На уровне умений и действий финансовая грамотность школьника формируется через работу с информацией, оценку проблем и применение знаний. А где применять знания о банковской системе и особенностях страхования ребенку, который пока не вполне включен в экономическую сферу? Конечно, в решении задач! Важно, чтобы они были основаны на жизненных ситуациях, при этом были актуальны и адекватны для каждого возраста. Задачи на отвлеченные темы и с нереальными цифрами будут скорее мешать, чем помогать.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в основной школе»
Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания
Волкова Татьяна Вадимовна,
учитель обществознания
Финансовое образование
определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как
процесс , в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и (или) объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие,
чтобы понимать финансовые риски и иметь возможность делать информированный выбор,
узнать о том, куда обращаться за помощью,
а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов.
Цели изучения элементов «Финансовой грамотности» на уроках обществознания
- формирование активной жизненной позиции,
- развитие экономического образа мышления,
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- семья и финансовый бизнес;
- собственный бизнес;
- банки и банковские услуги,
- финансовые риски
формирование понятийного аппарата
Б - богатство
И - инициатива
З – знания
Н - находчивость
Е – единство
С- собственность
Формирование понятийного аппарата
Пример:
Тема «Предпринимательская деятельность»
Предпринимательская деятельность
Инициативная, рискованная.
Вкладывать, производить, отвечать.
Получение прибыли - ее цель.
«Кто не рискует, тот не пьет шампанское».
Интерактивное обучение
- « Если человек очень экономный и умеет просчитывать свои расходы, это просто означает то, что это человек умен и знает цену своим деньгам. Важно не только суметь «сделать», заработать необходимое для нормальной жизни количество денег, но еще и потратить деньги с умом. Как сэкономить, заработать больше, не отказывать себе при этом в важных и приятных для жизни вещах – данным вопросом задаются и подростки, и взрослые люди. Подростки часто не задумываются о цене денег, готовы купить понравившуюся им вещь, не задумываясь о финансовых последствиях.
- Именно поэтому важно на практике дать понять самим учащимся, что для того, чтобы тратить деньги «с умом», учащимся важно понять основы экономии» .
Задание : Подберите поговорки и афоризмы о бережном расходовании денег. Не потеряли ли они своей актуальности сегодня? Чему нас учит народная мудрость в отношении денег?
Пословицы и поговорки о
рациональном расходовании денег
Афоризмы известных людей о
1. Не доходом разживаются, а расходом
бережливости
2.
1.
2.
3.
4.
3.
4.
5.
5.
Задача
Условия задачи
Решение
1. Семья Р. из трех человек планирует поехать из Москвы в Санкт- Петербург.
Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1120 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 37 рублей за
1.
литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
2.
3.
4.
Изучите диаграмму «Доходы и расходы семьи»
Расходы семьи
Доходы семьи
Учебные ситуации
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению)
Ресурсы Интернет
- «Дружи с финансами» ( http://вашифинансы.рф/ )
Ресурсы Интернет
- сайт https://fincult.info (Центральный банк РФ)
Рекомендации педагогам
- Не поддавайтесь влиянию стереотипов
- Не умаляйте силу личного примера
- Не ограничивайтесь материалом учебника
- Решайте как можно больше контекстных задач
- Говорите о финансах не только на уроках экономики
- Взаимодействуйте с учителями математики
- Тщательно выбирайте УМК
Благодарю за внимание