие логических связок — все это требует напряжение мысли, сосредоточения. В 2019 – 2020 году в ОГЭ была включена практико-ориентированная задача, что повлекло большие затраты времени при подготовке к ОГЭ на решение данного типа задач, которых в начале года еще было мало. В 2021 году появилась новая задача про зонт

Задача про зонт Два друга Максим и Влад задумались о том, как рассчитать площадь поверхности зонта. На первый взгляд зонт кажется круглым, а его купол напоминает часть сферы (сферический сегмент). Но если присмотреться, то видно, что купол зонта состоит из десяти отдельных клиньев, натянутых на каркас из десяти спиц (рис.1) Сферическая форма в раскрытом состоянии достигается за счёт гибкости спиц и эластичности ткани, из которой изготовлен зонт. Максим и Влад сумели измерить расстояние между концами соседних спиц. Оно оказалось равно 32 см. Высота купола зонта h (рис. 2) оказалась равна 25 см, а расстояние d между концами спиц, образующих дугу окружности, проходящей через вершину зонта, – ровно 110 см.

Задача про зонт

  • Два друга Максим и Влад задумались о том, как рассчитать площадь поверхности зонта. На первый взгляд зонт кажется круглым, а его купол напоминает часть сферы (сферический сегмент). Но если присмотреться, то видно, что купол зонта состоит из десяти отдельных клиньев, натянутых на каркас из десяти спиц (рис.1)
  • Сферическая форма в раскрытом состоянии достигается за счёт гибкости спиц и эластичности ткани, из которой изготовлен зонт. Максим и Влад сумели измерить расстояние между концами соседних спиц. Оно оказалось равно 32 см. Высота купола зонта h (рис. 2) оказалась равна 25 см, а расстояние d между концами спиц, образующих дугу окружности, проходящей через вершину зонта, – ровно 110 см.
Задача с теплицей. Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной NP = 5,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,8 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB . Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно. 1) Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см? 2) Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Результат округлите до десятых. 3) Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах. 4) Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых. 5) Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до десятых.

Задача с теплицей.

Алексей Юрьевич решил построить на дачном участке теплицу длиной

NP = 5,5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса

теплицы Алексей Юрьевич заказывает металлические дуги в форме

полуокружностей длиной 5,8 м каждая и плёнку для обтяжки. В передней

стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB .

Точки A и B — середины отрезков MO и ON соответственно.

1) Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?

2) Найдите примерную ширину MN теплицы в метрах. Число π возьмите

равным 3,14. Результат округлите до десятых.

3) Найдите примерную площадь участка внутри теплицы в квадратных метрах.

4) Сколько квадратных метров плёнки нужно купить для теплицы с учётом

передней и задней стенок, включая дверь? Для крепежа плёнку нужно покупать с запасом 10 %. Число π возьмите равным 3,14. Ответ округлите до целых.

5) Найдите примерную высоту входа в теплицу в метрах. Число π возьмите

равным 3,14. Ответ округлите до десятых.

Задача про печь

Задача про печь

Задача про квартиру

Задача про квартиру

Задача про листы бумаги

Задача про листы бумаги

План местности

План местности

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost

Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину; В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.   «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»    

Математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

 

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!