СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация брейн-ринга по истории Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация брейн-ринга по истории Древней Руси»

Формирование читательской грамотности на примере внеклассного мероприятия.  Брейн-ринг по теме: «Древняя Русь. Начало политической раздробленности»

Формирование читательской грамотности на примере внеклассного мероприятия. Брейн-ринг по теме: «Древняя Русь. Начало политической раздробленности»

Определите тему нашего внеклассного мероприятия отгадав головоломку з н и а т ч с л ф а о л н о е д н к у р г ь в п е э е о ш с л л ж в б в у з а и д н о т р р р л я и о я д м л ч з е а с р т б о й к

Определите тему нашего внеклассного мероприятия отгадав головоломку

з

н

и

а

т

ч

с

л

ф

а

о

л

н

о

е

д

н

к

у

р

г

ь

в

п

е

э

е

о

ш

с

л

л

ж

в

б

в

у

з

а

и

д

н

о

т

р

р

р

л

я

и

о

я

д

м

л

ч

з

е

а

с

р

т

б

о

й

к

Древняя Русь. Начало политической раздробленности н и а т ч с а о л н о д н р ь п е е о с л л в б у и н о т р р я и я д ч з е а с р о й к

Древняя Русь. Начало политической раздробленности

н

и

а

т

ч

с

а

о

л

н

о

д

н

р

ь

п

е

е

о

с

л

л

в

б

у

и

н

о

т

р

р

я

и

я

д

ч

з

е

а

с

р

о

й

к

1 тур предложены вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов и понятий, связанных с темой «Политическая раздробленность Руси» предложены вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов и понятий, связанных с темой «Политическая раздробленность Руси» 2 тур определить о каких исторических событиях или персонажах идет речь? определить о каких исторических событиях или персонажах идет речь? 3 тур работа с документами «Заполни пропуски в тексте» работа с документами «Заполни пропуски в тексте» 4 тур разложите по понятиям данные слова-термины по схеме: « Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие» разложите по понятиям данные слова-термины по схеме: « Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие» Супер – игра «Личность в истории» «Личность в истории»

1 тур

  • предложены вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов и понятий, связанных с темой «Политическая раздробленность Руси»
  • предложены вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов и понятий, связанных с темой «Политическая раздробленность Руси»

2 тур

  • определить о каких исторических событиях или персонажах идет речь?
  • определить о каких исторических событиях или персонажах идет речь?

3 тур

  • работа с документами «Заполни пропуски в тексте»
  • работа с документами «Заполни пропуски в тексте»

4 тур

  • разложите по понятиям данные слова-термины по схеме: « Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие»
  • разложите по понятиям данные слова-термины по схеме: « Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие»

Супер – игра

  • «Личность в истории»
  • «Личность в истории»
1 тур Ответьте на вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов , связанных с темой «Древняя Русь. Начало политической раздробленности» Как иначе называли владение младших членов княжеского рода?  На сколько самостоятельных частей распалась Русь в середине 12 века?  Какая дата считается датой основания Москвы?  Какой орган управления обладал верховной властью в Новгороде?  Кто был автором «Поучения детям»?  Что в буквальном смысле означает прозвище Ярослава - Осмомысл?   На землях какого боярина князь Юрий Долгорукий поставил «град мал древян» - первоначальную Москву?  Как иначе называли добывание меда диких пчел из естественных дупел?  Как иначе называется родовой принцип наследования княжеского престола на Руси?  Как назывался титул главы Русской православной церкви? 

