СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация доклада "Личностно – ориентированное развивающее обучение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно – ориентированное развивающее обучение

Просмотр содержимого документа
«Презентация доклада "Личностно – ориентированное развивающее обучение"»

Личностно – ориентированное развивающее обучение   И.С. Якиманская

Личностно – ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. 
  • В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. 
1.Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъективного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

1.Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения

  • Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъективного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
При проектировании образовательного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
  • При проектировании образовательного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения.
  • Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
2.Модели личностно-ориентированного обучения Существующие модели можно разделить на три группы: 1.Социально-педагогическая 2.Предметно-дидактическая 3.Психологическая 

2.Модели личностно-ориентированного обучения

  • Существующие модели можно разделить на три группы:
  • 1.Социально-педагогическая
  • 2.Предметно-дидактическая
  • 3.Психологическая 
 3. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.  Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

3. Принципы построения личностно ориентированной системы обучения

  • Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. 
  • Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения;  определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения; 
  • определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;
  • определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Что нужно, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?  1 Принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. 2 Выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.

Что нужно, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе? 

  • 1 Принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
  • 2 Выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.
4.Технология личностно-ориентированного обучения Основной принцип разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.  Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование.

4.Технология личностно-ориентированного обучения Основной принцип разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. 

  • Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса: учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;  изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; 
  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;  необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; 
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс- формаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства). 
  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс- формаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства). 
Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Заключение

  • Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
  • Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!