СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уровне умений и действий финансовая грамотность школьника формируется через работу с информацией, оценку проблем и применение знаний. А где применять знания о банковской системе и особенностях страхования ребенку, который пока не вполне включен в экономическую сферу? Конечно, в решении задач! Важно, чтобы они были основаны на жизненных ситуациях, при этом были актуальны и адекватны для каждого возраста. Задачи на отвлеченные темы и с нереальными цифрами будут скорее мешать, чем помогать. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в основной школе»

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания   Волкова Татьяна Вадимовна, учитель обществознания

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания

Волкова Татьяна Вадимовна,

учитель обществознания

Финансовое образование определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как процесс , в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и (или) объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие, чтобы понимать финансовые риски и иметь возможность делать информированный выбор, узнать о том, куда обращаться за помощью, а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов.

Финансовое образование

определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как

процесс , в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и (или) объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие,

чтобы понимать финансовые риски и иметь возможность делать информированный выбор,

узнать о том, куда обращаться за помощью,

а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов.

Цели изучения элементов «Финансовой грамотности» на уроках обществознания формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цели изучения элементов «Финансовой грамотности» на уроках обществознания

  • формирование активной жизненной позиции,
  • развитие экономического образа мышления,
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
  • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет; экономические отношения семьи и государства; семья и финансовый бизнес; собственный бизнес; банки и банковские услуги, финансовые риски

Основные содержательные линии

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства;
  • семья и финансовый бизнес;
  • собственный бизнес;
  • банки и банковские услуги,
  • финансовые риски
формирование понятийного аппарата «Ромашка» Аббревиатуры Б - богатство И - инициатива З – знания Н - находчивость Е – единство С- собственность

формирование понятийного аппарата

  • «Ромашка»
  • Аббревиатуры

Б - богатство

И - инициатива

З – знания

Н - находчивость

Е – единство

С- собственность

Формирование понятийного аппарата Кластер Синквейн Пример: Тема «Предпринимательская деятельность» Предпринимательская деятельность Инициативная, рискованная. Вкладывать, производить, отвечать. Получение прибыли - ее цель. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское».

Формирование понятийного аппарата

  • Кластер
  • Синквейн

Пример:

Тема «Предпринимательская деятельность»

Предпринимательская деятельность

Инициативная, рискованная.

Вкладывать, производить, отвечать.

Получение прибыли - ее цель.

«Кто не рискует, тот не пьет шампанское».

Интерактивное обучение « Если человек очень экономный и умеет просчитывать свои расходы, это просто означает то, что это человек умен и знает цену своим деньгам. Важно не только суметь «сделать», заработать необходимое для нормальной жизни количество денег, но еще и потратить деньги с умом. Как сэкономить, заработать больше, не отказывать себе при этом в важных и приятных для жизни вещах – данным вопросом задаются и подростки, и взрослые люди. Подростки часто не задумываются о цене денег, готовы купить понравившуюся им вещь, не  задумываясь о финансовых последствиях. Именно поэтому важно на практике дать понять самим учащимся, что для того, чтобы тратить деньги «с умом», учащимся важно понять основы экономии» .

Интерактивное обучение

  • « Если человек очень экономный и умеет просчитывать свои расходы, это просто означает то, что это человек умен и знает цену своим деньгам. Важно не только суметь «сделать», заработать необходимое для нормальной жизни количество денег, но еще и потратить деньги с умом. Как сэкономить, заработать больше, не отказывать себе при этом в важных и приятных для жизни вещах – данным вопросом задаются и подростки, и взрослые люди. Подростки часто не задумываются о цене денег, готовы купить понравившуюся им вещь, не задумываясь о финансовых последствиях.
  • Именно поэтому важно на практике дать понять самим учащимся, что для того, чтобы тратить деньги «с умом», учащимся важно понять основы экономии» .
Задание : Подберите поговорки и афоризмы о бережном расходовании денег. Не потеряли ли они своей актуальности сегодня? Чему нас учит народная мудрость в отношении денег? Пословицы  и  поговорки  о рациональном  расходовании  денег Афоризмы  известных  людей  о  1.  Не  доходом  разживаются,  а  расходом бережливости  2.  1.  2.  3.  4.  3.  4.  5.  5.

Задание : Подберите поговорки и афоризмы о бережном расходовании денег. Не потеряли ли они своей актуальности сегодня? Чему нас учит народная мудрость в отношении денег?

Пословицы и поговорки о

рациональном расходовании денег

Афоризмы известных людей о

1. Не доходом разживаются, а расходом

бережливости

2.

1.

2.

3.

4.

3.

4.

5.

5.

Задача Условия  задачи Решение 1.  Семья  Р.  из  трех  человек  планирует поехать из Москвы в Санкт-  Петербург.  Можно  ехать  поездом,  а  можно — на своей машине. Билет на  поезд на одного  человека  стоит  1120  рублей.  Автомобиль  расходует  9  литров  бензина  на  100  километров  пути, расстояние по шоссе равно 700  км,  а  цена  бензина  равна  37  рублей  за 1. литр.  Сколько  рублей  придется заплатить за наиболее дешевую  поездку  на  троих? 2. 3. 4.

Задача

Условия задачи

Решение

1. Семья Р. из трех человек планирует поехать из Москвы в Санкт- Петербург.

Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1120 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 37 рублей за

1.

литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

2.

3.

4.

Изучите диаграмму «Доходы и расходы семьи» Расходы  семьи Доходы  семьи

Изучите диаграмму «Доходы и расходы семьи»

Расходы семьи

Доходы семьи

Учебные ситуации ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению)

Учебные ситуации

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению)
Ресурсы Интернет «Дружи с финансами» ( http://вашифинансы.рф/ )

Ресурсы Интернет

  • «Дружи с финансами» ( http://вашифинансы.рф/ )
Ресурсы Интернет сайт https://fincult.info (Центральный банк РФ)

Ресурсы Интернет

  • сайт https://fincult.info (Центральный банк РФ)
Рекомендации педагогам Не поддавайтесь влиянию стереотипов Не умаляйте силу личного примера Не ограничивайтесь материалом учебника Решайте как можно больше контекстных задач Говорите о финансах не только на уроках экономики Взаимодействуйте с учителями математики Тщательно выбирайте УМК

Рекомендации педагогам

  • Не поддавайтесь влиянию стереотипов
  • Не умаляйте силу личного примера
  • Не ограничивайтесь материалом учебника
  • Решайте как можно больше контекстных задач
  • Говорите о финансах не только на уроках экономики
  • Взаимодействуйте с учителями математики
  • Тщательно выбирайте УМК
Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!