СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление инновационного опыта работы в области формирования экономических знаний младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О необходимости формирования финансовой грамотности для более успешной социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Представление инновационного опыта работы в области формирования экономических знаний младших школьников.»

Представление инновационного педагогического опыта.

учителя начальных классов МОУ СОШ № 1 им. К.С. Заслонова

г. Невеля Псковской области

Зуевой Татьяны Алексеевны



Формирование финансовой грамотности учащихся как один из эффективных способов социализации младших школьников.











Невель, 2020

Будь бережлив и готовься к завтрашнему дню. 

Эзоп 

Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Во всём мире, в процессе образования происходят перемены, это связано с прогрессом человечества. И мы, учителя, должны быть в курсе всех перемен. Учитель – сердце школы! Поэтому учителя должны идти в ногу со временем, должны постоянно заниматься самообразованием, меняться вместе со временем.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Поэтому остро встал вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность формируется по нескольким направлениям:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественно-научная грамотность;

- финансовая грамотность;

- решение проблем (интерактивные задачи, коллаборативные задачи).

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовая грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества.Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.

Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах.Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

В январе 2019 года я прошла курсы « Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» при Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. Сразу задумалась о том,как их применить в школьной жизни?

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- компетентный, социально зрелый;

- мобильный, конкурентоспособный;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

Формирование указанных качеств выпускника начальной школы напрямую выходит нарешение задач формирования основ финансовой грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём. Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения.

Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако, очевидно, что в силу возрастных особенностей обучающихся, актуальных запросов их социализации особое внимание необходимо уделять возможностям реализации программ общего образования и дополнительного образования.


Каким же образом прийти к повышению финансовой грамотности школьников?

22 июня 2013 года разработана Стратегия
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Настоящая Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Пути преодоления барьера «незнания» в области финансов могут быть следующие:

- уроки финансовой грамотности;

- тематические игры «Кейсы»;

- круглые столы;

- литература о финансовой грамотности;

- дни финансовой грамотности и т.д.

Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определённой сферы научного знания.

В учебном плане начальной школы также не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира и технологии. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализаи представления информации и публичных выступлений.

Основные понятия, которыми овладевает младший школьник на уроках и во внеурочной деятельности по финансовой грамотности следующие:

- понимание природы и функции денег;

- умение ценить и считать деньги;

- умение зарабатывать и создавать источники дохода;

- умение экономить, тратить деньги и жить по средствам;

- умение возвращать долги, делиться.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

Магазин закупает книги по 40 рублей, а продает по 55 рублей. Какую прибыль получит магазин, если продаст 6 книг? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, КОММЕРЦИЯ)

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. Можно с успехом интегрировать темы уроков по окружающему миру с основами финансовой грамотности.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

Главное в процессе обучения – не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигается использованием на уроках различных форм и методов организации учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. Для этого можно использовать учебные пособия Б.А. Райзберга «Экономика для детей в играх, задачах и примерах», А.А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Ю.В.Бреховой «Финансовая грамотность: играя –учимся, играя – познаем», «Пёс по имени Мани или азбука денег» Бодо Шефер и др. Это дает возможность разнообразить изучаемый материал, на практике закрепить полученные знания.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки .

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;

  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

  • накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками.

Главное – в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Эффективность экономического воспитания младших школьников также зависит от его систематичности, экономической направленности содержания и учебной, и внеклассной работы, от потенциальных возможностей усвоения детьми элементарных экономических знаний и формирования экономических умений.

Формирование финансовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности проявляется в разных формах сотрудничества.

С сентября 2019 года я веду кружок «Основы финансовой грамотности» для обучающихся начальной школы. Тематика кружка соответствует возрастным особенностям обучающихся, а значит, и формы работы также должны способствовать заинтересованности детей, лучшему пониманию и усвоению материалов по финансовой грамотности.

Тематика занятий по финансовой грамотности отражает основные понятия, которыми должны владеть обучающиеся, а главное, соответствует возрастным особенностям младших школьников.

В своей работе я широко использую игровые приемы, а также метод проектов как индивидуальных, так и коллективных. Особенно полюбились детям различные финансовые квесты, в которых можно совместить различные приемы и виды заданий. Также с огромным интересом дети увлекаются созданием коллажей на финансовую тему. Например, «Как накопить деньги на мечту?», «Моя собственная фирма» и другие.

Сейчас мы с моими второклассниками ещё только делаем совместные первые шаги в экономическое образование. Но уже сейчас можно сказать о том, что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у школьников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Повышение мотивации к образовательному процессу и самосовершенствованию. Стремление учеников к финансовой независимости. У учащихся появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться к предметам окружения, по новому подходят к решению жизненных финансовых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.


«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!