Безопасный интернет или медиабезопасность в образовательном процессе.
Учитель-логопед КГКУ детский дом 10
Почалова А.И.
Проблема
В наши дни, в связи с увеличением роли компьютера в жизни людей , большое внимание уделяется медиабезопасности и умения детей и взрослых правильно пользоваться Интернетом. Интернет – это мощный инструмент для школы и знаний. Его используют для получения знаний во всех предметных областях. Применяют учителя и учащиеся на уроках и при подготовке к урокам. В то же время он может быть опасным. Как уберечь ребёнка и себя от опасности в Интернете? Данный вопрос должен интересовать детей, воспитателей и учителей.
Цель:
Привлечения внимания педагогов детского дома к необходимости построения безопасного интернет-пространства для воспитанников, повышения уровня сетевой культуры воспитанников и педагогов детского дома при использовании сервисов сети Интернет в образовательной деятельности.
Задачи:
-разъяснить воспитанникам и педагогам детского дома какие опасности ожидают их при работе в Интернете;
- научить применять возможности Интернета в образовательной и учебной деятельности;
- воспитывать чувства ответственности и культуры поведения при работу в сети Интернет;
определить пути решения для создания родителями безопасного интернет- пространства для детей.
Актуальность
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Закон
Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средств массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.
Учитывая следующие обстоятельства такие как:
· большое количество детей, находящихся в социально неблагополучных условиях,
· их высокую уязвимость для лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий,
· массовое проникновение Интернет-технологий в России,
· быстроту распространения информации в сети Интернет,
одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет.
Решение
Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Эти направления должны стать основой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Особые усилия необходимы в отношении наименее приви- легированных и самых младших детей
Безопасность
В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности: - установка только лицензионного программного обеспечения, - подключение к системе контентной фильтрации; - установка антивирусных программ, -установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров.
Что надо знать педагогу об опасностях Интернета
Для обеспечения безопасности детей в сети Интернет и собственной безопасности необходимо знать виды Интернет-угроз, уметь их распознать и предотвратить. Для этого необходимо рассказать детям о виртуальном мире как можно больше, о его возможностях и опасностях. Необходимо проанализировать и затем вместе с детьми изучить интересные и полезные Интернет-ресурсы по безопасному поведению в сети Интернет. Необходимо научить детей и родителей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на нежелательный и агрессивный контент в Интернете, рассказать куда в подобном случае они могут обратится.
К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:
- информация о насилии, жестокости и агрессии, - информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, - пропаганда суицида, - пропаганда азартных игр, - пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ, - пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи), - пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений, - эротика и порнография, - нецензурная лексика и т.д
Полезные ссылки для обучающихся по кибербезопасности и кибергигиене
https://www.youtube.com/watch?v=W_XwekfKdnY
https://www.youtube.com/watch?v=9OVdJydDMbg
https://www.youtube.com/watch?v=TUodzCtBSWU
https://www.youtube.com/watch?v=lhvcygmz-fs
https://www.youtube.com/watch?v=uj_aQZs20Og
Информационные ресурсы:
1. http://www.nachalka.com/bezopasnost 2. http://detionline.com/helpline/rules/parents Дети России онлайн 3. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в интернете», брошюра от microsoft 4. http://www.fid.su/projects/journal/ - фонд развития Интернет 5. http://stopfraud.megafon.ru/parents/ - безопасный интернет от Мегафона 6. http://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ -безопасный Интернет от МТС 7. http://safe.beeline.ru/index.wbp - безопасный Интернет от Билайн 8. http://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного Интернета в России, горячая линия по безопасному Интернету. 9. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - безопасный интернет от microsoft 10. http://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf - брошюра МВД России «Безопасный интернет»