ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОЕННУЮ ПРОФЕССИЮ
Отсутствие в определённое время чётких ориентиров и позиций в современной воспитательной идеологии привели к падению нравственности, социальному и гражданскому «нигилизму», стали причиной подростковой криминализации в обществе, роста наркомании. Это отразилось на всех сферах жизни российского общества: на отношении к армии, стране, труду и к жизни.
В связи с особенностями сложившейся социальной ситуации, отмены НВП как предмета, направленного прежде всего на воспитание патриотизма, наработки знаний, умений и необходимых навыков к службе в рядах Российской Армии, возможному поступлению в военные училища, институты, возникло противоречие между опытом практической деятельности по профессиональной ориентации учащихся, подготовке их к служению Отечеству, труду на благо малой родине (городу, посёлку, школе) с одной стороны, и низкой потребностью общества в привлечении к профессиям (в том числе военным) подготовленной и патриотически устремлённой молодёжи, с другой.
Вскрытое противоречие позволило сформулировать проблему исследования: пути и способы профессиональной ориентации обучающихся на военно-профессиональную деятельность в условиях обычной общеобразовательной школы. Названное противоречие также позволило сформулировать тему исследовательского проекта: «Ориентация подростков на военные профессии в условиях предпрофильной (8-9 кл.)/профильной (10-11 кл.) подготовки на базе общеобразовательной школы»
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в 8-9 классах предпрофильной подготовки, ориентирующих учащихся на осознанный выбор военно-спортивного профиля в 10-11 классах.
Предмет исследования: содержание, формы, методы, средства ориентации учащихся основной школы на дальнейшее обучение в 10-11 классах оборонно-спортивной направленности, а позже – на поступление в военные учебные заведения и на военные факультеты ВУЗов.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить концепцию ориентации подростков на военно-профессиональную деятельность в условиях обучения в предпрофильном 9-ом классе «ПОиСК» (Предпрофильном Оборонном и Спортивном Классе) на базе школы.
Гипотеза исследовательского проекта: любая общеобразовательная школа (предпрофильные и профильные оборонно-спортивные классы) сможет успешно выполнить задачу ориентации подростков на военные профессии и подготовит их к военной службе при соблюдении нескольких условий:
Будут созданы предпрофильные/профильные классы военно-спортивной (оборонной) направленности.
Педагогическое содействие военно-профессиональному самоопределению учащихся будет обеспечено за счёт:
формирования мотивации на военные профессии в процессе ознакомления с жизнью и бытом военнослужащих (на базе воинской части);
умелой пропаганды исторических и воинских традиций государства и армии (встречи с участниками ВОВ, воинами-интернационалистами, курсантами военных ВУЗов, офицерами-наставниками, а сегодня – героями СВО, бывшими учениками школы и отцами обучающихся);
введения особой формы и режима для обучающихся сформированных классов;
повышения престижа военной службы через перспективу реализации военной карьеры и получения социально-экономических привилегий.
Содержание образовательной деятельности по военно-профессиональной направленности не будет противоречить гуманистическим подходам в ОП, личностно-ориентированной модели образования, программе воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
Экспериментально проверить эффективность содержания и условий, организационных форм формирования готовности учащихся старших классов к военно-профессиональной деятельности.
Предоставить учащимся класса «ПОиСК», наряду со средним образованием, начальные профессиональные знания и навыки, необходимые для выбора профессии и дальнейшего обучения как в профильных (военных) ВУЗах, так и на военных кафедрах (факультетах) гражданских учебных заведений.
Создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности обучающихся, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.
Воспитать любовь к Родине, своему городу, ответственное понимание служебного и гражданского долга.
Формировать высокую культуру, морально-психологические, деловые и организаторские качества обучающихся.
Привить школьникам чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам любого человека.
Методы исследования:
теоретические – изучение и анализ научной литературы в области психологии, педагогики; анализ нормативных документов и программно-методической документации других образовательных учреждений и кадетских школ;
практические – опытно-экспериментальная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, обобщение психологических характеристик и диагностики.
III. Цель и основные задачи предпрофильной подготовки в оборонно-спортивном классе «ПОиСК»
Цели:
Разработать и экспериментально проверить концепцию ориентации подростков на военно-профессиональную деятельность в условиях обучения в предпрофильном классе «ПОиСК» - предпрофильном оборонно-спортивном классе (на базе общеобразовательной школы).
Подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще и/или дальнейшему осознанному выбору профиля обучения в 10-11 классах или ССУЗе.
Задачи:
Экспериментально проверить эффективность содержания и условий, организационных форм формирования готовности учащихся старших классов к военно-профессиональной деятельности.
Предоставить учащимся класса «ПОиСК», наряду со средним образованием, начальные профессиональные знания и навыки, необходимые для выбора профессии и дальнейшего обучения как в профильных (военных) ВУЗах, так и на военных кафедрах (факультетах) гражданских учебных заведений.
Создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности обучающихся, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.
Воспитать любовь к Родине, своему городу, ответственное понимание служебного и гражданского долга.
Формировать высокую культуру, морально-психологические, деловые и организаторские качества обучающихся.
Привить обучающимся чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам любого человека.
5