СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL

Нажмите, чтобы узнать подробности

     CLIL — это новое направление в обучении английскому языку, где школьные предметы преподаются на иностранных языках. Термин расшифровывается как «Content and Language Integrated Learning» и переводится как «предметно-языковое интегрированное обучение».

CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. Таким образом, обучение учеников на родном и изучаемом языках составляют одно целое. Посредством английского языка могут преподаваться такие предметы, как математика, естествознание, биология, химия, экономика, информатика, искусствоведение, география, философия, классическая литература и ряд других предметов.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL»

Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL

CLIL — это новое направление в обучении английскому языку, где школьные предметы преподаются на иностранных языках. Термин расшифровывается как «Content and Language Integrated Learning» и переводится как «предметно-языковое интегрированное обучение».

CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. Таким образом, обучение учеников на родном и изучаемом языках составляют одно целое. Посредством английского языка могут преподаваться такие предметы, как математика, естествознание, биология, химия, экономика, информатика, искусствоведение, география, философия, классическая литература и ряд других предметов.

Основы методики CLIL в школах London Express:

  • знание языка становится средством изучения содержания предмета;

  • занятия проводятся в увлекательной форме, ученики ставят научные опыты и проводят различные эксперименты;

  • язык интегрирован в общеобразовательную программу;

  • повышается мотивация научиться использовать язык так, чтобы можно было обсуждать интересные темы;

  • занятия основываются на погружении в языковую среду;

  • необходимым навыком является чтение текстов на иностранном языке.



Предметно-Языковое Интегрированное Обучение

CLIL – аббревиатура, которая расшифровывается как – Предметно-Языковое Интегрированное Обучение и представляет собой такой метод обучения, при котором часть предметов преподаётся на иностранных языках. Таким образом, обучение учеников на родном и изучаемом языках составляют одно целое.

Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и к цели обучения.

По методу CLIL иностранный язык используется на всех уроках и по всем учебным предметам, кроме родного (финского) языка, то есть язык становится не объектом обучения, а его средством. Формальное изучение языка происходит на уроках иностранного языка.

Методики и термины

Преподавание, которое ведётся в языковых классах, называется обучением иностранному языку. Преподавание осуществляется частично на финском и частично на иностранном языке. Обучение на иностранном языке можно назвать языковым классом, “языковым ливнем”- или двуязычным обучением. Преподавание основывается на раннем, «полном языковом погружении» в речевую среду.


CLIL (Content and Language Integrated Learning). – это предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку. Например, география и история Казахстана для всех классов на казахском языке, независимо от языка преподавания, а всемирная история и информатика на русском языке. Все естественно-научные предметы, такие как математика, физика, химия и биология, информатика в старших классах на английском языке.
CLIL- это компетентностный подход к обучению, который набирает силу в европейских системах образования. Идея состоит в том, чтобы научить предмет через иностранный язык, т.е. преподавать предмет «с использованием языка». CLIL поощряет использование программ, которые развивают навыки межличностного общения, межкультурных связей и языковые способности, которые пользуются спросом у сегодняшних работодателей.

Урок по CLIL включает следующие компоненты, состоящие из так называемых четырех C:
• CONTENT(Содержание) развитие знаний, умений, навыков предметной области
• COMMUNICATION (Общение) Пользоваться иностранным языком при обучении, при этом изучая как им пользоваться
• СOGNITION (Познание) Развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление.
• CULTURE (Культура) Представление себя как часть культуры, а так же осознание существования альтернативных культур. Сюда входят межпредметные связи и воспитание гражданства.
Здесь, на предметных уроках по CLIL лексический подход важнее грамматического.
При работе с текстом важно наличие иллюстраций для визуализации прочитанного, тексты могут быть представлены схематически, что помогает ученикам определить идею текста и представленную в нем информацию.
После прочитанного, желательно, чтобы ученики смогли передать идею текста своими собственными словами, в то же время учителю необходимо обратить внимание учеников на определенные лексические обороты, подходящие по теме и предмету. Также учитель должен обращать внимание на специальную лексику, а также на какие-то универсальные языковые единицы: фразовые глаголы, устойчивые выражения, степени сравнения, которые пригодятся вне зависимости от темы урока или предмета.
При составлении заданий должны учитываться уровни подготовки учеников и задачи обучения. Например можно использовать следующие задания: составьте или заполните диаграмму, таблицу, карту и т. д., найдите конкретную информацию (дата, место, время),расставьте абзацы в правильном порядке, определите порядок действий (например, инструкция), заполните пропуски в тексте, постановка проблемы: вопрос-ответ, термин-определение, часть-целое; задания на поиск конкретной информации; игры, в которых нужно угадывать слова, анкетирование класса, задайте 20 вопросов по тексту, при этом существует наглядная схема различных видов вопросов, устная презентация работы, подкрепленная визуальными материалами Тексты должны быть только по предмету, только в этом случае происходит развитие предметной и языковой компетенции.
От учителя требуется систематически планировать, учить, контролировать и оценивать.
Преимущества CLIL:
• Повышает языковую компетентность и уверенность в себе
• Поднимает мотивацию преподавателя и учащихся
• Мотивирует и поощряет независимость и собственное мнение
• Улучшает грамотность первого и второго языка
• Развивает учебные навыки, концентрацию
• Позитивное отношение к гендерным вопросам
• Развивает навыки мышления
• Развивает культуру и межкультурные знания
• Увеличивает лексику обучения


