СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1-4 классы Нормативные, организационные, содержательные и методические аспекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Литературное чтение на родном русском языке» реализуется наряду с обязательным курсом «Литературное чтение». В то же время цели курса литературного чтения на родном русском языке  имеют свою специфику. ПОЭТОМУ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ ВСТАЛИ ПРОБЛЕМЫ:

  1. по отбору содержания учебного материала;
  2. по выбору типов уроков, методов, приемов, форм работы;
  3.  по видам оценивания обучающихся на уроке.

 На эти все вопросы нам нужно будет ответить в конце моего выступления, подведя итоги.

Просмотр содержимого документа
«Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1-4 классы Нормативные, организационные, содержательные и методические аспекты»

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1-4 классы
Нормативные, организационные, содержательные и методические аспекты


Слайд №1

Уважаемые коллеги. Разрешите представить Вашему вниманию выступление по теме Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» 1-4 классы. Нормативные, организационные, содержательные и методические аспекты».

Слайд №2

В толковом словаре русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова понятие родной язык трактуется как ЯЗЫК СВОЕЙ РОДИНЫ, ЯЗЫК ТОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, К КОТОРОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОВОРЯЩИЙ.

Слайд №3

С 1 сентября 2018 года во всех школах России в рамках начального общего образования была введена новая предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», а в рамках основного общего образования «Родной язык и родная литература».

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В.В. Путиным 03 августа 2018 года, предусматривается изучение в школах русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Предполагается, что новый закон защитит права школьников, которые проживают в республиках и считают своим родным языком русский, а не распространенный, например, в регионе национальный язык.

А также согласно новому закону, каждый сможет выбирать и изучать тот или иной родной язык.

Слайд №4

Данные нововедения опираются на следующую нормативно-правовую базу, которую вы можете видеть на слайде. Она соответственно касается реализации прав граждан на получение образования на родном языке, изучения русского языка как родного из числа языков народов РФ, внесения изменений в ФГОС начального общего образования, предоставления рекомендаций по обеспечению образования на родных языках и т. д.

Слайд №5

Таким образом в учебном плане школы наряду с предметами «Русский язык» и «Литературное чтение» появились предметы «Родной язык (русский)» • «Литературное чтение на родном языке (русском)»

Сегодня поподробнее остановимся на предмете «Литературное чтение на родном руссом языке». В связи с отсутствием в настоящее время федеральных программ по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)», количество часов на его изучение четко неопределено, это право предоставляется ОО за счет часов из части, формируемых участниками образовательного процесса, а также за счет «третьего часа» физкультуры.

Предмет «Литературное чтение на родном русском языке» является самостоятельным и обязательным для изучения. Недопустимо использовать учебное время, отводимое ОО для изучения предмета «Литературное чтение на родном русском языке» для изучения предмета «Литературное чтение», «Русский язык» или для подготовки к ВПР.

Слайд №6

Об этом говорится в Письме Министерства Просвещения РФ от 20.12.2018 года №03-510 «О направлении информации и рекомендаций по применению нормативного законодательства по обеспечению образования на родных языках»).

Слайд №7

Курс «Литературное чтение на родном русском языке» реализуется наряду с обязательным курсом «Литературное чтение». В то же время цели курса литературного чтения на родном русском языке имеют свою специфику. ПОЭТОМУ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ ВСТАЛИ ПРОБЛЕМЫ:

  1. по отбору содержания учебного материала;

  2. по выбору типов уроков, методов, приемов, форм работы;

  3. по видам оценивания обучающихся на уроке.

На эти все вопросы нам нужно будет ответить в конце моего выступления, подведя итоги.

Слайд №8

Начнем с организационной деятельности педагога по введению предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебный процесс.

  1. Выбор учебников и учебных пособий, помогающих реализовать новый предмет (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253)».

  2. Разработка рабочих программ.

  3. Изучение методики преподавания нового предмета.

Слайд №9

В период отсутствия в федеральном перечне учебников по «литературному чтению на родном (русском) языке» возможно изучение данного предмета в интеграции с предметом литературное чтение (это процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия)

Слайд №10

В связи с отсутствием федеральных программ по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» рекомендуется руководствоваться предметными результатами, о которых говорится в ФГОС НОО

Слайд №11

и руководствоваться основными подходами в преподавании предмета

Слайд №12

Ни в коем случае, содержание предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» не должно дублировать содержание основного предмета «Литературное чтение». (сравнить)

Слайд №13

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» нацелен на посильное в пределах начальной школы решение двух глобальных проблем сегодняшней системы образования:

  • проблема чтения как процесса и как действия;

  • проблема расширения историко-культурного и читательского кругозора обучающихся

Поэтому рекомендовано использовать учебное содержание основного курса «Литературное чтение» и материал краеведческого и этнографического характера

Слайд №14

Используя учебное содержание основного курса «Литературное чтение», уделим внимание основным рекомендациями в отношении выбора авторского ряда и тематики произведений.

