СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Древесный роман Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассказывает о деревьях, наиболее часто упоминаемых известным русским поэтом в своих произведениях. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Древесный роман Сергея Есенина"»

Сергей Есенин  «Древесный роман»

Сергей Есенин «Древесный роман»

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя теменем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень – добродетель», - писал Есенин в своем этико-философском трактате «Ключи Марии».

«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя теменем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень – добродетель», - писал Есенин в своем этико-философском трактате «Ключи Марии».

Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает древесный роман, герои которого – клён, березы и ивы.

Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает древесный роман, герои которого – клён, березы и ивы.

Берёза – национальный поэтический символ России Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах берёза служила майским деревом, символом весны.  Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. («Троицыно утро….», 1914 г.)

Берёза – национальный поэтический символ России

Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах берёза служила майским деревом, символом весны.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

(«Троицыно утро….», 1914 г.)

ель Представляет собой часть угрюмого сурового пейзажа, вокруг царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации ели с вечным покоем, глубоким сном, над которыми не властно время, круговорот природы. Кружевами лес украшен, Ели словно купина. По лощинам черных пашен – Пряжа выснежного льна. («Микола», 1913-1914г.)

ель

Представляет собой часть угрюмого сурового пейзажа, вокруг царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации ели с вечным покоем, глубоким сном, над которыми не властно время, круговорот природы.

Кружевами лес украшен,

Ели словно купина.

По лощинам черных пашен –

Пряжа выснежного льна.

(«Микола», 1913-1914г.)

Клён В лирике Есенина клён предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями периодами жизни. От того, что тот старый клён  Головой на меня похож.  («Я покинул родимый дом…», 1918г.) Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клён… («Сукин сын», 1924г.)

Клён

В лирике Есенина клён предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями периодами жизни.

От того, что тот старый клён Головой на меня похож. («Я покинул родимый дом…», 1918г.)

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клён…

(«Сукин сын», 1924г.)

ива В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и любой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.  В поэзии Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, разлукой.  Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. («Нощь и поле, и крик петухов…, 1917г.)

ива

В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и любой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.

В поэзии Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, разлукой.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

(«Нощь и поле, и крик петухов…, 1917г.)

Липа Символ исторической памяти народа. Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. («Этой грусти теперь не рассыпать», 1924г.) Плачет и смеется песня лиховая.  Где ты, моя липа? Липа вековая? («Над окошком месяц…», 1925г.)

Липа

Символ исторической памяти народа.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

(«Этой грусти теперь не рассыпать», 1924г.)

Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая?

(«Над окошком месяц…», 1925г.)

тополь Стройность устремленность ввысь – отличительная черта тополя. Тополя растут вдоль дорог и поэтому они часто ассоциируются с босоногими странниками. Без шапки, с лыковой котомкой,  Стирая пот свой, как елей,  Бреду дубравною сторонкой  Под тихий шелест тополей. («Без шапки, с лыковой котомкой…, 1916г.)

тополь

Стройность устремленность ввысь – отличительная черта тополя.

Тополя растут вдоль дорог и поэтому они часто ассоциируются с босоногими странниками.

Без шапки, с лыковой котомкой, Стирая пот свой, как елей, Бреду дубравною сторонкой Под тихий шелест тополей.

(«Без шапки, с лыковой котомкой…, 1916г.)

рябина Ягоды рябины поспевают осенью, и на них лежит отблеск какого-то холода, увядания. Отсюда есенинский образ рябины — огня, который не жжёт. В саду горит костёр рябины красной,  Но никого не может он согреть.  Не обгорят рябиновые кисти,  От желтизны не пропадёт трава. («Отговорила роща золотая...», 1924г.)

рябина

Ягоды рябины поспевают осенью, и на них лежит отблеск какого-то холода, увядания. Отсюда есенинский образ рябины — огня, который не жжёт.

В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава.

(«Отговорила роща золотая...», 1924г.)

яблоня Символ мимолетности счастья, юности. Яблоня – в народной поэзии символ молодости. Дым – символ зыбкости призрачности. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. («Не жалею, не зову, не плачу…», 1921г.)

яблоня

Символ мимолетности счастья, юности.

Яблоня – в народной поэзии символ молодости. Дым – символ зыбкости призрачности.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921г.)

калина Символ горькой любви. … Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом. («Сукин сын», 1924г.)

калина

Символ горькой любви.

Но о чем-то подолгу мечтала

У калины за желтым прудом.

(«Сукин сын», 1924г.)

Дуб Олицетворение высшей степени твердости, мужества, силы, величия. В поэзии Есенина это символическое дерево означает семью. Задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листья валятся. («Богатырский посвист»,1914г.)  Под Маврикийским дубом Сидит мой рыжий дед… («Октоих», 1917г.)

Дуб

Олицетворение высшей степени твердости, мужества, силы, величия.

В поэзии Есенина это символическое дерево означает семью.

Задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

(«Богатырский посвист»,1914г.)

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

(«Октоих», 1917г.)

Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: Он не просто веровал в существование узловой завязи с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы. К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? («Я иду долиной. На затылке кепи…», 1925г.)

Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную. Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: Он не просто веровал в существование узловой завязи с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу –

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

(«Я иду долиной. На затылке кепи…», 1925г.)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!