СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока литературы в 10 классе.Характеристика литературы 2 половины 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает разобраться в основных направлениях  и событиях  2 половины 19 века

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературы в 10 классе.Характеристика литературы 2 половины 19 века»

Литературный процесс второй половины XIX века.  Общая характеристика.

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.

 абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

  • абсолютное падение производства
  • недогрузка производственных мощностей
  • рост безработицы
  • нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Партии Консерваторы Революционеры Демократы Либералы Почвенники Западники Толстовцы Славянофилы Народники

Партии

Консерваторы

Революционеры

Демократы

Либералы

Почвенники

Западники

Толстовцы

Славянофилы

Народники

Словарная работа Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

Словарная работа

  • Консерватор (реакционер)человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового
  • Либералчеловек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ
  • Революционерчеловек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

Основные общественные группы

Консерваторы

Либералы

Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки.

Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество

Революционные демократы

Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу.

Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов

М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.

Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция

Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев)

И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др.

Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

 

ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ

Боткин Анненский Белинский Герцен Грановский Тургенев

Боткин

Анненский

Белинский

Герцен

Грановский

Тургенев

Органы печати западников

Органы печати западников

СЛАВЯНОФИЛЫ

СЛАВЯНОФИЛЫ

Иван Киреевский А. С. Хомяков Пётр Киреевский К. С. Аксаков

Иван Киреевский

А. С. Хомяков

Пётр Киреевский

К. С. Аксаков

Органы печати славянофилов

Органы печати славянофилов

Критики славянофилских журналов А. Н. Островский Аполлон Григорьев Погодин

Критики славянофилских журналов

А. Н. Островский

Аполлон Григорьев

Погодин

ПОЧВЕННИКИ С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России.  Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»

ПОЧВЕННИКИ

С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России.

Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов

ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»

ТОЛСТОВЦЫ

ТОЛСТОВЦЫ

НАРОДНИКИ

НАРОДНИКИ

70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

70-е годы характеризуются деятельностью народников

Бакунин

Лавров

Ткачёв

«Земля и воля»

«Народная воля»

Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

Религиозно-философская мысль

Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России:

  • Община
  • Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат)
  • Земледельческая страна

Николай Фёдорович Фёдоров

Революционеры-демократы

Революционеры-демократы

Литературно-художественные направления Реализм  направление, стремящееся к изображению  действительности. - точное, беспристрастное научное  воссоздание действительности. Натурализм - воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она  производит на человека. Импрессионизм - все видимое и сущее тайными знаками и  шифрами вечных идей, которые человек  может постигать интуитивно с помощью  искусства. Символизм

Литературно-художественные направления

Реализм

  • направление, стремящееся к изображению

действительности.

- точное, беспристрастное научное

воссоздание действительности.

Натурализм

- воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она

производит на человека.

Импрессионизм

- все видимое и сущее тайными знаками и

шифрами вечных идей, которые человек

может постигать интуитивно с помощью

искусства.

Символизм

Черты реализма * объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; * воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах); * преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Черты реализма

* объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

* воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах);

* преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

 Ведущие жанры:  Вторая половина XIX века РОМАН  Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка.  Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров    И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский    Л.Н.Толстой

Ведущие жанры:

Вторая половина XIX века РОМАН

Художественные достоинства русского романа:

  • глубокий психологизм;
  • гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
  • высокий уровень литературного языка.

Ведущие мастера жанра:

И.А.Гончаров И.С.Тургенев

Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

 Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ  Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.  Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко    В.М.Гаршин А.П.Чехов

Ведущие жанры:

Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ

Причины возникновения малых жанров:

  • Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
  • Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.

Ведущие мастера жанра:

В.Г.Короленко В.М.Гаршин

А.П.Чехов

 Жанры и направления драматургии.  Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой - водевили –  В.А.Крылов - психологическая драма - народная комедия   - А.Н.Островский - стихотворная драма  Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов

Жанры и направления драматургии.

Вторая половина 19 века:

- сатирическая комедияА.В.Сухово-Кобылин

- историческая драмаЛ.А.Мей, А.К.Толстой

- водевили – В.А.Крылов

- психологическая драма

- народная комедия - А.Н.Островский

- стихотворная драма

Конец 19 века:

- «новая драма» - А.П.Чехов

 Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское»    «гоголевское» («чистое искусство»)   (реалистическое)     проблемы   философские  социальные А.А.Фет     Н.А.Некрасов А.К.Толстой    Н.А.Добролюбов

Основные направления

Вторая половина XIX века

«пушкинское» «гоголевское»

(«чистое искусство») (реалистическое)

проблемы

философские социальные

А.А.Фет Н.А.Некрасов

А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

 Основные направления:  Конец XIX века:  импрессионизм  символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».  Д.С.Мережковский

Основные направления:

Конец XIX века:

импрессионизм символизм

«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».

Д.С.Мережковский

«Натуральная школа» «нужно сокрушить романтизм бичом юмора» Романтизм – это «духовная золотуха» «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

«Натуральная школа»

«нужно сокрушить романтизм бичом юмора»

Романтизм – это «духовная золотуха»

«Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

Битые Ругаемые Бьющие Ругающие Самарин Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела

Битые

Ругаемые

Бьющие

Ругающие

Самарин

Кто виноват?

обстоятельства

человек

Среда заела

Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века  Тематика Проблематика  Жизнь народа Произведения Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » . Положение женщины в обществе Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » . Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .

Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века

Тематика

Проблематика

Жизнь народа

Произведения

Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа

Обличение пороков существующего строя

Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России

И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » .

Положение женщины в обществе

Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » .

Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе

И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ;

Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .

Пути преобразова-ния общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Вечные ценности Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др. Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Роль литературы и ее место в обществе Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

Пути преобразова-ния общества

Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество

Вечные ценности

Романы И.С. Тургенева;

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др.

Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности

Роль литературы и ее место в обществе

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;

Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.

Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.

Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века   «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот»  (князь Мышкин)

Поиски нового героя

в русской литературе второй половины 19 века

«маленький человек»

Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев)

«праведник»

Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках»)

Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий)

«новый человек»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов)

«особенный человек»

Ф.М. Достоевский «Идиот»

(князь Мышкин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!