Авторский ряд: Лев Толстой, Саша Чёрный, Сергей Есенин, Михаил Пришвин, Василий Сухомлинский, Борис Заходер, Татьяна Ларина, Алексей Шевченко, Константин Ушинский, Михаил Матусовский, Елена Благинина, Андрей Усачёв, Мария Толмачёва и другие.

Тематика произведений: семья, школа, учёба, родители, родная земля, Родина, дружба, родная природа, времена года, наши младшие друзья, честь и достоинство, память потомков о Великой Отечественной войне, православные праздники и другое


Слайд №15

А по использованию краеведческого материала воспользуемся основными направлениями:

• красота родной природы и человеческих отношений

• философия народной мудрости

• достопримечательности Вятского края, страницы истории

• знаменитые народные промыслы и народные умельцы

  • народные традиции, светские и религиозные праздники.

Слайд №16

ИРО Кировской области рекомендована примерная программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», в которую вошли следующие разделы……

Слайд №17Т

Рассмотрим методические аспекты преподавания предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», которые особо не отличаются от предмета «Литературное чтение»

Слайд №18Т

Этапы урока «Литературное чтение на родном (русском) языке» такие же, как на урока «Литературное чтение», так как на том и на другом уроке идет работа с произведением.

Слайд №19АПЫ

Чтобы обеспечить достижение планируемых результатов освоения программ  в соответствии с  ФГОС начального общего образования, разработана определенная структура и механизм организации урока литературного чтения в начальной школе. Этим механизмом является технология продуктивного чтения, которую мы будем использовать и на уроке «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Слайд №20

Организовать учебный процесс можно и так, чтобы главное место в нем отводилось активной самостоятельной познавательной деятельности школьника, т. е. построить урок по технологии деятельностного подхода .

Слайд №21

Методы и приемы преподавания (словесные методы и приемы )

  • художественное чтение

  • эвристическая беседа

  • речевой эксперимент

  • речевые упражнения

  • антиципация

  • вчитывание

  • вычитывание

  • вслушивание

  • словарная работа

  • смена альтернативы в вопросе к одному и тому же предложению

  • построение вариантов ответов на один и тот же вопрос

Эвристическая беседа - организация беседы, которая приобретает характер постепенного развертывания. ВОПРОСЫ НЕ НОСЯТ БЕСПОРЯДОЧНЫЙ ХАРАКТЕР, ОНИ ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ОБЩЕЙ ТЕМАТИКИ

Вычитывание – «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания смысла текста и авторской позиции. В процессе беседы педагог выделяет 3 уровня восприятия произведения: эмоциональный, идейно-смысловой и ценностный.

Вчитывание – «смысловое чтение», цель- максимально точно понять и осмыслить содержание произведения с помощью анализа

Антиципация – предугадывание событий по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов (на разных этапах урока: речевые разминки, формулирование темы урока, восприятие произведения..)

Эмоциональное вслушивание – использование репродукций картин. Музыки, слайдов

Слайд №22 Методы и приемы преподавания (практические методы и приемы)

 моделирование (создание иллюстраций с помощью бумагопластики, аппликации композиции произведения, выявление взаимоотношений героев произведений и т.д.);

 конструирование моделей обложек книг;

 театрализация;

 дидактическая игра;

 практические работы с текстом, предложением, словом;

 словотворчество;

 детское прикладное творчество: вышивание, рисование, лепка, создание альбомов, книжек-самоделок  создание компьютерных презентаций

 исследовательская и проектная деятельность и др.


Слайд №23

Важной частью стратегии обучения родному языку является формирование навыков ведения диалогической и монологической речи. В этом плане важна организация нестандартных уроков.

Типы уроков:

традиционные типы:

урок знакомства с новым произведением,

Урок повторения, обобщения,

комбинированный урок и др.


уроки коллективного или индивидуального творчества

 урок-сказка

 урок-проект

 урок-исследование

 урок-конкурс

урок-викторина

 урок-отчет

 урок-спектакль

 урок-литературная гостиная

 урок-соревнование

 урок-эврика

 урок-игра



 Слайд №24

Формы работы на уроке

В познании нового идти от совместной деятельности к совместно-разделенной и к самостоятельной, развивая все виды коммуникации.


Слайд №25

Методические рекомендации


 Слайд №26

Организация контроля по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)»

1. Осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом

образовательной организации .

2. Оценивание результатов проводится в отметочной форме.

3. Основным видом промежуточного и итогового контроля является

представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.

 Слайд № 27-28

Так же проводятся итоговые контрольные работы в виде тестов или работы с тексто

Слайд №29

Критериальное оценивание

  • Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение), поэтому важно использовать на уроке критериальное оценивание, которое разрабатывается и обсуждается с учениками.

  • Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик–ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения

  • для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации, цветовые символы, шкалы с магнитами формирование самооценка


Слайд №30

Итак, подведу итог своего выступления …..


Слайд №31

На этом я заканчиваю свое выступление, надеюсь, все вопросы, которые были в вашей голове по поводу введения нового предмета превратились в другие более реальные очертания, символизирующие ваш творческий подход, который вы используете в преподавании предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!