1 тур

Ответьте на вопросы на знания имен исторических деятелей, событий и дат, терминов , связанных с темой «Древняя Русь. Начало политической раздробленности»

  • Как иначе называли владение младших членов княжеского рода? 
  • На сколько самостоятельных частей распалась Русь в середине 12 века? 
  • Какая дата считается датой основания Москвы? 
  • Какой орган управления обладал верховной властью в Новгороде? 
  • Кто был автором «Поучения детям»? 
  • Что в буквальном смысле означает прозвище Ярослава - Осмомысл? 
  • На землях какого боярина князь Юрий Долгорукий поставил «град мал древян» - первоначальную Москву? 
  • Как иначе называли добывание меда диких пчел из естественных дупел? 
  • Как иначе называется родовой принцип наследования княжеского престола на Руси? 
  • Как назывался титул главы Русской православной церкви? 
Как иначе называли владение младших членов княжеского рода?  (удел) На сколько самостоятельных частей распалась Русь в середине 12 века?  (на 15 частей) Какая дата считается датой основания Москвы?  (1147 г.) Какой орган управления обладал верховной властью в Новгороде?   (вече) Кто был автором «Поучения детям»?  (Владимир Мономах) Что в буквальном смысле означает прозвище Ярослава - Осмомысл?  («восемь умов») На землях какого боярина князь Юрий Долгорукий поставил «град мал древян» - первоначальную Москву?   ( Владения легендарного боярина Кучки) Как иначе называли добывание меда диких пчел из естественных дупел?   (бортничество) Как иначе называется родовой принцип наследования княжеского престола на Руси?  (лествичное право или очередное)  Как назывался титул главы Русской православной церкви?  (митрополит Киевский и всея Руси)
  • Как иначе называли владение младших членов княжеского рода?  (удел)
  • На сколько самостоятельных частей распалась Русь в середине 12 века?  (на 15 частей)
  • Какая дата считается датой основания Москвы?  (1147 г.)
  • Какой орган управления обладал верховной властью в Новгороде?   (вече)
  • Кто был автором «Поучения детям»?  (Владимир Мономах)
  • Что в буквальном смысле означает прозвище Ярослава - Осмомысл?  («восемь умов»)
  • На землях какого боярина князь Юрий Долгорукий поставил «град мал древян» - первоначальную Москву?   ( Владения легендарного боярина Кучки)
  • Как иначе называли добывание меда диких пчел из естественных дупел?   (бортничество)
  • Как иначе называется родовой принцип наследования княжеского престола на Руси?  (лествичное право или очередное)
  • Как назывался титул главы Русской православной церкви?  (митрополит Киевский и всея Руси)
2 тур О каких исторических событиях или персонажах идет речь? 1 .  О ком идет речь? Летописец изображает его идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и всех превосходит воинскими доблестями. … После Ярослава Мудрого он был первым князем, осуществившим понятие единовластия:   младшие родичи повиновались ему, как отцу, и ничего не предпринимали без его совета, а непокорных он наказывал лишением уделов. (Владимир Мономах)

2 тур

О каких исторических событиях или персонажах идет речь?

1О ком идет речь?

Летописец изображает его идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и всех превосходит воинскими доблестями. … После Ярослава Мудрого он был первым князем, осуществившим понятие единовластия:  

младшие родичи повиновались ему, как отцу, и ничего не предпринимали без его совета, а непокорных он наказывал лишением уделов.

(Владимир Мономах)

2.   О чем идет речь? «… зачем губили землю русскую, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей»   (О съезде князей в Любече, 1097 г.)

2.   О чем идет речь?

«… зачем губили землю русскую, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся

чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей»

  (О съезде князей в Любече, 1097 г.)

3 .  О каком событии идет речь? «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:

3О каком событии идет речь?

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...»

  (Призвание Рюрика в 862 г.)

4. О ком идет речь? «Он был хромоног; но ум у него был добрый, и на рати был он храбр; прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и книги сам читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписывали много книг; много их он и купил. Князь ставил церкви по городам….Князь велел собрать у старост и священников детей … и учить их книгам» (Ярослав Мудрый)

4. О ком идет речь?

«Он был хромоног; но ум у него был добрый, и на рати был он храбр; прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и книги сам читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписывали много книг; много их он и купил. Князь ставил

церкви по городам….Князь велел собрать у старост и священников детей … и учить их книгам»

(Ярослав Мудрый)

5. О ком идет речь? «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры» (О Владимире I  Святом)

5. О ком идет речь?

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность

потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры»

(О Владимире I 

Святом)

6. О ком идет речь? «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами:

6. О ком идет речь?

«Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины.

И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...». (Святослав)

7. О каком событии и князе идет речь? «И послали со словами:

7. О каком событии и князе идет речь?

«И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас,

то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» (Письмо киевлян князю Святославу )

8. О ком идет речь? От своего отца получил Новгород. Киевский престол отвоевал у старшего брата. Создал первую систему оборонительных укреплений на южных рубежах государства. С его именем связаны первые религиозные реформы в стране. Построил храм Святой Богородицы, на содержание которого отдавал десятую часть своего дохода. О Владимире I  Святом

8. О ком идет речь?

От своего отца получил Новгород. Киевский престол отвоевал у старшего брата. Создал первую систему оборонительных укреплений на южных рубежах государства. С его именем связаны первые религиозные реформы в стране. Построил храм

Святой Богородицы, на содержание которого отдавал десятую часть своего дохода.

О Владимире I  Святом

11. О каком событии и князе идет речь? «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов:

11. О каком событии и князе идет речь?

«И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две

тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей». 

(О Походе князя Олега на Царьград в 907 г.)

3-тур- Работа с документом «Заполни пропуски в тексте» Завещание Ярослава Мудрого «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и.....1.., то погибнете сами и погубите …2..отцов своих и дедов своих, но живите в…3…, слушаясь …4….брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в….5…., старшему сыну моему и брату вашему….6…; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними…7…, запретив им переступать предел братний, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».   Любече, междоусобиях , распри, землю, отчиной своей, Киевом, мире, брат, крест , Киеве, Изяславу, 1097, города , половцы

3-тур- Работа с документом «Заполни пропуски в тексте»

Завещание Ярослава Мудрого

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и.....1.., то погибнете сами и погубите …2..отцов своих и дедов своих, но живите в…3…, слушаясь …4….брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в….5…., старшему сыну моему и брату вашему….6…; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними…7…, запретив им переступать предел братний, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

Любече, междоусобиях , распри, землю, отчиной своей, Киевом, мире, брат, крест ,

Киеве, Изяславу, 1097, города , половцы

Завещание Ярослава Мудрого «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях , то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире , слушаясь брат  брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве , старшему сыну моему и брату вашему Изяславу ; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города , запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

Завещание Ярослава Мудрого

«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях , то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире , слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве , старшему сыну моему и брату вашему Изяславу ; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города , запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

4-тур Разложите по понятиям данные слова-термины по схеме: « Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие»  Пример:   Изгой = крестьянин + порвавший со своей общиной Понятия: Закуп Рядович Вотчина Огнищанин Тиун Холоп Смерды

4-тур

Разложите по понятиям данные слова-термины по схеме:

« Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие»

Пример:

Изгой = крестьянин + порвавший со своей общиной

Понятия:

  • Закуп
  • Рядович
  • Вотчина
  • Огнищанин
  • Тиун
  • Холоп
  • Смерды
Ответы: Закуп = крестьянин + работающий за определённую ссуду Рядович = крестьянин + работающий по заключённому договору Вотчина = земельное владение + ставшее собственностью Огнищанин = гражданин + управляющие вотчиной Тиун = холоп + помощник огнищанина Холоп = зависимый человек + совершенно бесправный Смерды = крестьяне + зависимые от князя

Ответы:

Закуп = крестьянин + работающий за определённую ссуду

Рядович = крестьянин + работающий по заключённому договору

Вотчина = земельное владение + ставшее собственностью

Огнищанин = гражданин + управляющие вотчиной

Тиун = холоп + помощник огнищанина

Холоп = зависимый человек + совершенно бесправный

Смерды = крестьяне + зависимые от князя

Супер – игра «Личность в истории» 1.Соотнесите имя и события 1 Месть древлянам за смерть Игоря 2 Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси 3 Подписал договор с Византией в 911 г 4 Строительство Софийского собора в Киеве 5 Написал «Устав» и «Поучение детям» 6 Ввел официально христианство на Руси.  7 Подчинил племена древлян, северян, радимичей.  8 Убит древлянами при сборе дани в 945 г

Супер – игра «Личность в истории»

1.Соотнесите имя и события

1

Месть древлянам за смерть Игоря

2

Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси

3

Подписал договор с Византией в 911 г

4

Строительство Софийского собора в Киеве

5

Написал «Устав» и «Поучение детям»

6

Ввел официально христианство на Руси. 

