С1 Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой
Докладчик: Хорубко Е.А.,
учитель русского языка и литературы
С2 Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю является важным событием, требующим особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальной и средней ступенью образования.
Но всегда ли удается безболезненно преодолеть эту решающую ступень? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка при переходе учащихся в среднюю школу?
В 5 классе изменяются условия обучения, к ребенку предъявляются более высокие требования в плане интеллектуального и личностного развития, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости.
С3 Многие проблемы адаптации 5-классников можно решить, соблюдая принцип преемственности начальной и средней ступени образования. Данный принцип лежит в основе общедидактического требования: переход от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к новому.
С4 Рассмотрим, каким образом соблюдается принцип преемственности при изучении основных разделов русского языка в 5 классе. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»).
С5 Раздел «Фонетика». Первые темы по данному разделу называются «Звуки и буквы. Транскрипция», термин «фонетика», «фонетический разбор» вводятся позже. Однако в П16 Упр.80 одно из грамматических заданий – выполнение фонетического разбора, обозначенного цифрой 1. Предполагается, что ребята знакомы с основными фонетическими характеристиками звуков. Важно, что при характеристике согласных звуков понятие парные-непарные употребляется не только при разграничении звонких и глухих, но и используется применительно к твёрдым-мягким. Сразу вводятся понятия «звукопись», «сильная и слабая позиция звуков», что рассчитано на прочные знания 5классника по теме «Фонетическая характеристика звука».
С6 Раздел «Орфография». С П7 вводится понятие «орфграмма», причем уточняется, что это может быть орфограмма-гласная, орфограмма-согласная, орфограмма-пробел. При изучении данного раздела систематизируется материал по орфограммам: безударные проверяемые и непроверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова, и-у-а после шипящих, ь и ъ разделительные знаки. Учитель обращает особое внимание на следующие моменты: правильное выделение орфограммы, верное написание слова, верная классификация орфограммы и обозначение той части слова, где находится орфограмма. Составители учебников предлагают в игровой форме вырабатывать орфографическую зоркость 5классников. Например, в упр. 47 игра «Пиши правильно»: словарные слова записывают на доске, выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
С7 Правильное обозначение орфограмм
С8 Раздел «Морфемика». Морфемный разбор слова – наиболее часто встречающийся грамматический разбор. С первых тем курса русского языка возникает необходимость введения нового термина «морфемный разбор», что фиксируется в условных обозначениях цифрой 2 в самом начале учебника. Детям сложно перестроиться с понятия «разбор слова по составу» на новый термин.
Некоторое время назад поднимался вопрос о том, какая морфема ть в глаголах. На данный момент разночтение данной морфемы устранено, учителя вслед за авторами учебников средней школы придерживаются мнения, что ть – это окончание. Хотя можно встретить учебники, в которых ть является суффиксом.
С9 Раздел «Морфология». Изучение данного раздела требует прочных знаний о морфологических особенностях частей речи. Важно с начальной школы усвоить первые знания о признаках разных частей речи, их общем грамматическом значении, вопросах, на которые отвечают разные части речи. 5классники зачастую забывают, как определить склонение существительных, их падеж, род. В 5 классе вводится понятие о постоянных и непостоянных морфологических признаках частей речи.
С10 Раздел «Синтаксис. Пунктуация». Темы «Предложение», «Текст», «Словосочетание» знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные ранее. Возникает вопрос о знакомстве детей с второстепенными членами предложения. Например, в упр.104 предлагается подчеркнуть прилагательные как члены предложения. Однако подробное изучение второстепенных членов предполагается позже. А из курса начальной школы ученики уверенно делят слова лишь на главные и второстепенные члены предложения.
Особое внимание хочется уделить терминологии данного раздела. Вместо понятия однородные члены предложения ученики употребляют выражение «перечисление» слов, объясняя постановку знаков препинания. Из раздела «Синтаксис» в 4 классе понятие «однородные члены предложения» запоминается не всеми учащимися, им легче использовать слово «перечисление». Например, в упр.120 предлагается расставить недостающие запятые: Прозрачными становятся сады рощи и леса. Данное задание предполагает знакомство с самыми простыми правилами постановки запятой в предложении с однородными членами предложения.
В упр 128 нужно расставить знаки препинания в сложном предложении между грамматическими основами. При этом понятие «сложное предложение» и его синтаксические характеристики подробно рассматриваются чуть позже, но если ученику предлагается поставить знаки препинания, значит, это пунктуационное правило необходимо объяснить. Здесь мы опираемся на то, что в начальной школе дается начальное представление о том, какое предложение называется сложным.
С11 Раздел «Лексика. Культура речи». Уже с первых страниц учебника дается функциональное разграничение стилей речи: вводится понятие «научный стиль», «художественный стиль», «разговорная речь». В упр.16 предлагается текст разговорного стиля переделать в научный доклад.
Трудности вызывают следующие виды заданий: определите тему и основную мысль текста, поделите текст на абзацы, составьте план текста, напишите изложение по тексту с изменением лица.
На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.
С12 Происходит смена терминологии в среднем звене. Например,
Начальная школа | Среднее звено ( 5 класс) |
Разбор предложения по членам предложения | Синтаксический разбор предложения |
Звуко-буквенный разбор слова | Фонетический разбор |
Разбор слова по составу | Морфемный разбор |
С13 Также трудности в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Вообще «необходимость учить», а не читать вызывает сложности не только на уроках русского языка, но и по другим предметам, где помимо устного задания есть и письменное задание в тетради, напрочь игнорируемое учащимися. При выполнении упражнений многие считают достаточным только переписать текст упражнения, не обращая внимания на грамматические задания.
Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Дети учатся в одном классе, у одного учителя, но успешность ребёнка зависит не только и не столько от компетентности педагога, как от возможностей и способностей самого ребёнка.
С14 Опыт работы позволяет сделать вывод: обеспечение преемственности связано не с наличием вариативных учебников, не в попытке стыковать программы начальной и средней школы, а в сохранении единых подходов к целям и задачам обучения русскому языку. Большое значение также имеет перестройка деятельности учителя, который должен не только владеть определенной суммой знаний, умений и навыков, быть мотивационным к деятельности в новых условиях, но владеть диагностико-технологической культурой.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам – залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям и непреодолимым затруднениям.
Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Московского ИГОСК
Доклад на педсовет
Тема: «Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой»
Докладчик:
Хорубко Е.А.,
учитель русского языка и литературы
2022-2023 учебный год