СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложеник конкурентной фирмы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложеник конкурентной фирмы»

Чистая (совершенная) конкуренция. Известно несколько основных моделей рын­ка, в том числе модель чистой конкуренции. Примерами рынков, соответствующих этой модели, являются рынки сельхозпродуктов, валютные биржи. Основные признаки чистой конкуренции или конкурентного рынка следующие:

1. Очень большое число независимых фирм, прелагающих свой товар на рынке.

2. Стандартизованная продукция, которую предлагают фирмы на рынке. В глазах покупателя продукты разных фирм ничем не отличаются друг от друга.

3. «Соглашение с ценой». На этом рынке фирмы относительно малы и не могут по­влиять на установившуюся на нем цену, поэтому они «соглашаются» с ней и продают свой товар по этой цене.

4. Свободное вступление и выход на рынок (из отрасли) — нет никаких препятствий для выхода на рынок или свертывания деятельности на нем.

^ Предложение конкурентной фирмы. Стремясь максимизировать прибыль или ми­нимизировать убытки на конкурентном рынке, фирма в конкретный период времени пред­лагает такое количество товара, которое обеспечивает достижение этой цели.

^ Предложение в краткосрочном периоде. Краткосрочный период — период, не достаточный для вхождения новых производителей на рынок (в отрасль) или выхода из него. Рассмотрим применение метода сопоставления предельных показателей. Фирма будет сравнивать предельный доход с предельными издержками и расширять масштабы производства до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издерж­ками. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, фирма и будет предлагать на рынке.

Фирма может столкнуться и с ситуацией убытков, например, при снижении рыночной цены. Если по каким-то причинам рыночная цена продукции снизилась и стала ниже ми­нимума средних валовых издержек, то фирма продолжит производство в объеме, позво­ляющем полностью возмещать средние переменные издержки и частично компенсиро­вать постоянные издержки, дожидаясь более благоприятной конъюнктуры. Если рыноч­ная цена окажется ниже уровня переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать свои затраты и вынуждена будет прекратить производство.

Для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, предельный доход всегда равен цене реализации продукции.
Предложение на конкурентном рынке будет равно сумме предложения всех фирм. При этом предельные издержки будут одинаковыми у всех производителей отрасли. Но раз они одинаковые для всех фирм, то можно сказать, что они определяют не только цену продукции отдельной фирмы, но и цену на рынке в целом.

В результате изменения спроса изменится и цена, следовательно, предельные издер­жки изменятся так, что их новый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Однако это условие не означает, что фирмы получают прибыль в любом случае. Все зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равно­весные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены падают, и фирмам приходится либо приспосабливаться к низ­ким ценам, и а том числе нести убытки, либо уходить с рынка.

^ Предложение в долгосрочном периоде. Долгосрочный период предполагает, что фирма может реаги­ровать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынкеЕсли при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффективно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство и предложение на рынке сокращается. Резуль­татом сокращения предложения является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа к рынку, появляются новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снова снижается.

Эффективность рынка совершенной конкуренции

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества субъектов рыночной системы в процессе создания, сбыта и потребления благ.
При изучении деятельности организаций выяснилось, что наиболее последовательно организации стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция — это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий.

Анализируя эффективность конкурентного рынка, выделяют:

1) эффективность производства (производство продукта при наименьших расходах);

2) эффективность распределения факторов (между отраслями и отдельными производителями для максимизации удовлетворения потребностей);

Эффективность производства конкурентного рынка реализуется, поскольку цена устанавливается на уровне минимальных средних расходов, а это означает, что потребители получают необходимые им товары по наименьшим из всех возможных цен.

Эффективность распределения факторов видна из того, что конкурентная фирма использует факторы только до того уровня, при котором цена равна предельным расходам, а это означает, что факторы распределены эффективно.

Но рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки:

1) конкурентная фирма производит только то, что у неё покупают. Фирма не станет производить общественные блага, за которые не будет иметь возможности получить возмещение от потребителя. Поэтому рыночный механизм в современной экономике дополняется государственным регулированием;

2) ориентация конкурентной фирмы на максимизацию прибыли часто приводит к конфликту между текущими и перспективными целями (эффект Робин Гуда).

Однако даже с упомянутыми недостатками рынок совершенной конкуренции является эффективнейшей моделью рынка.

Эффективность конкурентных рынков проявляется в следующем:
- в улучшении качества производимых товаров и услуг; 
- увеличении ассортимента производимых товаров и услуг;
- научно-техническом прогрессе;
- достижении состояния равновесия на рынках;
- достижении «прозрачности» рынков.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!