7

Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 

8

Убит древлянами при сборе дани в 945 г

1.Соотнесите имя и события 1 Месть древлянам за смерть Игоря 2 ОЛЬГА Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси 3 ВЛАДИМИР Подписал договор с Византией в 911 г 4 ОЛЕГ Строительство Софийского собора в Киеве 5 6 ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ Написал «Устав» и «Поучение детям» ВЛАДИМИР МОНОМАХ Ввел официально христианство на Руси.  7 ВЛАДИМИР 1 Подчинил племена древлян, северян, радимичей.  8 ОЛЕГ Убит древлянами при сборе дани в 945 г ИГОРЬ

1.Соотнесите имя и события

1

Месть древлянам за смерть Игоря

2

ОЛЬГА

Организация оборонительных укреплений на южных границах Руси

3

ВЛАДИМИР

Подписал договор с Византией в 911 г

4

ОЛЕГ

Строительство Софийского собора в Киеве

5

6

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Написал «Устав» и «Поучение детям»

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Ввел официально христианство на Руси. 

7

ВЛАДИМИР 1

Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 

8

ОЛЕГ

Убит древлянами при сборе дани в 945 г

ИГОРЬ

2. Определите верно ли указана цитата и ее автор (1 балл): блиц-опрос «От этого ли черепа принять мне смерть» -Святослав «Иду на вы»-Святослав «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» -  Владимир Мономах «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» - Владимир Мономах «Да не посрамим земли русской» -Олег

2. Определите верно ли указана цитата и ее автор (1 балл): блиц-опрос

  • «От этого ли черепа принять мне смерть» -Святослав
  • «Иду на вы»-Святослав
  • «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» - Владимир Мономах
  • «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» - Владимир Мономах
  • «Да не посрамим земли русской» -Олег
Ответ: «От этого ли черепа принять мне смерть» (Олег) «Иду на вы» (Святослав) «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» (Владимир 1 Святой) «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» (Владимир Мономах) «Да не посрамим земли русской» (Святослав)

Ответ:

  • «От этого ли черепа принять мне смерть» (Олег)
  • «Иду на вы» (Святослав)
  • «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото» (Владимир 1 Святой)
  • «Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить» (Владимир Мономах)
  • «Да не посрамим земли русской» (Святослав)
Собрать пазл и кратко охарактеризовать историческую личность

Собрать пазл и кратко охарактеризовать историческую личность

Последствия раздробленности Руси Положительные последствия Отрицательные последствия

Последствия раздробленности Руси

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Отрицательные Ослабла оборонная способность государства Слабая центральная власть Постепенное падение роли Киева Распад государства на отдельные княжества и их дальнейшее дробление Ухудшение жизни людей из-за постоянных междоусобиц Самостоятельность местных князей и бояр Участились усобицы между князьями Положительные Рассвет культуры и ремесла    Открытие новых торговых путей Появление новых политических центров Рост и усиление городов Заселение ещё неосвоенных земель  Прокладывание дорог и развитие внутренней торговли  Усиление местного аппарата управления

Отрицательные

  • Ослабла оборонная способность государства
  • Слабая центральная власть
  • Постепенное падение роли Киева
  • Распад государства на отдельные княжества и их дальнейшее дробление
  • Ухудшение жизни людей из-за постоянных междоусобиц
  • Самостоятельность местных князей и бояр
  • Участились усобицы между князьями

Положительные

  • Рассвет культуры и ремесла   
  • Открытие новых торговых путей
  • Появление новых политических центров
  • Рост и усиление городов
  • Заселение ещё неосвоенных земель 
  • Прокладывание дорог и развитие внутренней торговли 
  • Усиление местного аппарата управления


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!