На уроках по CLIL учителя и ученики должны владеть языком обучения. Учащиеся должны обязательно знать язык, на котором объясняется предмет (это словарь, грамматические структуры), чтобы иметь возможность понять предмет и объяснять свои идеи, общаться. Например, по географии учащиеся должны иметь словарный запас, чтобы описать карту и как интерпретировать показания на карте. Они, возможно, уже знают, как использовать грамматические структуры, которые они могут использовать при изучении учебного материала предмета. Учащиеся, как правило, изучили язык на уроках английского языка. Например, при чтении карты на уроке учащиеся могут использовать основные глаголы, такие как 'течет' и 'протекает', чтобы описать маршрут реки. Они могут также использовать условное форму, чтобы выразить причину и следствие.
CLIL применяет знания грамматических структур и используемых в функциональном языке, но это не проверяет знания по конкретным темам лексики.
CLIL дает учащимся возможность развивать языковые способности во время уроков, и дает возможность приобретения лексики и грамматики. Тем не менее, в центре внимания урока CLIL понимание предметного содержания, а не грамматическая структура языка Исследования CLIL в классах показывают, что большинство учителей не учат грамматику в процессе преподавания содержимого, поскольку содержание и язык интегрированы. Как лексика и грамматика являются взаимозависимыми, полезно сосредоточиться на них, как часть, а не по отдельности.

Предметно-языковое интегрированное обучение

Понятие языкового погружения в широком смысле вышло из системы международного обучения СLIL.

Что такое CLIL? Если перевести данное понятие на русский язык, то это есть не что иное, как предметно-языковое интегрированное обучение.
Термин был придуман Дэвидом Маршем (Университет Ювяскюля, Финляндия) в 1994 году «CLIL имеет отношение к ситуациям, в которых учебные предметы или часть учебных предметов, изучается на иностранном языке и имеет двойную цель изучить предмет, изучая при этом иностранный язык.»
CLIL – термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. CLIL используется в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования.

Несмотря на то, что понятие появилось относительно недавно, корни интегрированного обучения уходят далеко в историю, начиная с ранних вавилонян и до начала 60-х нашего столетия, когда билингвистическое обучение приобрело огромную популярность во всем мире.


Использование иностранного языка в CLIL образовании зависит от поставленных образовательных задач и целей. CLIL – это своеобразный термин -“зонтик”, объединяющий целый ряд подходов, которые применяются в различных образовательных контекстах. Существует целый ряд терминов, описывающих различные способы внедрения CLIL, например: полное языковое погружение, “языковой ливень” и т.д.
При определении основных принципов методического подхода CLIL в разных европейских странах выделяется 4 основных аспекта, охватывающих культурную и языковую среду и направленных на решение предметных и образовательных задач. Каждый из 4 аспектов реализуется по-разному в зависимости от возраста обучающихся, социально-лингвистической среды и степени погружения в CLIL.

Идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения возникла в результате возросших требований к уровню владения иностранным языком при ограниченном времени, отведенном на его изучение. С этой проблемой сталкиваются учителя практически во всех странах.

Этот подход позволяет осуществлять обучение по двух предметах одновременно, хотя основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету.

Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений. Изучение иностранного языка и неязыкового предмета одновременно является дополнительным средством для достижения образовательных целей и имеет положительные стороны как для изучения иностранного языка, так и неязыкового предмета.

Среди многих книг по теме CLIL на разных языках есть и настольная книга на эстонском языке: „Lõimitud aine- ja keeleõpe" P.Mehisto, D.March, M.J.F.Martin koostöös K.Võlli ja H.Asseriga. Вышедшая в свет в 2008 году настольная книга вызвала огромный интерес среди учителей и других заинтересованных групп и побудила объединиться для продолжения работы в данном направлении.

 К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL

В современном обществе  приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве, при этом владение иностранным языком рассматривается как один из  инструментов расширения профессиональных знаний и возможностей. В связи с этим появляются новые образовательные технологии обучению иностранным языкам. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning).

CLIL (Content and Language Integrated Learning) рассматривает изучение иностранного языка, как инструмента для изучения других предметов, таким образом, формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. Наиболее распространённым является следующее определение: CLIL -дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие обще-учебных  знаний и умений.

На сегодняшний день многие страны успешно используют методику CLIL на практике. Так,  в Венгрии уже давно существуют билингвистические школы, в которых учебные дисциплины изучаются на иностранном языке. Использование методики CLIL в Болгарии осуществляется уже около 50 лет и представляет большой интерес для специалистов, работающих в этой области. По этому методу в билингвистических школах ведется обучение таких предметов как, история, география, биология, философия, а для реализации учебного процесса используются английский, немецкий, французский, испанский и др. языки. Данная методика используется в высших учебных заведениях, что позволяет подготовить не только специалистов в определенных профессиональных областях, но и специалистов владеющих иностранными языками.

При проектировании курса обучения на основе данной методики необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL: сontent (содержание), сommunication (общение), сognition (мыслительные способности), сulture (культурологические знания).

Кроме того, при определении основных принципов CLIL выделяют пять  аспектов, каждый из которых реализуется по-разному в зависимости от возраста обучающихся, социально-лингвистической среды и степени погружения в CLIL.

1. Культурный аспект

2. Социальный аспект

3. Языковой аспект

4. Предметный аспект

5. Обучающий аспект

Использование данной методики на практике  позволило выделить ее плюсы, а также некоторые проблемы ее внедрения в учебный процесс. Одним из основных плюсов данной методики является повышение мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся. Изучение языка становиться более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Попадая в ситуацию общения на иностранном языке, студенты оказываются неспособны показать свои знания в профильных областях таких как: строительство, педагогика, медицина, культура искусство и т.д.  без знаний иностранного языка. А значит, они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Таким образом,  умение общаться, на иностранном языке в профессиональном контексте, становиться приоритетным.  Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и  понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!